Зрительный ряд: 1. Лисипп «Апоксиомен». 2. Поликлет «Дорифор»

Заполнение таблицы.

Задание. Что отличает эту скульптуру от того, что мы видели у Мирона и Поликлета? Какие изменения происходят в скульптуре? Что нового открывают нам работы Скопаса? Ваши мысли. Впечатления.

Можно ли считать эти скульптуры работой одного мастера? Приведите аргументы.

После обсуждения заполнение таблицы (третий столбик).

Имена скульпторов Названия памятников Особенности творческой манеры
  Классический период (V-VIвв. до н.э.)  
Поликлет «Дорифор» (Копьеносец) Определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры. Человеческая фигура дана в медленном шаге с упором на одну ногу (хиазм). Идеализация, бесстрастность. Отсутствие психологизации и индивидуализации.

Правильный ответ: Подобно «Дискоболу» движение Марсия находится как раз в промежутке между двумя импульсами – схватить флейту и отпрянуть назад под угрозой Афины. Точно так же и движение Афины состоит из двух противоречивых импульсов – она готовится уйти и одновременно поворачивается назад, угрожая Марсию. Скульптурная группа «Афина и Марсий» создана Мироном.

Прием Поликлета (хиазм) со всей очевидностью просматривается в статуе Диадумена (Юноши, повязывающего голову).

Диадумен создан Поликлетом через 20 лет после «Дорифора».

Скопас –древнегреческий скульптор IVвека до н.э., творческая деятельность относится к 380-330 годам до н.э., представитель поздней классики. Работал для многих городов Греции и Малой Азии. Как архитектор и скульптор принимал участие в создании Мавзолея в Галикарнассе. Отдельные фрагменты фронтонных композиций храма и части фриза Мавзолея, выполненные рукой Скопаса, сохранились до наших дней. С именем Скопаса в древности связывали около 30-ти мраморных статуй.

Творчество Скопаса знаменует собой большие перемены, происходившие в искусстве и в духовной жизни греков. На смену обобщенно-идеальным, внешне и внутренне устойчивым персонажам Фидия, Мирона и Поликлета приходит искусство более экспрессивное, выражающее напряженную душевную жизнь как изображенного персонажа, так и самого автора.

Решающий шаг в этом направлении сделал именно Скопас. В скульптурах Мирона и Поликлета воплощен не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа. Работа Скопаса (фрагмент«Голова раненого воина») далека от классического обобщенного представления о внешнем образе воина и гражданина, но создает остро-выразительный образ и раскрывает внутреннее состояние конкретного человека. Самое полное представление о стиле Скопаса дает его «Менада» («Вакханка»). Мчится неистовая спутница Диониса с ножом в правой руке и растерзанным козленком на левои плече. Такого порыва чувства и вихря движения не знала греческая пластика. Тело менады двигается одновременно во все стороны.

Искусство Скопаса проникнуто драматическим пафосом. В образах скульптора раскрывается мир сильных душевных чувств, борьба страстей. Душа человека становится все более интересна деятелям искусства. Скопас – разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Веками греки считали, что открыто обнажать свою боль – некрасиво. Давний эллинский идеал калокагатии, согласно которому только красивый человек благороден, переживает кризис, что открывает путь к изучению личности. Скопас стал мастером пафоса – страсти, страдания. Его главный интерес – в изображении людей и богов в момент аффекта, потрясения, ему необходимо показать борьбу эмоций.

Имена скульпторов Названия памятников Особенности творческой манеры
  Поздняя классика (рубеж IVв. до н.э.)  
Скопас «Менада» (Вакханка), «Голова раненого воина», фрагмент фриза мавзолея в Галикарнассе «Битва греков с амазонками» Разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения.

Учитель. Драматически-напряженное искусство Скопаса оказало заметное влияние на Лисиппа и мастеров последующих поколений. Чувств с каждым новым периодом в греческой скульптуре прибавлялось.

Лисипп – древнегреческий скульптор второй половины IVвека до н.э., придворный скульптор Александра Македонского. Сам себя считал «учеником Дорифора». Лисипп завершает искусство классической Эллады и кладет начало искусству следующего исторического периода – эллинизма. По некоторым данным, скульптор, работая с помощниками, оставил после себя 1500 произведений из бронзы. Ни одна статуя его не дощла до наших дней, сохранилось лишь несколько копий. «Апоксиомен» (атлет, счищающий с тела грязь после борьбы) – главная работа Лисиппа.

Обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками, поражают еще невиданной в античном искусстве буйной динамичностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: