Заполнение таблицы.
Задание. Что отличает эту скульптуру от того, что мы видели у Мирона и Поликлета? Какие изменения происходят в скульптуре? Что нового открывают нам работы Скопаса? Ваши мысли. Впечатления.
Можно ли считать эти скульптуры работой одного мастера? Приведите аргументы.
После обсуждения заполнение таблицы (третий столбик).
Имена скульпторов | Названия памятников | Особенности творческой манеры |
Классический период (V-VIвв. до н.э.) | ||
Поликлет | «Дорифор» (Копьеносец) | Определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры. Человеческая фигура дана в медленном шаге с упором на одну ногу (хиазм). Идеализация, бесстрастность. Отсутствие психологизации и индивидуализации. |
Правильный ответ: Подобно «Дискоболу» движение Марсия находится как раз в промежутке между двумя импульсами – схватить флейту и отпрянуть назад под угрозой Афины. Точно так же и движение Афины состоит из двух противоречивых импульсов – она готовится уйти и одновременно поворачивается назад, угрожая Марсию. Скульптурная группа «Афина и Марсий» создана Мироном.
Прием Поликлета (хиазм) со всей очевидностью просматривается в статуе Диадумена (Юноши, повязывающего голову).
Диадумен создан Поликлетом через 20 лет после «Дорифора».
Скопас –древнегреческий скульптор IVвека до н.э., творческая деятельность относится к 380-330 годам до н.э., представитель поздней классики. Работал для многих городов Греции и Малой Азии. Как архитектор и скульптор принимал участие в создании Мавзолея в Галикарнассе. Отдельные фрагменты фронтонных композиций храма и части фриза Мавзолея, выполненные рукой Скопаса, сохранились до наших дней. С именем Скопаса в древности связывали около 30-ти мраморных статуй.
Творчество Скопаса знаменует собой большие перемены, происходившие в искусстве и в духовной жизни греков. На смену обобщенно-идеальным, внешне и внутренне устойчивым персонажам Фидия, Мирона и Поликлета приходит искусство более экспрессивное, выражающее напряженную душевную жизнь как изображенного персонажа, так и самого автора.
Решающий шаг в этом направлении сделал именно Скопас. В скульптурах Мирона и Поликлета воплощен не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа. Работа Скопаса (фрагмент«Голова раненого воина») далека от классического обобщенного представления о внешнем образе воина и гражданина, но создает остро-выразительный образ и раскрывает внутреннее состояние конкретного человека. Самое полное представление о стиле Скопаса дает его «Менада» («Вакханка»). Мчится неистовая спутница Диониса с ножом в правой руке и растерзанным козленком на левои плече. Такого порыва чувства и вихря движения не знала греческая пластика. Тело менады двигается одновременно во все стороны.
Искусство Скопаса проникнуто драматическим пафосом. В образах скульптора раскрывается мир сильных душевных чувств, борьба страстей. Душа человека становится все более интересна деятелям искусства. Скопас – разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Веками греки считали, что открыто обнажать свою боль – некрасиво. Давний эллинский идеал калокагатии, согласно которому только красивый человек благороден, переживает кризис, что открывает путь к изучению личности. Скопас стал мастером пафоса – страсти, страдания. Его главный интерес – в изображении людей и богов в момент аффекта, потрясения, ему необходимо показать борьбу эмоций.
Имена скульпторов | Названия памятников | Особенности творческой манеры |
Поздняя классика (рубеж IVв. до н.э.) | ||
Скопас | «Менада» (Вакханка), «Голова раненого воина», фрагмент фриза мавзолея в Галикарнассе «Битва греков с амазонками» | Разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения. |
Учитель. Драматически-напряженное искусство Скопаса оказало заметное влияние на Лисиппа и мастеров последующих поколений. Чувств с каждым новым периодом в греческой скульптуре прибавлялось.
Лисипп – древнегреческий скульптор второй половины IVвека до н.э., придворный скульптор Александра Македонского. Сам себя считал «учеником Дорифора». Лисипп завершает искусство классической Эллады и кладет начало искусству следующего исторического периода – эллинизма. По некоторым данным, скульптор, работая с помощниками, оставил после себя 1500 произведений из бронзы. Ни одна статуя его не дощла до наших дней, сохранилось лишь несколько копий. «Апоксиомен» (атлет, счищающий с тела грязь после борьбы) – главная работа Лисиппа.
Обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков с амазонками, поражают еще невиданной в античном искусстве буйной динамичностью.