Учение Иисуса Христа

ПРОМЫШЛЕНИЕ БОЖИЕ О НАШИХ НУЖДАХ.

Бог из зла -- творит добро.

Недоумение касательно благоденствия нечестивых и страданий праведных.

Августин говорит: "Волнуется море мирское, и Ты, Господи, видишь злых процветающими, добрых же -- угнетаемыми: вот, искушение, вот, буря. Господи Боже! В этом ли состоит Твоя правда, чтобы злые благоденствовали, а добрые страдали? - И Бог отвечает тебе: это ли твоя вера? Это ли Я обещал тебе (т.е. цветущее состояние)? Или ты потому называешься христианином, чтобы наслаждаться мирскими успехами?" (см. Август. Толкование на 55-й псалом). Смиримся пред Богом, и успокоим наши сердца верою в Божие Провидение, когда мы видим нечестивых -- господствующими, благочестивых -- озлобляемыми и притесняемыми, благочестие -- искореняемым, правду -- разоряемой. Ничего этого не было бы, если бы не Бог допустил это, и истинно не допустил бы Он, если бы не имел на то достаточных причин, ради которых признал Он за лучшее допустить, чем воспретить. Скажешь: от этого допущения возникают многоразличные бедствия и величайшие смуты. Можно сожалеть об этом, но сожалеть рассудительно: ибо по весьма справедливым причинам так угодно было Богу, Который из величайшего зла может производить дивное добро, так легко, как легко вынуть меч из ножен.

В будущей жизни -- всё разъяснится.

Не удивляйся тому, что суды Божии -- таинственны и непостижимы: во второе пришествие Христово, в страшный день судный вся жизнь каждого человека явится как в зеркале; выяснится и каждая причина, по которой Провидение Божие устроило то или другое происшествие, и для чего устроило, повсюду: во всех царствах, городах, семействах и с каждым человеком. Всё откроется. Откроется, как милостив был Господь к согрешающим, и каждый из них более или менее будет безответен; а также и то обнаружится, в какой степени был сообразен образ Божиего мироправления с Его славою и правдою, и насколько приличен и благодетелен для всех тварей.

Не забудем того, что Бог из каждого зла творит некоторое добро. Что печальнее было грехопадения Адама и Евы со всем родом человеческим? Однакож Бог так восстановил их, что теперешнее положение христианина выше Адамова райского положения. Христова крестная смерть - для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; однакож она соделалась спасением всего мира, всем званным честию и славою и приобретением вечной блаженной жизни (1 Кор. I, 23).

Бог - заботливый хозяин. Он в Своих руках держит все великия и богатыя жизненныя сокровища, и от Него одного должно просить их усердными молитвами.

Пустынножитель Марк обыкновенно говорил: кто НЕ ИМЕЕТ упования на Бога в получении от Него временно потребнаго, тот -- НЕ МОЖЕТ полагать на Бога надежду получить от Него то, что ведёт человека в жизнь Вечную, например: веру, надежду и любовь, мудрость. Если Бог дал тело, то неужели не оденет его? Жизнь (т.е. душа) не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф.VI, 25). Когда Он даровал нам жизнь, которая дороже пищи, и тело, которое важнее одежды, то несомненно даст и все способствующее к сохранению жизни и к пропитанию плоти. Тем более не откажет Он нам во всем этом, что Сам Он восхотел, по величайшей Своей благости, даровать нам бытие и жизнь. И если даром, охотно дал Он важнейшее для нас, то и может, и желает дать, и всегда посылает и менее важное. Но пошлет с условием, чтобы и мы не оставались праздными: ибо Он создал и призвал нас на землю, чтобы возделывать ее и содержать в порядке (Быт. II, 15), а не для праздности, уповать же на Него Единаго, Всемогущаго и Всещедраго, а не на самих себя. Иов, вопрошая о приготовителе пищи для воронов, о себе не пекущихся, говорит: "Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?" (Иов. XXXVIII, 41).

И Сам Христос, взяв подобие от птиц, учит нас, говоря: "Взгляните на птиц небесных: оне ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их" (Матф-VI, 26). Тот же Учитель Небесный говорит: "Не две ли малыя птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц" (Матф. X. 29- 31). Этот первый довод против нашего маловерия представляют нам животныя, кормящияся без всякаго о себе попечения, - чтобы хотя от них уразумели мы и научились познавать всемогущество Провидения Божия, в Коем только мы и можем найти себе успокоение и мир душевный.

Второй довод представляют нам дико растущие цветы. Господь, указавши на Провидение Божие о маленьких птицах и о волосах на голове, говорит: "Посмотрите на полевыя лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Матф.VI, 28. 29). И отсюда Христос выводит заключение: "Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! оденет" (VI, 30). К этому добавляет Господь наш и третье наставление о тщетности нашего о себе самопопечения, говоря: "Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?" (Там же, VI, 27).

Всякая заботливость наша о себе самих, не соединенная с упованием на Бога, -- тщетна, НАПРАСНА, о чём Господь и говорит: "Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту... итак если и малейшаго сделать -- не можете, что заботитесь о прочем? " (Лук. XII, 25.26). Суетен и неполезен весь труд ваш, если Бог не поспешит и не благословит его. Во всяком начинании и деле своем возлагай на Бога все упование, и Он (без твоего старания) все устроит к лучшему по Своей неизреченной милости: "Он открывает руку Свою и насыщает все живущее благоволением" (Пc.CXLIV, 16).

Почему много бедных среди нас?

Итак, если Господь Бог заботится об удовлетворении жизненных потребностей всех вообще: ибо Он сотворил и малаго и великаго и одинаково промышляет о всех (Прем. Солом. VI, 7), то почему везде находится множество нищих и весьма оскудевших людей? Чудно, братия, Провидение Божие о нищих. Истинно сказал о сем святой Иоанн Златоуст, что не только нищие имеют нужду в богатых, но и богатые еще более нуждаются в нищих. Всё, что было и есть в мире добраго и Богу угоднаго, устроено старанием и деятельностию бедных, но трудолюбивых и богобоязненных людей. Быв лишены довольства и денег, они трудились в поте лица, продавали свои труды богатым; они не забывали Бога, молились своему Творцу и Промыслителю, Который в самой нищете их покровительствовал им. Многие святые угодники Божии, пребывая в крайней нищете, её одну больше всех богатств любили, и имели величайшее о себе Божие Промышление. Не имея ничего, но как бы всем обладая, они свободно, в великой душевной радости возглашали: Отче наш, Иже еси на небесех... имея при этом в устах и сердце слова Псалмопевца: "Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: