Процедура исследования 21 страница

В большой мере музейные собрания дополняют экспозиции как

Национальной галереи, так и Британского музея. Произведения искусств и ремесел стран Востока, особенно Индии, не только не уступают коллекциям Британского музея, но иногда и превосходят их.

Так, например, когда англичане в 1815 году захватили город Канди -

бывшую столицу Шри-Ланки, они вывезли из буддийских храмов

множество серебряных и золотых изделий, в том числе образец национального прикладного искусства Шри-Ланки - серебряный черпак

с ручкой из слоновой кости.

В Южном коридоре Музея экспонируются собрания европейской

мебели и различных изделий из дерева. Здесь же, в Зале ковров,

выставлена богатейшая коллекция голландских ковров, а также экспонируются три картины на тему «Торжество Петрарки»: «Торжество

доброго имени над смертью», «Торжество смерти над целомудрием» и

«Торжество смерти над любовью».

В западной части Музея представлено вооружение, серебряные и

золотые изделия, изделия из драгоценных металлов и слоновой кости.

Большой интерес у посетителей вызывают замечательные античные

золотые украшения - греческие, римские и египетские. Среди них

особо выделяется золотой браслет греко-бактрийской работы III века

до н. э., найденный при раскопках на берегах Окса.

Жемчужиной Музея является Галерея рафаэлевских картонов.

Специалисты считают, что эти замечательные картоны были исполнены или самим Рафаэлем, или его учениками и предназначались для

копирования их на коврах, заказанных папой Львом Х и теперь

выставленных в Ватикане. Скупил эти картоны за счет английского

короля Чарльза Х великий Рубенс. Картоны (а их семь из десяти)

производят впечатление фресок. Все они выполнены на библейские

сюжеты: «Повеление Иисуса Христа Петру», «Смерть Анания», «Петр

и Иоанн исцеляют хромого», «Павел и Варнава в Листре», «Волшебник Елимас, пораженный слепотой», «Проповедь святого Павла в

Афинах» и «Чудесный улов рыбы». Кроме этих семи оригинальных

картонов, в Музее имеются еще три их копии.

В Музее Виктории и Альберта находится много позолоченных

столовых приборов из серебра, так как средневековый этикет отводил

им очень большое место. Ими же за обеденным столом обозначали

места для наиболее почетных гостей. Во Франции и Германии для

этих целей использовали декоративные предметы в виде корабля, в

Англии - большие солонки. Однако, независимо от своей формы,

эти вещи являлись драгоценным украшением любого стола - даже

королевского. Сам хозяин и наиболее уважаемые гости обмакивали

Мясо в солонку, расположенную в специальном углублении такого

необычного столового прибора-украшения. Остальные гости пользовались небольшими солонками, расставленными на столе.

«Корабль Бёргли» и является одной из таких замечательных солонок, сделанной в форме плывущей на всех парусах бригантины. Солонка-корабль была изготовлена парижским мастером Пьером Фламароном в 1482 году. Основание столь необычной солонки как бц

«изрезано» морскими волнами, а сирена поддерживает на хвосте рако.

вину, которая одновременно является и корпусом судна. На корме

бригантины сделано специально углубление, в которое насыпали соль.

Хранится в Музее и сосуд для горячих напитков «Эшли-Купер» с

подносом к нему. Такой напиток из горячего вина или эля, смешанного с кусочками хлеба (или жидкой овсяной кашей), яйцами, сахаром

и пряностями, появился еще в XIV веке, но в Европе стал особенно

популярен в XVII веке. Эта горячая смесь хорошо восстанавливала

силы и ее часто давали больным и женщинам после родов.

Сосуды для таких напитков имели две ручки, а крышки их часто

делали плоскими, чтобы использовать их как подносы для самих

сосудов. Именно такой прибор и представляет собой сосуд «ЭшлиКупер», сделанный из позолоченного серебра в 1665 году. Сам сосуд

и поднос к нему покрыты сценами охоты на дикого кабана и дикого

оленя.

В Музее Виктории и Альберта находится также одна из самых

известных драгоценностей позднего Ренессанса - так называемая

Драгоценность Каннинга. Она изготовлена примерно в 1580 году и

украшена крупной жемчужиной неправильной формы, которая использовалась в качестве торса водяного на самой Драгоценности. |

Голова водяного сделана из золота, лицо и руки его покрыты белой|

эмалью, а хвост украшен цветной эмалью, рубинами и бриллиантами, <

В правой руке водяной держит кривой ятаган, а в его левой руке -4

ажурный щит, также украшенный эмалью и самоцветами. С Драго|

ценности свисают три подвески из жемчужин неправильной формы и

несколько оправленных в одну касту рубинов. |

Легенда утверждает, что Драгоценность Каннинга - это велико|

лепный дар герцога Медичи императору Моголов. Драгоценность)

видимо, долгое время и находилась в Индии, так как именно там

живот водяного был украшен рубином с гравировкой, а снизу добав|

лены жемчужные и рубиновые подвески. В конце 1850-х годов сокро-'

вище приобрел в Дели граф Каннинг (отсюда и название его), который был в то время генерал-губернатором Индии. Долго странствовала Драгоценность Каннинга, переходя из рук в руки, пока ее не

приобрела миссис Э. Хакнес за 10 000 фунтов стерлингов и не передала в дар Музею Виктории и Альберта.

НОВГОРОДСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Новгород. Памятник 1000-летия России

Новгородский исторический музей был основан Губернским статистическим комитетом еще в 60-е годы прошлого века. Именно комитет постановил создать в Новгороде музей и собирать для него в

пределах губернии предметы по истории, этнографии, естественным

богатствам и фабрично-заводской промышленности.

Первоначально Музей размещался в двух небольших одноэтажных

флигелях, и площадь его ограничивалась Златоустовской башней Детинца, а теперь не только Кремль - весь Новгород стал памятником

и музеем-заповедником. В первоначальных флигелях Музей располагался не очень долго, так как здания были ветхими, вскоре их разобрали, и на их месте по проекту архитектора В.М. Елкашева было

построено собственно здание Музея. В своем новом помещении Новгородский музей был открыт 17 января 1892 года и назывался он тогда

Музеем древностей. В него входили Отдел церковной старины, Оружейный (или Арсенальный) отдел, Нумизматический и Отдел бытовых предметов.

В Музее имеется коллекция серебряных монет, чеканенных с

1425 года в самом Новгороде. Их называли «новгородками». Вместе с

ними в коллекцию входит «гривна» - рубль новгородский, особая

монетная единица в виде палочки из серебра. Она принималась на вес

и употреблялась как в целом виде, так и разрубленная пополам. «Рубль»,

и произошло от слова «рубить». Из чужеземных монет в новгородской

коллекции представлены деньги немецких городов XVII века, серебряные арабские диргемы VI-VIII веков, византийские серебряные и

золотые монеты, а также удельных тогда русских княжеств.

Музейные собрания постоянно пополнялись с первых дней создания Музея, а в 1922 году после изъятия церковных ценностей в его;

коллекции поступило 2000 произведений искусства. После револю-і

ции он стал называться Историко-археологическим музеем, изменилось и деление Музея по отделам. Например, сильно увеличился

новый Отдел живописи - после того, как в него было передан^

200 картин из Русского музея.

Во время Великой Отечественной войны музейные собрания силы но пострадали. Фашисты вывезли из Новгорода 5000 икон, в том числе иконостас знаменитого Софийского собора. Его удалось вернуть только спустя долгие годы. Сейчас коллекции Музея пополняются в основном за счет археологических изысканий, которые были возобновлены сразу же после окончания войны.

Большую научную ценность представляют берестяные грамоты

найденные в Новгороде и других городах России. Грамотными в

Древней Руси были только князья, бояре да духовенство. И только

жители древнего Новгорода, этого великого города-республики, были

исключением. В Новгороде были широкие, мощеные толстыми бревнами улицы. Двадцать пять слоев деревянного настила раскопала

археологическая экспедиция профессора А. В. Арциховского. Там пролежала береста несколько столетий, пока лопата археолога не коснулась древней мостовой.

А в июле 1951 года сотрудница новгородской археологической

экспедиции Н.Ф. Акулова нашла под деревянным настилом свернутый в трубочку кусок бересты. Он был похож на берестяные поплавки,

которыми пользовались новгородские рыболовы. Акулова положила

его на полотно, но «поплавок» не желал спокойно лежать. Он покатился, будто обрадовался, что после восьми столетий вынужденного отдыха и мрака опять очутился среди людей. А когда солнце ярко

осветило его, Н.Ф. Акулова заметила на бересте буквы. Были они не

написаны, а выцарапаны или выдавлены.

Текст на бересте выдавливали при помощи деревянной, металлической или костяной палочки, которая называлась «писало». Десятки

таких палочек были обнаружены археологами при раскопках. Некоторые из них были в кожаных чехлах, которые подвешивались к поясу.

Такие «писала» находят во многих городах страны, например, в Смоленске, Пскове, хотя берестяные грамоты попадаются не везде. Самая

старая из найденных берестяных грамот написана в XI веке.

Новгородцы писали на своих грамотах хозяйственные записи и

жалобы в суд, любовные послания и личные письма. На одной из них

читаем. «Поклон от Гордея к отцеви и к матери. Продавше двор, идите

же семо Смоленьску ли Киеву ли...» Почему Гордей советует родителям продать дом и ехать в Смоленск или Киев? Ответ находим в той

же грамоте В Смоленске и Киеве, оказывается, дешевле хлеб. Последняя фраза говорит о том, что переписка в те времена была делом

привычным: «Але не идете, а присьлите ми грамотицу, строви ли есте»

(«Если не приедете, то напишите, здоровы ли»).

Центром большого музея-заповедника являются 36 выставочных

залов Новгородского кремля. Коллекцию древних икон открывают

«Петр и Павел» - произведение XII века. Апостолы стоят прямо,

слегка оборотившись друг к другу. Их лица тонкого письма отличаются благородством и наделены индивидуальными чертами. Пропорции фигур несколько удлинены, а головы апостолов нарисованы небольшими. Благодаря подчеркнуто большим ступням ног, апостолы кажутся крепко и твердо стоящими на земле.

Икона была выполнена не византийскими, а русскими художниками. Именно на это указывают удлиненные пропорции фигур, а также

сама композиция иконы, при которой изображение как бы сжато

полями слева и справа. Золотистый тон ликов апостолов, сочетающийся с голубым цветов их одежд, придает удивительный колорит и особое благородство всей иконе.

Грановитая палата стоит в Новгородском кремле особняком. Ее

называют еще Престольной, а в летописях она называется также

Одриною (или Великими сенями). Новгородский архиепископ Евфимий предпринял ее сооружение в 1433 году. На Владычном дворе

кремля был возведен сложный архитектурный комплекс, который

включал в себя несколько каменных зданий. Грановитой она названа

от разводов из треугольных граней, украшавших своды. В летописях

сказано, что Грановитую палату «мастеры делали немечкие из Заморья

с новгородскими мастеры».

Время и позднейшие переделки изменили первоначальный облик

Грановитой палаты. Нижний этаж ее оказался глубоко под землей и

был закрыт толстым пластом культурных наслоений почвы. По-новому выглядят сейчас и ее фасады. Широкие прямоугольные окна с

лепными украшениями появились здесь сравнительно недавно, а следы древних парных стрельчатых окон сохранились только на верхнем

этаже восточного фасада.

С южной стороны Палаты когда-то были парадные деревянные

сени, но в начале XIX века вместо них был выстроен каменный^

коридор с двумя широкими лестницами. Поднявшись по одной из1

них, посетитель оказывался у входа в Приемный зал. В его нишах до

сих пор можно видеть фресковые росписи XV века. На одной из них

изображен Иисус Христос, который держит раскрытую книгу: «Не на

лице зряще судите сынове человечестии, но праведен суд судите, им

же бо судом судите, судится и вам».

В Грановитой палате происходили торжественные приемы князей

и послов, а также собрания и обеды у новгородских владык В ней

собирался и так называемый «Одрин суд», состоявший из боярина,

житейного от каждого из пяти новгородских концов и из двух приставов - по одному от каждой участвующей в деле стороны. В назидание судьям и была сделана эта надпись.:

Грановитая палата Новгородского кремля пережила вместе с горо- ',

дом всю бурную судьбу этой феодально-вечевой республики. В

XV веке в ней собирался Новгородский совет, а когда Новгородская 1

земля была присоединена к Русскому централизованному государ-1

ству, именно в Грановитой палате именитые люди Великого Новгоро- 1

да «целовали крест», присягая на верность Москве. '

В 1822 году здесь была устроена церковь святого архиепископа

Иоанна. К церкви примыкали покои новгородских владык, которые

состояли из двух комнат. В первом помещении, в толще стен был

устроен темный затвор, куда владыка Иоанн уединялся во время

молитвы. На стенах второй комнаты были изображены некоторые

события из жизни святого Иоанна во время его архиепископства в

Новгороде. (А во время войны в этой святой для русского народа

палате немцы устроили ресторан для своих офицеров.)

В коллекциях изделий декоративно-прикладного искусства очень

широко представлены образцы и вообще вся история новгородского

серебряного дела. В течение многих веков Великий Новгород славился как искусный центр по производству изделий из серебра. В

конце XVI века в городе насчитывалось более 200 мастеров серебряного дела, которые «имели в серебряном ряду новгородского торга

63 лавки».

Сложные заказы Софийского собора неоднократно исполняли мастера Ефим и Костя - «владычни серебряные мастера». В 1556 году

Иван Грозный вызвал в Москву «ноугородцев серебряных мастеров

Ортемка да Родивонка, Петровых детей с братие, которые... горазди

серебром образов окладывати».

В Новгородском музее посетитель может увидеть особой формы

глиняные горшки, которые здесь были известны под названием «голосников». Ни в одном из археологических собраний Москвы и СанктПетербурга нет таких кувшинов, а между тем назначение их было

весьма своеобразно. Эти голосники использовались при кладке верхних частей храма, причем загонялись дном в стену, а отверстием

выходили внутрь храма - наподобие птичьих гнезд. Ученые предполагают, что они могли служить резонаторами или образовывали собой

особую кладку, отличающуюся легкостью, столь необходимой в верхних частях зданий.

Не одно десятилетие ведутся раскопки в Новгороде, были найдены

самые разнообразные предметы - жилища и мастерские, орудия труда и оружие, старинные корабли и сани, домашняя утварь, одежда и...

шахматы. Оказывается, в досуге новгородцев они занимали не последнее место.

Славен был игрой в шахматы и новгородский купец - былинный

богатырь Садко. Когда он опустился к морскому царю на дно Ильмень-озера, то не забыл захватить с собой драгоценную шахматную

доску с фигурами.

И скоро Садко снаряжается,

Берет он гусли звончаты,

Со хороши струны золоты,

Берет он шахматницу дорогу

Со золоты тавлеями..

История долго хранила молчание по поводу того, какие были в

древнем Новгороде шахматы во времена Садко. Но вот во время одной

из раскопок были найдены шахматы, оказавшиеся в 2-3 раза меньше

настоящих. Резко отличались они и по внешнему виду, напоминали

скорее маленькие геометрические фигурки - цилиндрики и усеченные конусы. Изготовлялись шахматы обычно из дерева, только несколько из найденных были из кости и одна (ладья) - из камня.

А в 1862 году в Новгороде состоялось торжественное открытие

памятника «Тысячелетие России» работы скульптора М.О Микешина. Новгород - один из древнейших русских городов. Ни один город,

наверное, не сохранил такого количества памятников древнерусского

зодчества и монументальной живописи, и все же «Тысячелетие России» занимает в нем особое место.

Идея создания памятника «Тысячелетие России» как государства

принадлежала правительству, и появилась она накануне крестьянской

реформы 1861 года. Это было тревожное время, когда по России

прокатилась волна народных выступлений против самодержавия. В

1857 году Кабинет министров вынес постановление о сооружении

памятника в Новгороде, с этой целью был объявлен сбор средств от

граждан всех сословий. Стоимость памятника исчислялась в полмиллиона рублей, но среди народа было собрано всего около 150 тысяч рублей, поэтому остальную сумму внесло правительство.

В мае 1859 года был объявлен конкурс на создание проекта памятника, и к сроку их было представлено 53. Из них и был выбран проект

скульптора М.О. Микешина, как наиболее соответствующий замыслам правительства.

Почему для установления памятника был избран Новгород? В те

времена сам город и дата - 1862 год - связывались с официальным

представлением о начале русского государства. Согласно летописям,

наши предки (в лице новгородцев и их соседей) пригласили для

управления русской землей варяжских князей. Один из них, Рюрик,

стал княжить в Новгороде в 862 году, этот год и стал считаться

основанием Русского государства1.

Скульптору М.О. Микешину предстояло также составить список

выдающихся русских деятелей с древнейших времен до середины

XIX века, фигуры которых будут установлены на памятнике. Список

подлежал утверждению царя, и составить его было очень нелегко. С

одной стороны, он должен был соответствовать требованиям российского императора, а с другой - общественному мнению прогрессивных людей.

Вокруг списка сразу же завязалась своего рода идеологическая

борьба. М.О. Микешин прибегнул к помощи выдающихся русских

историков и писателей - Вл. Соловьева, Н.И. Костомарова, М. Погодина, И. Гончарова, А. Майкова, Я. Полонского и других. Список

неоднократно подвергался всестороннему обсуждению, и каждый раз

в него вносились значительные изменения. Мнения разделились даже

по поводу таких деятелей, как М.И. Кутузов, В.А. Жуковский,

Г. Р. Державин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов. Из списка (видимо, по настоянию властей) были исключены поэт А. Кольцов и писатель Н.В. Гоголь, известный поэт Кантемир и знаменитый русский

флотоводец, адмирал Ф.Ф. Ушаков.

Здесь мы не будем вдаваться в подробности относительно данного факта

Однако многие ученые давно уже сомневались в справедливости подобного утверждения.

Закладка памятника «Тысячелетие России» состоялась 28 мая

1861 года на площади новгородского Кремля - между Софийским

собором и губернскими присутственными местами, а открыт был

памятник 8 сентября 1862 года. Подготовка к торжествам началась еще

с ранней весны 1862 года. Новгород, бывший до этого в некотором

запустении, заметно оживился. Работа кипела по всему городу. Тысячи рабочих принялись ремонтировать здание присутственных мест и

пристроили к нему новые подъезды. Ветхие стены и башни Кремля

отреставрировали. Готовились и к открытию памятника, и к приезду

по случаю торжеств императора Александра II.

О начале празднеств возвестили пятью артиллерийскими залпами.

На площади у памятника был устроен парад войск, а вечером в городе,

украшенном флагами, была иллюминация: повсюду горели фонари,

светились транспаранты, вспыхивали фейерверки. Для народа устроили гуляния, которые продолжались три дня.

Памятник «Тысячелетие России» состоит из нескольких бронзовых

фупп. Две фигуры верхнего шара символизируют собой всю Россию:

коленопреклоненная женщина в русском национальном костюме держит русский государственный герб. Около нее стоит ангел с крестом

в руках, олицетворяющий православие. Подножием этой группе служит большой шар, аллегорически изображающий царскую державу.

На среднем ярусе расположены шесть бронзовых скульптурных

групп, которые по замыслу должны были отображать шесть главных

эпох в истории Русского государства. На южной стороне этого яруса

во весь рост стоит фигура Рюрика, считающегося первым русским

князем. На плечах у него накинута звериная шкура, в левой руке он

держит меч, в правой - остроугольный щит. на котором древнерусскими буквами выбита надпись: «Лета 6370», что в переводе со старого

летосчисления соответствует 862 году.

Справа от Рюрика - фигура великого киевского князя Владимира

Святославича с крестом в поднятой правой руке и с книгой в левой.

Справа от Владимира изображена женщина, подносящая ребенка для

крещения, левее - мужчина бросает переломленное изображение

Перуна. Вся группа знаменует собой Крещение Руси.

На юго-восточной стороне памятника представлена мужественная

и могучая фигура московского князя Дмитрия Донского, изображенного в полный рост в доспехах русского воина - в кольчуге и шлеме.

Князь Дмитрий опирается ногой на поверженного татарина, в левой

Руке его - бунчук (татарское знамя), увенчанный полумесяцем, в

правой - палица.

Восточная сторона памятника представлена группой из пяти фигур,

отображающей разгром врагов Руси и образование Русского централизованного государства. В центре группы - великий князь Иван III. Он изображен в полный рост в царской одежде и шапке Мономаха. В руках

он держит символы царской власти: в правой - скипетр, в левой ~

державу. По сторонам от него скульптор расположил фигуры поверженных врагов, литовец, коленопреклоненный татарин из Золотой

Орды, ливонский рыцарь с поверженным мечом, после него сибиряк,

стоящий на коленях и поддерживающий русский шар-державу.

Группа западной стороны памятника олицетворяет собой установление мира в Русском государстве после разгрома поляков и восстановление государственной власти избранием царем Михаила из дома

Романовых. На переднем плане расположены фигуры выдающихся

русских патриотов - Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Последний своим обнаженным мечом как бы преграждает путь врагам в

Русскую землю.

Средний ярус памятника замыкает группа северной стороны. На

ней зритель видит величественную, устремленную вперед фигуру

Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком, со скипетром в

руке. Над ним с левой стороны возвышается фигура Гения в образе

ангела, у ног Петра Великого лежит поверженный швед с разорванным знаменем.

На нижнем горельефе все выдающиеся деятели разделены скульптором М.О. Микешиным на четыре группы; «Просветители», «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники».

Из военных людей представлена и Марфа Борецкая - вдова новгородского посадника. За ней утвердилось прозвище «Посадница»,

хотя она ею никогда не была. Изображена Марфа-посадница с поникшею головою, в одежде боярыни. У ног ее лежит разбитый вечевой

колокол - символ падения вольной Новгородской республики.

Но среди 109 запечатленных образов напрасно мы бы стали искать

Ивана Грозного. Для него, первого самодержца и создателя великой

империи, места среди них не нашлось. Потомки не пожелали почтить

память этого государственного деятеля из-за его якобы небывалой

жестокости. Многие писали о приступах «зверства и кровопролития»

у Ивана IV, о «беспримерных проявлениях его лютости и безнравственности».

Но где же найти образы более светлых и гуманных монархов?

Может быть, это французский король Карл IX? Но он организовал и

лично участвовал в Варфоломеевской ночи, когда только за сутки в

одном Париже было убито больше невинных людей, чем за все грозные годы русского царя. Карл IX не ужаснулся, не содрогнулся и не раскаялся. В последующие две недели во Франции было уничтожено

более 30 000 человек, виновных лишь в том, что они были гугенотами

и протестантами, а не католиками...

Может быть, это английский король Генрих VIII, который поубивал своих жен? Во время его правления в Англии крестьянские земли

были превращены в овечьи пастбища. Тысячи английских мужиков

потеряли свои наделы и вынуждены были скитаться и бедствовать. И

Генрих VIII постановил казнить всех бродяг. Вдоль больших дорог

было тогда повешено 72 000 бродяг и нищих.

«И все же, - восклицает известный историк В. Кожинов, - как

это ни странно и даже поразительно - и в русском, и в равной мере

западном сознании Иван Грозный предстает как ни с чем не сравнимый уникальный тиран и палач». Однако Иван Грозный не только

грешил, но и каялся, иной раз письменно обвиняя себя «в скверне, во

убийстве... в ненависти, во всяком злодействе». Иерархи православной церкви тоже осуждали самодержца, а на Западе ничего подобного не было. Да и сам русский народ назвал царя Грозным, а не Жестоким,

не Кровожадным и т.д. И все же русский государь всегда преподносился как тиран и изверг, потому и не нашлось ему места на памятнике «Тысячелетие России».

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Во время Великой Отечественной войны на подготовку и вывоз

коллекций Галереи дали всего девять июльских дней. В одних залах

еще ходили посетители, в других уже снимали картины.

Вывезти из Москвы в глубокий тыл, за несколько тысяч километров, сокровищницу русского изобразительного искусства, шедевры

мирового значения - такого не было еще в отечественной истории, да

и вообще во всей мировой практике.

Ящики для картин сколачивали основательно, поскольку дорога

предстояла дальняя и трудная. Внутри обивались клеенкой, а некоторые из них еще и оцинкованным железом снаружи. В них и укладывали бесценные живописные полотна Левицкого, Боровиковского,

Тропинина, К. Брюллова, П. Верещагина, И. Крамского, И. Репина,

Ге, Куинджи...

Снять, например, со стены «Утро стрелецкой казни» или «Боярыню

Морозову» было делом очень непростым. Человек десять понадобилось, чтобы спустить вниз полотна, ведь вес картин был весьма значительным. На полу картины вынимали из огромной массивной рамы,

а потом накатывали на специально изготовленный деревянный валик.

Непременно красочным слоем внутрь, переложив папиросной бумагой и мягкой фланелевой тканью. Обшивали такой валик холстиной

и только после этого укладывали в ящик подходящей длины.

Самое большой полотно в Третьяковской галерее - картина

А. Иванова «Явление Христа народу» (5,7х5,4 м) - тоже было свернуто на вал, но он не мог поместиться даже в самый большой товарный вагон. Директор Третьяковской галереи А.И.Замошкин даже ездил специально советоваться с железнодорожными специалистами, и

тогда было решено вал с картиной поместить на две открытые платформы и тщательно прикрыть его брезентом.

Много волнений сотрудникам Галереи доставила и картина

И.Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Красочный слой

ее оказался столь слаб, что мог осыпаться при любой неосторожной

встряске. Как же в таком случае упаковать и вывезти картину?

Когда сотрудники Галереи вынули это живописное полотно из

массивной золоченой рамы, то сразу же заметили на нижней кромке

холста осыпь красочных слоев. Её пинцетом собрали до самой последней крошки, но холст, конечно, нельзя было завернуть на вал,

нельзя даже было перевернуть его красочным слоем вниз. Много чего

было нельзя делать со знаменитой картиной! Даже просто трогать ее

с места...

Но война диктовала свои неумолимые законы, поэтому холст сняли с подрамника, живопись заклеили папиросной бумагой, чтобы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: