Процедура исследования 31 страница

участия в религиозном ритуале ее должны были нести несколько

человек. Маска сама может определить ритм танца - стремительные

или плавные движения партнеров, а тяжелая маска позволяет лишь с

трудом передвигать ноги.

Материалом для масок обычно служит дерево различных пород.

Процесс их изготовления сопровождается многочисленными заклинаниями и небольшими жертвоприношениями. Например, перед праздником тыквенных листьев к резчикам бывает просто не подступиться. В хижине духов, под прохладным шатром двух высоченных раскидистых сейб, резчик денно и нощно корпит над священной маской.

Вокруг хижины тихо-тихо, жена передавала ему через мужчин деревни пищу.

Никто из непосвященных не осмеливался приблизиться к хижине,

несколько мужчин - неусыпных стражей - решительными жестами

заворачивали обратно каждого, кто нечаянно забредал сюда. Любой

шорох, малейший порыв ветерка мог помешать мастеру: с каким

мучением в его сознании складывался еще один образ предка, возвратившегося из мглы небытия на праздник своих потомков.

Маска предка - вещь особая, поэтому дерева, не обретшего еще

живые черты души, не должен касаться взгляд женщины или ребенка.

Тогда вся работы пошла бы насмарку. Дерево, столь тщательно подобранное в лесу, обессилело бы, а деревня весь год изнывала бы от

страха: вдруг случится недород или другое несчастье.

Для изготовления масок применяют и другие материалы, о чем

тоже поведают стенды Музея. Например, в Анголе маски делают не из

дерева, а из древесного волокна по каркасу из прутьев. Бывают маски

из металла и тканей, а то плетеные из рафии. Ашанти в Гане отливали

маски обожествленных царей из золота и бронзы, а в средние века в

Бенине и Конго маски резали из слоновой кости.

Ритуальные маски должны сочетаться с костюмом, который делается из ткани или рафии. Это могут быть панталоны, туника или

юбка. У племени догонов юбки из фибры бывают короткие или до

колен - красные, черные, желтые. Их иногда надевают по две -

разного цвета, но длинная всегда бывает черного цвета.

К юбке обычно полагается нагрудная опояска с плетеными бретельками Опояска делается тоже из фибры, но иногда украшается

раковинами каури Если маска изображает женщину, то на груди

закрепляются еще две половинки плода баобаба, окрашенные в черный цвет

Различные племена Африки вносят в искусство изготовления маски свои образы и свои особые черты Например, стилизованные маски

племени моей (Верхняя Вольта) изображают антилопу с длинными

рогами или представляют просто длинную узкую пластину с резным

полихромным орнаментом

Изящные маски гуро (Берег Слоновой Кости) отличаются удлиненным овалом лица с выпуклым лбом и узким, косым разрезом глаз

Загадочные маски из Габона сразу можно узнать по мягкой полуулыбке их монголоидного белого лица с красным ртом и высокой черной

прической Племена Гвинеи обычно изготовляли свои маски в виде

женского бюста и носили их на плечах

В одной из витрин Музея выставлены удивительные маски народа

экой, который живет на границе юго-восточной Нигерии и Камеруна

Деревянные головы этих масок обтянуты кожей антилопы и изображают членов секретного общества Их зрачки и зубы выложены листовым железом, голова бывает часто увенчана причудливыми завитыми рогами Образ этих масок, вероятно, навеян древним обычаем

охоты за головами, которой некогда занимались местные племена

Маски смеются, плачут, строят гримасы Нередко они принимают

свирепое выражение и даже зловещий, отталкивающий вид Столь

угрожающий характер связан с их функциями деятельность некоторых обществ строилась на запугивании непосвященных, кое-где практиковались и человеческие жертвы Некоторые маски окружены столь

страшными запретами, что один только взгляд на них мог стоить

непосвященному жизни

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЭТНОГРАФИИ В ДАМАСКЕ

Арабское имя Дамаска - Димишк По одной версии, оно восходит

к древнееврейскому «даннаш», что значит «проливший кровь» Еще

Дамаск называют Аль-Шам, что в переводе с арабского означает

«лежащий на севере»

Люди жили здесь еще в добиблейские времена, растили пшеницу,

вращали гончарный круг, одними из первых на земле научились

выплавлять сталь Здесь было государство Угарит, давшее миру алфавит Здесь же процветала прекрасная Пальмира, руины которой до

сих пор удивляют и восхищают все человечество

История Дамаска - это история самой Сирии Она полна крови

интриг, вторжений Лежащая на стыке Европы, Азии и Африки

Сирия всегда была ареной распрей А на горе Касьон совершилось

первое в мире убийство мучимый завистью Каин убил брата своего

Авеля

Но в узких, мощеных булыжником улочках старого города, тихих

зеленых двориках, в банях с расписными куполами, караван-сараях

где, устав от долгого пути, отдыхали купцы и погонщики верблюдов,

в мечетях и медресе города есть особое очарование

Уже в глубокой древности Дамаск славился своими первокласснойшими мастерами и умельцами Чего стоит только один прославленный дамасский булат, сабли из которого удивительно прочны, легки

и настолько гибки, что клинки их можно согнуть в кольцо. А знаменитые дамасские ткани - легкие, воздушные или, наоборот, тяжелые

парчовые, с золотой или серебряной нитью? А изящнейшая чеканка на

бронзе и меди? Кожаные подушки, украшенные хитросплетением

цветных узоров, мебель, отделанная перламутром, скульптурки из

оливкового дерева, изделия мастеров-стеклодувов... Все это расходилось из Дамаска по караванным путям всего Ближнего, Среднего и

даже Дальнего Востока, попадало и в Западную Европу, и в российские земли

Первые этажи старых домов города обычно заняты лавочками и

мастерскими ремесленников, живущих наверху. Это небольшие помещения, целиком открывающиеся на улицу. Между лавочками можно

увидеть иногда узкую щель, в темноте которой заметны крутые каменные ступени уходящей наверх древней лестницы. А то в высокой

стене откроется небольшая деревянная дверца, обитая узором из полос

потемневшей от времени меди, и за полуметровым порогом вдруг

мелькнет чудо - дворик, выложенный мраморной мозаикой, затемненный старым абрикосом или виноградными лозами, украшенный

древнегреческими или древнеримскими статуями, а посреди него обязательный разноцветный мраморный фонтан, журчащий прохладными струями.

Таких двориков, относящихся к так называемым «тайным дворцам», в Дамаске много. «Тайными» такие дворцы (или просто богатые

дома) называются не потому, что их адреса действительно хранятся в

тайне. Просто, не зная расположения, их никогда не найдешь - они

затеряны в старых улочках, стиснуты со всех сторон самыми обычными жилыми домами, огорожены ничем не примечательными высокими и глухими стенами. Самым знаменитым из них считается сохранившийся в центре города изящный дворец Азема - бывшая резиденция турецкого паши. Неброский снаружи, он покоряет изысканностью внутреннего убранства. В 1954 году во дворце разместился Национальный этнографический музей с богатейшей экспозицией истории Сирии.

Квартал старого города, где находится этот Музей, самым тесным

образом связан с историей Дамаска. Есть сведения, что на месте

нынешнего дворца аль-Азема располагался дворец первого халифа

династии Омейядов - Муавийя В период правления мамелюков

здесь был монетный двор, который именовался «золотым домом».

Паша аль-Азем разными способами приобрел остатки прежнего дворца и соседние дома, все разрушил (несмотря на многочисленные протесты) и воздвиг новый дворец, на строительство которого не пожалел

никаких средсть Его дворец занимает площадь в 5500 квадратных

метроь в нем 19 залов. 5 дворов. 14 фонтанов, 26 комнат

Бугенвиллея, жасмин, розы, цесарины, кипарисы Что только не

украшает, не затеняет, не наполняет ароматами дворики и сады дворца. в которых голоса птиц сливаются со звоном струи в каскадах малых и больших фонтанов

Первый дворик раскинулся перед той частью дворца, которая называется «саламик» и предназначена только для мужчин, собиравшихся здесь поговорить, попить кофе, покурить кальян, сыграть в шишбеш Комнаты здесь превращены в тематические выставки, рассказывающие об обычаях и нравах Сирии XVIII-XIX веков Манекены.

наряженные в подлинные одежды тех времен, демонстрируют типичные бытовые сценки. Вот сам паша сидит, поджав ноги, на низком

диване. На ковре перед ним стоят его туфли с круто загнутыми носами

и резной серебряный кальян. На специальном столике, украшенном

перламутром и покрытом большим бронзовым блюдцем с чеканкой, -

чашечки для кофе. По правую руку от паши, одежды которого оторочены мехом сидит человек, одетый поскромнее; - его визирь А по

поавую руку от визиря - совсем скромный молодой человек - писец Он сидит прямо, не осмелившись поджаїь под себя ноги в

присутствии столь высоких лиц

Очень интересны сцены из жизни простых людей Одна из комнат,

например, имитирует старую дамасскую кофейню, посетителей которой развлекает рассказчик сказок. Другая комната - жилище крестьянина, принимающего гостя. Сам крестьянин сидит у большой жаровни, на которой обжаривает зерна кофе для гостя, пришедшего в

сопровождении шейха деревни Рядом с жаровней стоит круглая.

украшенная резьбой деревянная ступа, в которой будут истолчены

обжаренные зерна. Тут же круглый деревянный сосуд, в который

буает пересыпан истолченный кофе, и четыре бронзовых кофейника

с большими, круто изогнутыми носами. Кофейники уменьшаются по

размерам и соответствуют четырем стадиям крепости кофе в самом

маленьком (относительно!) кофе будет самым крепким, прошедшим

как бы «перегонку» в предыдущих.

Обстановка «народных сцен» - мебель, утварь, циновки, одежда - почти совершенно такая же, которой пользуются простые сирийцы и сейчас Сотрудники Музея опасались, что горожане и крестьяне не пойдут сюда смотреть то, что есть у них самих в домах. Но,

как оказалось, именно эти «народные сцены» пользуются у простых

посетителей наибольшим успехом.

Экскурсоводов в Музее нет, но экспозиция его так понятна и

наглядна, что объяснений никаких и не требуется. В воскресные и

праздничные дни от посетителей здесь не протолкнешься Они приходят сюда, чтобы увидеть собственную жизнь, посмотреть на свои

обычаи, на повседневные сценки, на традиционные костюмы, обыденные предметы быта и орудия труда И все это вызывает у них

восторг, они видят свою жизнь со стороны, видят ее яркую красоту,

заново открывают и осмысливают ее традиции.

Второй частью дворца является «харамлик» - помещение для

женщин. Здесь тоже много зелени и фонтанов, журчащих и в комнатах, и в многочисленных двориках. В одной из комнат представлена

сцена торжественного одевания невесты. На манекенах - одежды

прошлого столетия Мебель вокруг большого высокого зеркала украшена резьбой и орнаментом из перламутра Над «залами» первого

этажа идут спальные комнаты - своего рода большие шкатулки,

расписанные золотыми и серебряными узорами по потолкам и стенам,

с геометрическим и растительным орнаментом и образцами арабской

каллиграфии

Третья часть дворца - «хаммам» (подсобные помещения - кухни, склады, кладовые) Там же расположилась турецкая баня, состоящая из пяти комнат Первая из них - просторная раздевалка, которая

служит одновременно и комнатой отдыха Вдоль ее стен расставлены

диваны, на которых можно полежать После раздевалки следует помещение с прохладной температурой, затем - со среднегорячей, потом

парилка - небольшая низкая сводчатая комната и сразу же помещение с холодным воздухом. В бане тоже представлена своя «сцена».

банщик массирует посетителя.

Национальный музей стал самым популярным (после знаменитой

Золотой мечети Омейядов) у простых жителей Дамаска и его окрестностей. Здесь собраны и образцы ценнейшей мебели, которой украшала свои дворцы местная знать Здесь же выставлена посуда из богемского и китайского фарфора, которую уже с XVII века изготовляли по

специальным заказам дамасских правителей

Чтобы описать все сокровища Музея, понадобились бы сотни страниц Ткани и оружие, посуда и кухонная утварь, мебель и керамика, роспись стен и потолков, мрамор и слоновая кость, золотые и серебряные украшения (редчайшие по мастерству изготовления), образцы Корана и даже обыкновенное куриное яйцо, сплошь покрытое мельчайшими арабскими письменами, - на нем написаны все суры Корана Здесь же можно увидеть - под микроскопом! - зерно, на котором также изложен весь Коран

Конечно, Музей Дамаска посещают и многочисленные туристы со

всех концов планеты В одном из его залов выставлены скульптуры,

фрески, барельефы и горельефы, найденные при раскопках легендарной Пальмиры Они рассказывают о занятиях, нравах и образе жизни

древних пальмирцев На некоторых консолях колонн, где когда-то

устанавливались стаїуи, и сейчас можно увидеть их остатки Причем

ставились статуи не голько видных государственных деятелей, но и

всех тех, кто особо отличился в строительстве и украшении города,

будь он хоть самым простым горожанином

Из поколения в поколение передавало человечество миф о Кадме,

сыне финикийского царя, который прибыл в Элладу и обучил греков

искусству письма Ученые давно строили догадки о происхождении

алфавита, и вот наконец было сделано одно из крупнейших археологических открытий XX века

Теплым мартовским утром 1929 года один сирийский крестьянин

пахал свое поле Вдруг его плуг ударился обо что-то твердое Когда

сняли верхний слой земли, под ним обнажился свод богатой гробницы Находкой заинтересовались археологи так был открыт Угарит -

древний город-государство в северной Финикии

При дальнейших раскопках дворца в Угарите была отрыта комнла

писцов И в ней был найден первый в истории человечества алфавит - длинный брусочек с 30 знаками. Теперь он является одним из

ценнейших экспонатов Дамасского национального музея.

Финикийцы были и первыми в мире мореплавателями Их ловко

скроенные суда еще в третьем тысячелетии до нашей эры покидали

угаритскую гавань и направлялись к берегам Египта и далекой Европы

Пережив массу приключений, пройдя сквозь бури и штормы и забрав

иноземный товар, моряки возвращались на родину А женщины Угарита терпеливо ждали своих мужей, страдали и плакали Свои слезы они

собирали в маленькие флакончики, которые потом предъявляли мужьям как свидетельство неподдельной тоски и печали Сейчас эти миниатюрные флакончики тоже украшают коллекцию Дамасского музея

Весьма заботились женщины и о своей внешности Свежесть и

нежность кожи они поддерживали с помощью всевозможных мазей,

которые хранились в коробочках из слоновой кости Одна из них,

тоже теперь выставленная в Национальном музее Дамаска, была сделана в форме утки с изящно вытянутой шеей.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ В МЕХИКО

Ацтекское нагрудное золотое украшение

Это была лампа-курильница, выкованная из полированной меди, в

форме лебедя Лампа стояла на треножнике из белого металла украшенном драгоценными камнями Если повернуть винтик на треножнике и зажечь лампу, то вспыхнет язычок пламени Через несколько минут

он потухнет, а из клюва медного лебедя потянутся три струйки дыма

Переплетаясь, они образуют странную треугольную фигуру, плывущую

в воздухе Очертания образующихся фигур определяются длиной воздушного столба в шее лебедя

Так описывается в увлекательной детективной повести это произведение искусства, найденное в одной из индейских пирамид По

сюжету детектива в струйки дыма было введено вещество, которое

позволило усыпить и впоследствии разоблачить их козни

Преступников Как бы там ни было в детективе, но во время

раскопок древних индейских городов и пирамид археологи находяї

очень много удивительных предметов, порой загадочных и таинственных Многие из них давно заняли свои места в музеях Мексики

(например, в музее города Оахака), Перу, Боливии и других стран

Как известно, город Мехико расположен на территории Теночтитлана - древней столицы ацтеков Главная площадь мексиканскои

столицы совпадает с центром Теночтитлана, на которой были расположены дворцы правителей, культовые пирамиды и другие здания

Кортес покоривший ацтеков, построил свою резиденцию здесь же

В сентябре 1964 года в присутствии многочисленных представителей мексиканской интеллигенции, деятелей науки и кулыуры, А гакжс зарубежных "остей в Мехико был открыт Антропологический музеи

Прекрасное по своей архитектуре здание расположилось в парке

Чапультепек Его строители сумели творчески применить архитектурные традиции Мексики доиспанского периода (внутренние дворики,

скверики и атрии), а также использовать пропорции и некоторые

эстетические каноны архитектуры древних майя Внешний вид здания

выполнен с той простотой и спокойствием, которые характерны для

знаменитой группы памятников в Теотихуакане

Стены Антропологического музея выложены мрамором полы сделаны мозаичными, причем на первом этаже из темного тепеакского

мрамора, а на втором - из тропических пород деревьев Для отделки

стен строители употребили кедр и красное дерево, а в настенной

композиции отразили индейские мифолоіические сюжеты

Музеи занимает просто-таки огромную площадь - 30 000 квадратных метров, к нему примыкает такой же огромный парк, территория которого составляет 13 000 квадратных метров В Музее размещены различные мастерские и лаборатории, комнаты для изучения и

обработки многочисленных коллекций, научные кабинеты и специальные помещения для временных выставок, библиотека и аудитория

на 350 человек

Пока шло строительство здания для Музея, мексиканские ученые

провели 70 археологических и этнографических экспедиции в самые

отдаленные районы страны, чтобы пополнить уже существующие собрания и коллекции Собранные экспонаты изучались в Теотихуакане, в штатах Кампече, Потоси, Мичоакане и Гереро

Экспозиция Антропологического музея чрезвычайно богата Нижний этаж Музея, с трех сторон охватывающий патио (внутренний

дворик), посвящен древним культурам страны Устроители этой экспозиции исходили из общей концепции, что в Мексике существовали

две древние кутьтуры одна ш них была распространена к центральной и западной частях Кордильер, вторая - вдоль побережья Мексиканского залива, в районе джунглей и больших гор

Мексиканские специалисты считают, что обе эти культуры, несмотря на различия между собой, были все же тесно связаны друг с

другом И эта связь двух культур представлена в Музее следующим

образом, в северном крыле нижнего этажа разместились коллекции на

тему «Развитие культуры от каменного века до высокой культуры

Теотихуакана» с ее монументальными монолитными скульптурами

Для их показа отведен большой зал который соединяет оба крыла

нижнего этажа В южном крыле нижнего этажа посетитель знакомится с экспонатами, характеризующими культуру района Оахаки, затем

идут культуры побережья Мексиканского залива, начиная от ольмекской (с ее огромными скульптурами) до культуры тотонаков с их

храмами и стелами с изображением человеческих фигур Далее следуют знаменитые памятники культуры майя - образцы их письменности, фотографии остатков больших городов, скульптуры и тд

Обширные пространства нынешней центральной и южной Мексики. Гватемалы и Гондураса некогда составляли регион, который ученые называют Месоамерикой Именно там в свое время обосновались

ольмеки - основатели одной из древнейших цивилизаций не только

Мексики, но и всего Нового Света

Ольмеки были первым народом в Месоамерике. который начал

создавать скульптурные головы из огромных каменных глыб Вес

некоторых из таких голов достигал 20 тонн

В Антропологическом музее Мехико выставлены предметы, найденные во время археологических раскопок погребального сооружения в Ла-Венте - крупнейшем ритуальном центре ольмеков

Ла-Вента в Табаско была построена между 800 и 300 годами до

нашей эры на песчаном острове, поросшем мангровыми деревьями и

окруженном болотами Примечательна Ла-Вента своими пирамидальными насыпями и огромными каменными головами в шлемах Сюда

они были доставлены по водному пути с гор, раскинувшихся примерно в 80 километрах к западу

Из археологических находок Ла-Венты в Музее выставлена скульптурная группа из 16 стоящих на коленях фигур, которые вырезаны

из нефрита и змеевика Высота этих статуэток невелика - всего 1618 сантиметров Все они выполнены в реалистической манере, и лица

фигурок явно искажены злобой

Другой пример искусства ольмеков - нефритовые фигурки, известные под названием «дети ягуара» Эти изящные статуэтки сочетают

в себе черты маленьких детей с довольно пухлыми лицами и грациозно-хищных ягуаров По поверью ольмеков начало роду детейягуаров дала женщина, ставшая женой ягуара

Богу-ягуару поклонялись многие племена доколумбовой Америки,

особенно часто его изображение встречается в искусстве ольмеков и

археологических памятниках государства Чавин в Перу Образ ягуара

представлен очень широко, и ученые считают, что символ этот был

весьма разнообразен Иногда он выступает как бог дождя, а иногда

ассоциируется с колдовством и магией

Второй этаж Антропологического музея занимают этнографические коллекции Вся экспозиция здесь построена по географическому

принципу каждому району выделен отдельный зал

МУЗЕЙ ИЗРАИЛЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

Иерусалимский музеи

Дворец книги где хранят

ся свитки Мертвого моря

найденные в пещерах

Кумрана

Этот Музеи был образован в середине 60-х годов нашего века и его

коллекции, может быть, пока уступают собраниям знаменитых музеев

мира Однако сам Музей имеет свои уникальные достоинства о кото

рых рассказал искусствовед, критик и журналист Иосиф Лищинскии

живущий с 1973 года в Израиле В статье, напечатанной в альманахе

«Ковчег» он пишет о музее, окруженном большим парком-садом

который спланировал американо-японский скульптор Исаму Ногучи

В Музей Израиля посетители приходят зачастую для того, чтобы

побыть в окружении произведений искусства, а не только для знакомства с ними Поэтому в парке можно присесть на скамью которая

является скульптурным шедевром знаменитого мастера Сам Исам\

Ногучи категорически отверг все просьбы поставить в парке традиционные скамейки для отдыха;

В Музей поднимаются по лестнице, по краям которой растут прекрасные иерусалимские сосны и великолепные оливковые деревья

Пятна оливкового масла от упавших плодов расплываются на бетонных плитах тестницы На площадках, усыпанных гравием стоят бронзовые отливки работ Родена, Бурдена, Маиоля Здесь же и прекрасная

абстрактная скульптурная композиция Генри Мура с ее плавными

контурами, прозеленью на темно-полированной бронзе и гулом когіа

по ней изо всех сил ударишь кулаком Почти всегда по этой скульп

туре ползают дети, но на бронзе не остается ни малейшей царапинки

Чуть более тридцати лет назад хайфский архитектор Альфред Ман^фельд (выходец ич России) взялся за проектирование этого Музея,

но и сегодня Музеи не рассматриваегся как нечто завершенное v него

многое еще впереди Архитектор создал гибкую систему связанных

друг с другом зданий-модулей, к которым можно пристраивать множество других модулей Такие ответвления могут идти от центрального зала по нескольким направлениям

Как и многие другие музеи, основанные в XX веке, Музей Израиля

скорее университет чем сокровищница произведений искусства Ему

чужда специализация ПОЭТОМУ собрание барабанов, щитов и оружия

жителей с островов Папуа может соседствовать с залом импрессионистов,

где висят полотна Ренуара, Утрилло и Пикассо

Коллекции произведений доколумбовой Америки, поразительные

по своему богатству, собрал в наши дни и с царской щедростью

подарил Музею один частный коллекционер Но основу музейной

экспозиции составляют Археологический отдел и Отдел еврейского

искусства в странах диаспоры

Археологический отдел (как и подобные ему в других музеях мира)

начинается с коллекции, найденной в одном из первобытных захоронений Каменные ножи, бронзовые рукояти мечей - чистенькие и

как будто только вчера отполированные для царей Ханаана Перед

посетителями проходят экспонаты, свидетельствующие о жизни и

быте царей израильских, а также царей римского и эллинистического

периодов

Несколько лет назад Археологический отдел приобрел коллекцию

собранную выдающимся политическим и военным деятелем Израиля

Моше Дояном Археология была его великим увлечением его страстью, порой небезопасной Однажды во время археологических раскопок он был даже серьезно ранен сводом свалившегося на него древнего здания Не раз Моше Дояна упрекали в том, что он использует свое

положение и даже армейское оборудование для пополнения собственной коллекции Но известность и обаяние его личности были таковы,

что ему многое прощали Впоследствии наследники продали богатейшую коллекцию Музею по цене во много раз ниже ее рыночной

стоимости Так сокровища Моше Дояна попали туда, где им и предполагалось быть с самого начала

Археологическое хобби позволило ЭТОМУ известному человеку написать интереснейшую книгу «Жить с Библией» Вот, например, всего

лишь небольшой отрывок из нее - о каменной маске с Хевронских

гор «Мне удалось приобрести культовый предмет из этих мест -

поразительную маску. Французский археолог Жан Перо считает, что

ей 9000 лет. Маска сделана из камня, и по краям ее просверлены

дырочки, чтобы привязывать к голове Помимо почтенного возраста.

замечательно в ней выражение физиономии Круглые глаза, маленький нос и торчащие, оскаленные зубы. Лицо человеческое, но выражающее трепет. Если есть на свете сила, отвращающая духов и чертей,

то это, безо всякого сомнения, такая маска

Эта редкостная вещь была найдена случайно Араб-поденщик, который пахал поле на тракторе, задел ее своим плугом. Торговец древностями Ибрагим аль-Маслем из деревни Идна купил маску и перепродал мне».

В основу Отдела еврейского искусства диаспоры легло собрание

Академии художеств и прикладного искусства «Бецалель» В начале

нашего века профессор Борис Шац создал в Иерусалиме Школу искусств и ремесел и сразу же стал налаживать связи с художесгвенным

еврейским наследием - с тем, что было сделано талантливыми еврейскими мастерами в течение многих веков в Германии, Йемене, Марокко и других странах. К этому времени в Европе уже появились

крупные коллекции иудаики.

К бесценным сокровищам Музея относятся свитки Мертвого моря,

для которых был построен специальный подземный зал - «Храм

Книги» А в залах Музея можно увидеть миниатюры рукописных

книг, а также превосходные коллекции ханукальных светильников

(их зажигают во время праздника Хануки), коробочки для благовоний, употреблявшихся при обряде «авдалы» - расставание с субботой, а также подсвечники, вырезки из бумаги, пасхальные блюда,

украшения для свитков Торы. Мотивы рисунков, может быть, не

очень многообразны, но посетителей поражает разнообразие материалов, из которых они сделаны, и стилей, а также понимание самой сути предмета.

Мастеров разделяют не только века, но и страны и даже континенты. Вот, например, коллекция Иосифа Штиглица, история которой

похожа на увлекательный детектив.

Свою коллекцию краковский антиквар Иосиф Штиглиц начал

собирать еще до Второй мировой войны. Себе он оставлял самое

лучшее, а так как он в своем деле был толковым специалистом, то в его


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: