double arrow

Процедура исследования 28 страница


189,62 карата.

По одной версии, это один из больших осколков камня Великих

Моголов. Как гласит предание, алмаз долгое время был третьим глазом (находился между бровей) у статуи Брамы в храме Серингпатама.

Из храма он был похищен французским солдатом, который специально, чтобы проникнуть в храм, принял индуистскую веру. Потом

солдат продал камень за две тысячи фунтов стерлингов капитану

английского корабля, а капитан в свою очередь продал камень купцуеврею за двенадцать тысяч фунтов.

Но есть и другая версия, будто камень был украден у персидского

шаха Надира в 1747 году, самоцвет находился в шахском троне.

Затем алмаз попал к армянскому купцу Григорию Сафрасу, который

в 1767 году положил его в Амстердамский банк, а через пять лет

продал камень племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану

Лазареву, а тот перепродал его графу Г.Г.Орлову за 400 тысяч рублей,

пожизненную пенсию в размере двух тысяч рублей и дворянскую

грамоту.

Г. Г. Орлов подарил бриллиант Екатерине II в день ее именин

24 ноября 1773 года (по старому стилю). В 1784 году Екатерина

повелела вправить алмаз в свой скипетр, и с тех пор он украшает




навершие скипетра русских царей. По оценке 1865 года скипетр с этим

камнем стоил 2 399 410 рублей серебром.

Полна загадок и тайн и история известнейшего в мире алмаза

«Шах», из-за которого были погублены десятки человеческих жизней.

Величиной три сантиметра, чистый и прозрачный, слегка желтоватый

с поверхности, он весит 88,7 карата. Алмаз был найден среди обычной

гальки на реке Голконде в Индии более 500 лет назад Он сохранил

свою природную форму, лишь отдельные грани его отшлифованы.

Обмакивая тонкие палочки в мелкий алмазный порошок, древние

писцы выгравировали надпись на одной из сторон камня: «БурханНизам-шах второй. 1000 год». Именно эта надпись вязью, сделанная

по приказу его бывших владельцев, и помогла воссоздать историю

камня.

По нашему летоисчислению 1000-й год соответствует 1591-му году

Именно тогда в Северной Индии правил Великий Могол Акбар,

войска которого захватили Ахмадгор и среди драгоценностей правителя Ахмадгора нашли этот уникальный камень.

Когда на престол взошел внук Акбара, который называл себя Джехан-шахом, Властелином мира, на алмазе была вырезана вторая надпись: «Сын Джехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год».

Знаменитый французский путешественник Тавернье видел и описал алмаз (это был «Шах»), подвешенный к трону Великих Моголов.

Алмаз висел так, чтобы сидящий на троне постоянно видел его перед

собой. Камень окружает глубокая бороздка, чтобы его можно было

подвешивать и на шею (как талисман) на шелковой или золотой

нитке.

В 1738 году на индийский город Дели, где тогда находился камень,



напал шах Надир. Он переправил алмаз в Персию, и в Персии на

камне появилась третья надпись: «Владыка Каджар-Фахт-али-шах.

Султан. 1242».

В конце января 1829 года во время вспыхнувших в Тегеране беспорядков был убит русский посол А.С. Грибоедов, автор знаменитой

комедии «Горе от ума». Убийство дипломата великой державы грозило

серьезными осложнениями, и в Петербург была направлена особая

делегация, которую возглавлял сын Аббаса-мирзы - принц Хосревмирза. Чтобы искупить вину персидского народа, он предложил России принять самую драгоценную вещь персидской короны - алмаз

«Шах».

Однако в действительно дело обстояло не совсем так. Видимо,

версия о том. что алмаз был отдан за смерть А.С. Грибоедова, возникла

благодаря повести Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Востоковед В.Ф. Минорский еще в 20-х годах нашего века установил, что

русский царь и не думал требовать «цену за кровь» Русское правительство настаивало на присылке посольства из Персии и наказании

виновных. Персидский шах, посылая в Петербург свою делегацию,

преследовал свои цели: он хотел добиться снижения контрибуции. По

Туркманчайскому договору 1828 года Персия должна была выплатить



России десять кураров контрибуции, что составляло 20 миллионов

рублей. Контрибуция была очень тяжелой для Персии, для ее выплаты были отправлены в переплавку золотые канделябры шахского

дворца, жены шаха и придворные сдали бриллиантовые пуговицы. Но

все равно удалось собрать только восемь кураров.

Униженные просьбы Хосрев-мирзы и его дары, среди которых

были не только алмаз «Шах», но и два кашмирских ковра, жемчужное

ожерелье, двадцать старинных манускриптов, сабли и прочие драгоценные вещи, по мнению персидского шаха, должны были смягчить

сердце русского царя.

Дары сделали свое дело: русский царь отказался от одного курара

контрибуции и на пять лет отсрочил выплату другого. Гак что утверждать, будто алмаз «Шах» является «ценой крови» А.С. Грибоедова, можно с очень большой натяжкой.

Сегодня, по традиции, найденные в России на территории Якутии

алмазы, вес которых превышает 20 каратов, получают собственные

имена и помещаются в Алмазный фонд. Здесь хранится множество

добытых в последние десятилетия алмазов - таких, как «Восход»,

«Юрий Гагарин», «Валентина Терешкова».

В Алмазном фонде Кремля находится найденный в 1974 году алмаз

«Звезда Якутии», который долгое время был чемпионом среди найденных отечественных алмазов. Размером с небольшой лимон, он

весит 232,5 карата.

18 декабря 1991 года состоялась церемония вручения уникального

черного бриллианта, подаренного России израильским ювелирным

королем Цви Егудой. Теперь это второй черный алмаз в коллекции

Алмазного фонда Кремля. Вес бриллианта - 21,18 карата. Считается,

что это первый полированный бриллиант России, изготовленный

между 1830-1840 годами на фабрике Макарова в Санкт-Петербурге.

Николай I пожаловал диамант одному из предков Цви в знак благодарности за сделку, связавшую царский двор с домом Ротшильдов во Франкфурте.

В Алмазном фонде московского Кремля хранится самая большая в

мире коллекция уникальных золотых и платиновых самородков общим весом свыше трехсот килограммов. В отличие от других стран

мира, все российские самородки были сохранены от переплавки.

За всю историю мировой добычи золота найдено около ста тысяч

крупных самородков, а из них редчайших гигантов-самородков всего

несколько десятков. Самый крупный из сохранившихся самородков

был найден в 1842 году на Урале на прииске Царево-Александровский

в долине реки Миасс крепостным Сюткиным. Он называется «Большой треугольник» и весит более 36 килограммов. В 1842 году его

оценили в 28 146 царских рублей. А сейчас ему просто нет цены!..

Спустя год, на другом уральском прииске - «Сырков лог» -

нашли платиновый самородок весом 9635 граммов. К сожалению, он

не сохранился, так как был незаконно переплавлен, а ведь это был

самый крупный платиновый самородок из найденных на Урале.

В августе 1904 года в контору уральских приисков принесли платиновый самородок весом около 8395 граммов. Он является вторым

по величине из найденных на Урале и самым крупным в мире из

существующих в настоящее время.

В 1967 году на открывшейся в Москве выставке сокровищ Алмазного фонда было представлено 120 золотых и платиновых самородков

общим весом свыше 300 килограммов. Здесь можно было увидеть

золотые самородки «Лошадиная голова» весом 14 килограммов, «Верблюд» весом 9,3 килограмма, «Заячьи уши» весом 3,34 килограмма и

знаменитый «Мефистофель».

САД СКУЛЬПТУР в СТОКГОЛЬМЕ

Стокгольм расположился на 12 островах, и куда в этом городе ни

пойдешь - в конце концов повсюду выйдешь к воде В Старом

городе отражаются в голубом зеркале воды стрельчатые колокольни

церквей и фасады старинных домов. Рыцарские дворцы, средневековые домики с островерхими крышами и улочки шириной с коридор

соседствуют в Стокгольме с многоэтажными зданиями и отелями

сверхсовременного стиля

А в Лидингё, одном из районов шведской столицы, расположился ;

необычный Музей скульптуры - Сад Миллеса На очень высоком, ї

крутом берегу залива, на поднимающихся друг над другом террасах '

выставлены произведения прославленного шведского мастера - од- !

ного из немногих, кто получил известность за пределами страны і

А еще выше, за старыми деревьями, расположился дом самого

Миллеса, в котором собраны не только его работы, но и редкостная

коллекция скульптурных шедевров Древнего Египта, Индии, Юггая,

античности и средневековья.

О Саде скульптур мечтал Миллес еще в начале XX века, но

сначала эта была только мечта, греза В 1906 году ему удалось купить

участок земли в тогдашнем пригороде Стокгольма, а впоследствии

он постоянно расширял его. В 1908 году здесь был построен дом, в

котором К. Миллес и его жена Ольга (художник-портретист) жили

до 1931 года. Затем, проведя 20 лет в США, они вернулись сюда и

жили здесь до самой кончины мастера в 1955 году

Но еще в 1936 году супруги подарили дом и Сад со всеми коллекциями городу, и в конце 30-х годов Музей скульптуры был открыт

для публики. Да и сам Сад являет собой произведение искусства. Еще

самим Миллесом в нем были спроектированы галереи и колоннады,

боскеты из кустарника, а террасы соединили крутые пролеты лестниц

с живописно бегущими тропинками. Одни скульптуры поставлены

здесь рядом с высокими деревьями, другие - посреди мощеной площади, напоминающей итальянскую пьяцетту.

Скульптурные произведения Миллеса необычайно оригинальны и

выразительны, хотя иногда и трудно назвать его мраморные фигуры

реалистическими. Порой они как будто неестественно вытянуты, пропорции человеческого тела смещены, и можно сказать, что таких

людей в жизни не бывает. Но всматриваешься пристальнее и видишь,

что они полны очарования и глубокого жизненного смысла.

Вот, например, крылатый конь Пегас летит куда-то вдаль, но только «положен» он на бок, и на крыле его в этом стремительном полете

находится всадник - поэт. А вот скульптура «Перст Божий», на

гигантский палец поставлена фигурка удивленного чем-то человека со

смешно разведенными в стороны руками. Ничего божественного или

религиозно-мистического в этой фигурке нет. Может быть, он просто

изумлен и восторженно рад синему небу, зеленым аллеям Сада и

резвым балтийским волнам...

В Саду Миллеса можно увидеть не только отдельные статуи, но и

целые скульптурные композиции. Среди живой природы они постоянно меняются в зависимости от освещения и погоды, находясь как

бы в естественном круговороте природы. Скульптуры живут здесь

совершенно особой жизнью, отличающейся от той, которая была бы

им уготована на улицах и площадях города.

Сад состоит из трех основных террас, которые уступами спускаются к заливу Вертан. Вход в Музей расположен на самом верху, и уже

отсюда можно окинуть всю территорию Сада с его монументальными

фигурами и фонтанами. Отсюда же открывается великолепный вид на

залив, город и белые громады кораблей в порту.

Помимо скульптур небольшого размера, относящихся к начальному периоду творчества Миллеса, в Музее представлены и повторения

известных монументов, фонтанов и скульптурных групп. В некоторых случаях композиции составлены из произведений, созданных в

разное время и для разных мест Так, например, центральная группа

фонтана «Похищение Европы» поставлена в прямоугольный бассейн,

куда помещены также наяда на дельфине и рыба - деталь от фонтана

Посейдона.

Сам фонтан Посейдона в Саду скульптур оформлен несколько

иначе, чем тот, который расположен на площади перед музеем Гетеборга. Здесь представлена лишь центральная фигура морского бога - реплика, подаренная Миллесу шведским государством в 1955 году, день его 80-летия. Миллес прожил долгую творческую жизнь и сумел создать поразительно много. Только в Стокгольме установлено более десяти его монументальных произведений.

Одно из самых «классических» его произведений - скульптурная группа «Отблеск солнца». Ее тема - движение, стремительное и неистовое. В Саду Миллеса эта группа установлена в бассейне фонтана «Похищение Европы» на нижней террасе. Как бы преодолевая сопротивление морских волн, несется на дельфине наяда. Ее волосы ветрепаны ветром, глаза широко раскрыты, из приоткрытого рта будто

вырывается прерывистое дыхание. Одной рукой она держится за дельфина, другая в переполняющем ее восторге закинута за голову. Под струями воды бронза скульптуры, отражая солнечные блики, переливается множеством оттенков.

Эта работа открыла целую серию произведений Миллеса на мифологические сюжеты - с персонажами водной стихии. Струи воды в

каждой работе имеют не только разное направление по отношению к

самой скульптуре, но и выбрасываются с разной силой. В «Фонтане

Ионы», например, они образуют бурный каскад, а в «Фонтане Дианы»

падают легкими, тонкими струйками. В «Фонтане Сусанны» цветут

белые и розовые лилии, плавают золотые рыбки, отражаются окружающие фонтан плакучие ивы. В 1925 году эта работа получила Гранпри на выставке декоративного искусства в Париже, а без воды все бы

это выглядело намного беднее.

На широкой площадке нижней террасы в Музее скульптуры стоит

монумент Фольке Фильбитера. Для массивной скульптуры всадника

Миллес сделал постамент в виде природных камней, что связано и с

сюжетом самой легенды: герой переходит вброд реку в поисках своего

пропавшего внука. Пьедестал в форме скалы только подчеркивает

связь статуи с природным окружением, указывает на присущее ей ;

самой «пейзажное» начало.

У Миллеса-скульптора мало трагических мотивов, но здесь они

воплощены через резкие динамические контрасты в построении скульптурной группы: подчеркнута утрированность всех форм, а поворот

головы коня и корпуса сделан в разные стороны. Особенно это заметно в положении статуи на небольшом, будто шатающемся пьедестале

неправильной формы.

С верхней террасы Сада посетитель может спуститься по лестнице,

пройти мимо нескольких фонтанов и попасть во дворик, который

условно назван «маленькой Австрией». Это своего рода лирический

привет стране, в которой родилась жена Миллеса. Здесь, в крохотной

часовенке, находится могила супругов Миллес, а над ней ~ средневековая деревянная скульптура «Мадонна с младенцем»

Справедливо замечено, что каждый скульптор обладает собственным чувством пространства. У Миллеса в Саду скульптур «свое»

пространство. Вместе с помощниками (в их числе был и его брат

Эверт, архитектор) Миллесом были специально спроектированы разные точки зрения на каждую скульптуру. Учитывалось все: как она

видна с близкого и дальнего расстояния, с верхнего или нижнего

уровня Сада, от освещения и погоды.

Всю жизнь Миллес и его жена не только коллекционировали произведения живописи и скульптуры, но и привозили из разных стран

детали старинных зданий. Размещенные среди зелени, они дают посетителям разнообразные впечатления, образуя для статуй Миллеса

второй «фон». Несмотря на свободу маршрутов движения в этом

Музее скульптуры, зрителя как будто постоянно ведет незримая рука

мастера.

Сад скульптур в Стокгольме - один из первых музеев подобного

рода в Европе Сам Миллес ощущал его как истинный «дом» для

скульптур, в котором люди могут созерцать их, любоваться их красотой, размышлять над их смыслом.

ПЕРГАМСКИЙ МУЗЕЙ В БЕРЛИНЕ

Часть фриза алтаря Зевса в Пергаме

Первые дни поверженной фашистской столицы очень выразитель-)

но изобразил немецкий писатель Вилли Бредель «Жизнь останови I

лась, как маятник сломанных часов Кое-где еще тлел огонь, от раз-|

валин несло дымом пожарищ В Берлине царил кладбищенский по-)

кой Среди тлеющих остатков строений, обугленных и пропитанным

дымом развалин добровольные санитарные отряды разрывали груды

щебня в поисках трупов Расстрелянные танки, опрокинутые зенит-|

ные пушки, обгоревшие грузовики загромождали мостовые, усеян-1

ные брошенными касками, противогазами, обмундированием и руч-|

ным оружием Ветер раскачивал концы оборванных трамвайных про-|

водов» 1

Во время боев и предшествовавшей им бомбардировке Берлина

англо-американской авиацией пострадали многие исторические зда-1

ния и культурные ценности Германии В их числе был и Пергамский

музей, который сразу же после его открытия в 1930 году стали называть «чудом света»

Но советские воины, среди всего этого ужаса и разрушений, позаботились о спасении гибнущих сокровищ Немногие пережившие тот1

ад сотрудники Музея потом с благодарностью вспоминали, как совет-)

ские солдаты (те, кого геббельсовская пропаганда окрестила «варвара-|

ми») спасали шедевры из немецких музеев

Некоторые реликвии Пергамского музея (как и других берлинских

музеев) были в буквальном смысле слова вытащены из огня и пепла

пожарищ, из полузатопленных подвалов и тоннелей метро, тщательно

осмотрены и переведены в безопасное место Многие из них были

отправлены в Советский Союз, где опытные реставраторы Эрмитажа,

музеев Москвы и Киева провели кропотливую работу по их восстановлению А в 1958 году в Берлин в нескольких железнодорожных

составах прибыло около миллиона восстановленных музейных шедевров

Дорогу к Пергамскому музею вам охотно укажет любой берлинец

Это огромное П-образное здание представляет собой целый комплекс

других музеев - сокровищниц древнего и относительно более современного искусства Западно-азиатский музей. Собрание произведений античности. Исламский музей, Музей немецкого народного искусства и Восточно-азиатское собрание произведений

В Пергамском музее можно действительно совершить увлекательное путешествие почти в любую из прошлых эпох, побывать в давно

исчезнувших городах Малой Азии и Месопотамии, в буквальном

смысле пройти в ворота древнего Милета, прикоснуться рукой к

стенам «грешного» Вавилона, по широкой каменной лестнице подняться к подножию величественного Пергамского алтаря Зевса Ему

Музей и обязан своим названием

В это порой бывает трудно поверить, но все перечисленные (как и

многие другие) бесценные реликвии - подлинные С большим трудом они были обнаружены, раскопаны и доставлены в столицу Германии Главным экспонатом Собрания произведений античности является Большой алтарь Зевса Он был сотворен в 180-160 годы до н э.

искусными зодчими и ваятелями древнего города Бергама, который

располагался в Малой Азии (на территории нынешней Турции) Древние греки считали, что город был основан Пергамом - потомком

знаменитого Ахилла

Здание Пергамского музея, собственно, и было возведено для того,

чтобы выставить для обозрения публики это уникальное сооружение.

А построено оно было по настоянию известного немецкого историка

и искусствоведа Вильгельма Боде, бывшего в 1906-1920 годы директором берлинских музеев

Алтарь Зевса был обнаружен в конце прошлого века немецким

инженером и архитектором Карлом Хуманом во время раскопок Пергамского царства В начале осени 1878 года жители небольшого турецкого городка Бергама с любопытством смотрели на загорелого европейца в широкополой шляпе Карл Хуман приехал в Турцию по|

приглашению султана строить мосты и дороги. Но, как архитектора,

его интересовали древние руины малоазийских цивилизаций, в ту

пору почти не известные европейским ученым и совсем не интересов

вавшие самих турок.

К. Хуман часто видел, как турецкие крестьяне выкапывали из

земли куски мрамора со следами скульптурных изображений и пережигали их на известь. Тогда он нанял в Бергаме сорок землекопов вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую,

потрескавшуюся землю...

Начав раскопки на голом месте, немецкий инженер открыл один из,

самых главных памятников эллинистического искусства - Большой

алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных обломков плит с рельефами. К концу сезона из них выстроился повествовательный цикл о битве богов и гигантов. Этот сюжет имел прямое

отношение к истории Пергамского царства.

Правители древнего Пергама вынуждены были постоянно отражать набеги своих врагов Победы над ними отмечались сооружением

памятников. По повелению Эвмена II и был построен в центре города

Большой алтарь Зевса.

Длина грандиозного скульптурного Алтаря составляет 120 метров.

Посетителям понадобится немало времени, чтобы внимательно рассмотреть на горельефном фризе мифологическую борьбу олимпийских богов с гигантами. Громовержец Зевс повергает гигантов, и они

гибнут в страшных мучениях.

Когда-то фриз Алтаря находился на высоте всего лишь 2,5 метра от

земли, и каждый грек мог наслаждаться картиной, которая символизировала окончательную победу пергамцев над галатами.

Впоследствии Карл Хуман передал Большой алтарь Зевса в дар

Пергамскому музею, и теперь многочисленные его посетители могут

восхищаться знанием мифологии, обилием героев и живостью фантазии древних ваятелей. Скульпторы не только иллюстрировали, но и

значительно обогатили «Теогонию» Гесиода: вместе с главными небожителями и титанами в битве участвуют другие исполины, различные

божества природы, а также посвященные им животные.

Вот, например, Афина-воительница в развевающейся тунике схватила за волосы прекрасного крылатого Алкиноя и силится оторвать его от матери-земли. Змея, помощница и хранительница Афины, обвила

гиганта и жалит его в грудь. Жестокие мучения испытывает Алкиной,

в нестерпимой муке изогнуто его тело и запрокинута голова, запали

глаза и полуоткрыт в стоне рот В агонии простирает он руку к матери

своей Гее, которая выходит из недр земных, чтобы умолить Афину.

Но неумолимы олимпийские боги, и беспредельная боль разливается

по лицу несчастной матери - ей остается только оплакивать гибель

своих сыновей...

До нашего времени фриз Алтаря дошел сильно поврежденным, и

лучше всего на нем сохранилась сцена, где Геракл обнаруживает младенца Телефа, которого все уже считали погибшим. В горной местности, под сенью дерева, опершись на могучую палицу, отец смотрит на

ребенка, прильнувшего к вскармливающему его животному...

Другой ценнейший экспонат античного собрания - ворота ионийского города Милета, которые представляют собой один из лучших

образцов античного градостроительства.

В Западно-азиатском зале посетитель оказывается в самом начале

улицы Процессий, ведущей к главным воротам Вавилона. Эта дорога

была построена во время царствования Навуходоносора II (604-

562 годы до н. э.) и предназначалась для процессий бога Мардука,

которые проходили в Древней Ассирии во время новогодних мистерий.

Экскурсоводы расскажут посетителям Музея, что Новый год начинался у древних ассирийцев 1 числа месяца нисана (апреля) и продолжался 12 дней. Именно в это время, считали древние ассирийцы,

проявлялась власть светлого бога Мардука и новые созидательные

силы побеждали смерть и разрушение. Эти 12 дней считались священными: нельзя было наказывать детей, рабов, вообще нельзя было

вершить никакой суд. Нельзя было даже работать, и раб в эти дни

становился господином.

Поднявшись по лестнице в конце улицы Процессий, посетитель

попадает на второй этаж Пергамского музея, где располагается Исламская экспозиция. Яркие ковры и керамика, красочные миниатюры и

чеканка свидетельствуют о высокой культуре средневекового Востока.

Настоящим украшением этой коллекции стал огромный фриз, украшавший когда-то фасад замка Омейядов. Строительство замка велось

в пустынной степи к юго-востоку от современного Аммана (Восточная

Иордания) в VIII веке. На каменном фризе с большим мастерством и

изяществом древние камнерезы вырезали растительные узоры и фигурки животных.

Судьба этого экспоната очень интересна. В начале XX века прокладывали дорогу в Мекку. И камень, из которого был сложен недостроенный и полуразвалившийся замок, решили использовать при строительстве дороги. Узнав об этом, В. Воде обратился с просьбой к

Вильгельма II, а тот к султану - и султан подарил фасад этого замка

Пергамскому музею. Во время войны этот уникальнейший экспонат

был почти полностью разрушен прямым попаданием бомбы. И реставраторы долгие месяцы буквально по камешкам вновь собирали

воедино отдельные части восточного шедевра.

Сам Вильгельм Боде в северном крыле Пергамского музея в

1907 году основал Восточно-азиатское собрание Как и другие экспозиции, эти коллекции сильно пострадали во время войны. Но все^

экспонаты были восстановлены советскими реставраторами, а в конце)

1950-х годов эта экспозиция пополнилась образцами китайского на-|

родного искусства - шелковыми вышивками, произведениями лако-"

вой живописи и образцами традиционной китайской резьбы по дереву. Кроме этих экспонатов, в коллекции представлены уникальные

китайские образцы керамических изделий от эпохи неолита до наших

дней.

В северном же крыле расположился и Музей немецкого народного

искусства. Он был создан еще в 1889 году по инициативе известного

ученого-естествоиспытателя Рудольфа Вирхова. Картины и скульптуры, народные костюмы и игрушки, мебель и многие другие предметы

дают яркое представление о жизни и обычаях немецкого народа.

Значительный вклад в расширение этого Музея внес Адольф Райхвайн. Специальный раздел экспозиции рассказывает о жизни и деятельности этого ученого-антифашиста, казненного гитлеровцами в

1944 году.

МАДАМ ТЮССО И ЕЕ ВОСКОВЫЕ ФИГУРЫ

Лондонский музей восковых фигур, расположившийся в роскошном здании на Бейкер-стрит, распахивает свои двери ровно в 10 часов

утра Но задолго до открытия приходят туда восемь женщин, каждая

из которых имеет диплом скульптора Одни из них принимаются

смахивать пыль со знаменитостей, другие - поправлять на них грим,

парики, бижутерию.

Здание музея по английским меркам просто великолепное Оно

было построено в 1941 году после того, как немецкие бомбы превратили в руины прежний Музей восковых фигур В залах растут пышные пальмы, и их надо поливать Вокруг фигур много стильной

мебели. Женщины не только собирают пыль в кулечки, но и осматривают карманы, портфели и прически своих подопечных Недавно

шутники поломали у канцлера Коля восковые пальцы, пытаясь утащить его чемоданчик-дипломат Чарли Чаплину набили за рубашку

недожеванные бутерброды, а одному советскому политику прилепили

за ухо кусочек сыра...

Произошло это потому, что (согласно британским законам) в британских музеях позволено все, что не запрещено Среди восковых

фигур нет таблички «Руками не трогать», - поэтому особый надзор

здесь за мальчишками Эти неугомонные озорники-любят подрисовывать фигурам усики, делятся с ними жвачкой, которую потом приходится отдирать пинцетом. Надо присматривать и за девчонками, которые норовят по-своему подправить на восковых персонажах воротничок, складки платьев, локоны.

Работы всегда много, ведь каждый месяц полагается прибавлять к

коллекции десять новых фигур. Изготовлять их сложно, но еще труднее подбирать кандидатуры.

В Галерее восковых фигур собраны все выдающиеся исторические

личности. Наполеону I посвящены целых два зала, в которых собрано

множество принадлежавших ему вещей. В частности, здесь выставлены его коляска, захваченная англичанами в битве при Ватерлоо, егс

походная постель, на которой он умер, и другие вещи.







Сейчас читают про: