Сакральна та ритуальна зброя. Дуельна зброя

Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrumсвященное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральное искусство воплощает идеи и образы Божественного. В западно-европейской традиции Arts Sacra (сакральные искусства) — все художественные предметы, имеющие отношение к богослужению, преимущественно церковная утварь. Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам, предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов. Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним. Сакральные тексты содержат основы религиозного учения и могут быть объектом поклонения. Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды.

Оружие имеет настолько огромное значение в жизни человеческого общества, что часто служит не для своей прямой цели - защиты и нападения, а является символом какой-либо идеи.

Холодное оружие само по себе считалось священным у большинства народов в разные времена. Но священным в изначальном смысле слова было жреческое, или сакральное, оружие. Оно использовалось только для ритуальных целей. Такое оружие в древности воспринималось как символическая суть божества, часть его материального проявления.

Обряды и таинства, совершающиеся с помощью сакрального оружия - божественного тела - символизировали мистическую жизнь божества. Ритуальное оружие разных народов не обязательно было сакральным - первое являлось лишь частью ритуала, второе несло в себе божественную искру и обычно попадало в руки к людям не без участия высших сил.

Носить сакральное оружие могли лишь избранные: посвящённые и прошедшие инаугурацию. Существовали определённые правила обращения с таким оружием, попрание которых влекло за собой нарушение тела метафизического воплощения божества, могло привести к непредсказуемым и страшным последствиям. Проводились особые обряды и для изготовления сакрального оружия. Они разнились у разных народов и держались в строгом секрете, но практически везде ритуал рождения священного оружия предполагал вковку крови жреца-носителя святыни. Это означало, что их судьбы отныне связаны.

Традиции освящения - обожествления оружия зародились в глубокой древности и распространились в первую очередь на наиболее ранние его категории, в частности на лук и стрелы. Фольклорные и раннеписьменные источники, соотносимые с эпохами металла, показывают, что сакрализация оружия, в том числе лука и стре­лы, часто взаимосвязана с материалом, прежде всего с металлом, входя­щим в его состав.

Важнейшей частью религиозных обрядов ацтеков было человеческое жертвоприношение. Ацтеки полагали своей обязанностью доставлять богам пищу - священную кровь, обладающую особой магической силой.
Туми - церемониальный нож, используемый инками для жертвоприношений. Чаще всего изготовлялся из золота или сплава золота и серебра. Нижняя закруглённая часть была заточена. С помощью этого ритуального ножа во время религиозных церемоний отсекалась голова жертвы. С давних времен туми служит главным национальным символом перуанцев. Это оружие и поныне олицетворяет собой стремление перуанского народа к свободе и независимости.
Со временем, совершенствуя свое оружие, человек так же совершенствовал свою религию и обряды. Чем изощреннее становились обряды, тем более сложное для них требовалось оружие. С самого рождения ритуального оружия человек старался делать его более соответствующим цели, которой оно служило. Основную роль играл его внешний вид, еще с первобытных времен оружие украшали различными изображениями и узорами, символизирующими его предназначение (таким образом, произошло разделение на обычное оружие и ритуальное). В дальнейшем человек старался придать наиболее «красивый» и фантастический вид ритуальному оружию. Для большинства ритуального оружия характерны необычная форма, различного вида шипы и прочие детали, имеющие исключительно декоративные функции.
Кроме сакрального существовало также и обрядовое оружие - такое, как ритуальный кинжал кусунгобу, предназначенный для совершения самураем самоубийства - сэппуку, или харакири.
Сэппуку - ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии. Эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали мужество перед лицом смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.

Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

Дуэльное оружие - сабли (эспадроны), шпаги, рапиры, использовавшиеся для поединков, проходивших с соблюдением правил дуэльного кодекса в первую очередь принципа равноценности оружия противников. Специальные дуэльные пары сабель (эспадронов), шпаг, рапир стали появляться в Европе, в том числе и в России, в первой трети XIX в. Здесь, правда, следует подчеркнуть, что в России в XIX в. в поединках гораздо чаще использовались пистолеты, чем холодное оружие.

В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира.

Основным видом дуэльного оружия изначально было холодное. Историки вопроса замечают, что первоначально предполагалась готовность дворянина драться на дуэли тем оружием, которое он имеет при себе, поэтому естественным образом дуэльным стало постоянно носимое с собой клинковое холодное оружие:

· Фламберг — двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой (пламевидной) формы

· Сабля

· Нож, кинжал или дага

· Шпага

· Рапира

В дуэлях дворян Западной Европы XIV—XVII веков чаще всего использовалась лёгкая шпага или рапира в паре с дагой, так как это было единственное оружие, которое в пределах города дворянин мог носить при себе вне службы. Оружие законных дуэлей (судебных поединков) назначалось судом и могло зависеть от сословия соперников. Так, соперники простого звания могли драться на дубинах, палках или топорах, для дворян же такое оружие считалось недостаточно «благородным».

В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом — курковые однозарядные пистолеты. Применение пистолетов снимает главную проблему всех дуэлей с использованием физической силы или холодного оружия — влияние на результат разницы в возрасте и физической подготовки дуэлянтов. Для ещё большего уравнивания шансов дуэлянтов дуэльные пистолеты делают парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличающимися, за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Любопытно, что сначала в практику вошли пистолетные дуэли верхом на лошадях, и лишь позже появилась широко известная сейчас пешая форма.

Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы. Известны также случаи применения на дуэлях совершенно «неканонического» оружия или предметов, используемых в таковом качестве. Так, например, описана дуэль между двумя английскими офицерами в Индии, заключавшаяся в следующем: офицеры несколько часов сидели неподвижно в тёмной комнате, куда запустили очковую змею, пока, наконец, она не укусила одного из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: