Переломанная винтовка. Право на отказ от военной службы. Пацифизм и сознательный отказ от военной службы

Часть 1. Первые шаги к отказу от военной службы.

Первое, что следует сделать - это осознать, что у Вас есть Конституционное право на отказ от военной службы. Наличие у гражданина убеждений, которым противоречит несение военной службы – это одно из оснований для замены военной службы по призыву альтернативной гражданской. Это право так же связано вероисповеданием, религиозными убеждениями, а также право на АГС имеют представители малочисленных коренных народов, ведущих традиционное хозяйство. В этой книге мы не рассматриваем отказ по вероисповеданию или на основании религиозного чувства, а также на основании принадлежности к малочисленным коренным народам. Речь пойдет о наиболее распространенном основании – по убеждениям. Хотя, безусловно, добиваясь направления на АГС по иным основания, читатель может использовать методики, прописанные в этой книге.

Что же такое «убеждения, которым противоречит несение военной службы»? Это не только классический пацифизм или неприятие насилия, хотя в общественном сознании сегодня весьма распространены представления о том, что отказ от военной службы связан именно с этими воззрениями.

Вместе с тем, первоначально слово «пацифизм» означало не совсем то, что мы сегодня подразумеваем. Пацифизм как политическое движение сформировался в середине XIX – начале ХХ веков вовсе не как учение об отказе от военной службы, а как деятельность, направленная на выработку и установление международных соглашений, норм международного права, создание арбитража, системы судов с целью исключить, на сколько это возможно, военные столкновения как способ решения споров между государствами.

Пацифисты стремились минимизировать вред в случае войны путем соглашений о помощи раненным, установить запреты на наиболее вредоносные способы ведения войны. Пацифисты стремились также заставить государства сокращать вооружение и армии. Это была попытка разработать систему международных норм и институтов, ограничений для государств, целью которой было сделать жизнь более безопасной и мирной.

Деятелями пацифистского движения были преимущественно юристы и экономисты, а также некоторые писатели и публицисты. Выдающимися деятелями пацифизма были экономист и общественный деятель Фредерик Пасси, австрийская писательница Берта фон Зутнер, автор романа «Долой оружие!». Большое значение для становления движения сыграло учреждение премии мира Альфредом Нобелем. Сам термин «пацифизм» вошел в обращение в 1902, когда участники XI конгресса мира стали употреблять в документах термины «пацифисты» и «пацифизм» для обозначения движения. Слово происходит от соединения двух латинских слов pax (мир) и facere (делать). Хотя первое время слово «пацифист» казалось странным, особенно для англоязычной публики, т.к. по звучанию напоминало английское слово fist (кулак, ударить кулаком). Первые пацифисты не призывали оказываться от военной службы.

Практика отказа от военной службы существовала долгое время как явление вне рамок пацифистского движения, а сам отказ от военной службы был первоначально связан с религиозно-нравственными основаниями. Таким был, например, отказ от военной службы со стороны религиозной общины квакеров в Америке и Англии. Особое место заняла страстная проповедь ненасилия Л.Н.Толстого, нашедшая отражение в его поздних произведениях (книгах и статьях). В этих работах Л.Н. Толстой выражал космополитические и пацифистские взгляды, а установление мира и справедливого порядка связывал, в отличие от современников – пацифистов, не с международными договоренностями и третейскими судами, но с личным поступками каждого человека, неучастием во зле. Идея отказа от военной службы, как отказа нарушить евангельскую заповедь «Не убей!» стала частью мировоззрения Л.Н.Толстого, частью его теории ненасилия, простого тезиса о том, что невозможно победить зло и насилие, отвечая насилием же.

Отказ от военной службы по убеждениям совести имел место в разных странах и в разное время, в том числе и в Российской империи, особенно после военной реформы 1874г, установившей всеобщую воинскую повинность. Первыми отказчиками были в подавляющем большинстве последователи христианских учений, участники т.н. «сект».[2]

Отказ от военной службы перестал быть уделом исключительно религиозных сект, пожалуй с началом Первой мировой войны (1914-1918г.), когда огромные массы мужского населения подлежали мобилизации. Так в 1916г поэт и художник Максимилиан Волошин отказался служить в армии, поскольку считал безумным войну, о чем направил письмо военному министру (отрывок из письма приведен в приложении).

Наибольшее количество отказчиков появилось с началом Первой мировой войны в Англии. Для англичан была характерна «островная психология»: Англия традиционно была «владычицей морей» и войны, которые велись в Европе в 19 веке воспринимались англичанами несколько со стороны. Мобилизация мужского населения вызвала встречную волну отказа. Тогда государство предложило компромисс: альтернативную службу в госпиталях и др. К этому же времени относится возникновение термина Conscientious Objection – для обозначения отказа от военной службы по убеждениям, иногда переводят как «сознательный отказ», отказ по убеждениям совести. Conscientious Objector - отказчик от военной службы по убеждениям. В англоязычных текстах принята аббревиатура «CO».

В данной работе не представляется возможным даже кратко осветить историю пацифизма, антимилитаризма, историю отказа от военной службы, а также историю альтернативной гражданской службы, но несколько моментов стоит отметить.

Антимилитаристские настроения ярко проявились в молодежном движении 1960-80-ых гг, как в Европе, так и в Соединенных Штатах. Это было время, когда в странах существовала обязательная военная служба (призыв) – то, что в английском языке называется conscription. Неприятие военной службы было характерно для большинства молодежных субкультур таких как хиппи, йиппи. Война во Вьетнаме сыграла важную роль в переосмыслении отношения к армии в Америке.

Большой вклад в изменение ситуации внесли европейские отказчики от военной службы. Постепенно, под их давлением стала появляться альтернативная гражданская служба, как компромисс между государством и отказчиками от военной службы. Во Франции, например, закон об альтернативной гражданской службы был введен после того, как в 1961г. известный общественный деятель, пацифист, анархист Луи Ликван (Louis Lecoin) провел 22-дневную голодовку с требованием узаконить альтернативную гражданскую службу для отказчиков от военной службы. Ликвану было тогда 74 года. Постепенно в большинстве западно-европейских стран появилась альтернативная гражданская служба. Интересно, что в Испании она появилась после смерти Франко. Причем спрос на нее был настолько велик, что не хватало рабочих мест и многие призывники не дождались, поскольку заканчивался их призывной возраст. До отмены призыва на военную службу в 2011г. Германия была страной, в которой две трети молодых людей предпочитали альтернативную гражданскую службу военной, причем большинство из них работали в социальной сфере, в том числе в других странах. Постепенно альтернативная гражданская службу трансформировалась в волонтерскую деятельность молодежи (не только юношей, но и девушек), а с отменой призыва АГС исчезла как таковая, полностью уступив место волонтерству.

В Западной Европе, в 1970- 80- ых гг, наряду с отказчиками от военной службы появились и т.н. «полные отказчики» (total objectors), которые не признавали и альтернативной службы. Некоторые из них были осуждены и приговорены к тюремному заключению.

В 1979 г. в Брюсселе было организовано Европейское Бюро по сознательному отказу от военной службы, членами которого стали различные пацифистские и антимилитаристские организации. (Старейшей организацией, вошедшей в Бюро стала War Resisters International, основанный в 1921г. под названием Paco, символом которого с 1931 г стала переломанная винтовка.) Одной из целей Бюро была организация кампаний поддержки тех, кто сидел в тюрьме за отказ служить в армии.

Заслугой Европейского Бюро следует считать то, что в международных соглашениях было признано право на отказ от военной службы по убеждениям и закреплена обязанность государств обеспечить возможность такого отказа законодательством. Именно под давлением международного сообщества страны вводили альтернативную гражданскую службу.

Как уже отмечалось, появление в Конституции РФ права на замену военной службы альтернативной гражданской было связано с требованиями по вхождению в Совет Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: