double arrow

Алматы 2013. Глава XII. Послевоенное мирное урегулирование


Выполнил: Сагынбек Б. А.

Глава XII. Послевоенное мирное урегулирование.

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Начало «холодной войны»

§ 32. Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование

Последствия войны. Вторая мировая война нало­жила печать на всю историю мира второй половины ХХв.

В отличие от Первой во Второй мировой войне боль­шинство людских потерь пришлось на гражданское на­селение. Только в СССР погибшие составили не менее 27 млн человек. В Германии в концентрационных ла­герях было уничтожено 16 млн человек. Жертвами вой­ны и репрессий в западноевропейских странах стало 5 млн человек. На каждого убитого в военных действи­ях приходилось два раненых или попавших в плен. К этим60 млн погубленных жизней в Европе следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихо океанском и других театрах Второй мировой войны.

За годы войны десятки миллионов человек покинули прежние места проживания. В Германию из разных стран Европы в качестве рабочей силы было согнано 8 млн чело­век. После захвата Польши Германией свыше 1,5 млн по­ляков было выселено с так называемых .исконно не­мецких. территорий. Десятки тысяч французов были изгнаны из Эльзас-Лотарингии. Из зон военных действий бежали миллионы людей. После окончания войны нача­лось перемещение огромных масс населения в обратном направлении: немцев выселили из Польши и Чехослова­кии, из бывшей Пруссии и т. д. В послевоенные годы мил­лионы людей стали беженцами. В 1945 г. по меньшей ме­ре 12 млн европейцев были признаны « перемещенными лицами», потерявшими связи с родными местами. Еще большее число людей оказались выбитыми из привычных условий жизни, лишились имущества, утратили гражданство, профессию.




Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. В первые послевоенные годы к тяготам войны доба­вился голод в целом ряде стран. Многие экономисты и ученые, политические деятели тогда считали, что Европе не по силам восстановиться за сколь-нибудь короткий срок, на это потребуются десятилетия.

Одновременно с экономическими, демографическими и социальными проблемам и в освобожденных от нацист­ского господства странах вставали политические проблемы возрождения Европы. Предстояло преодолеть политиче­ские, социальные и моральные последствия тоталитарных режимов, осуществить восстановление государственно­сти, демократических институтов, политических партий, создать новые конституционные нормы и пр. Первоочеред­ной задачей было искоренение нацизма, фашизма, нака­зание виновников самой кровавой в истории цивилиза­ции войны.



Ситуация в послевоенной Европе и в мире в целом осложнялась тем, что на смену совместным коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел рас­кол мира на две системы, началось противоборство СССР и США, двух самых сильных держав. Конфликтные от­ношения двух великих держав-победительниц в общей борьбе против гитлеровской Германии определялись идеологическими разногласиями, различным подходом к решению текущих проблем, к перспективам мирного раз­вития. Жестко ставился вопрос - коммунизм или капи­тализм, тоталитаризм или демократия. Однако в пер­вые Послевоенные годы великие державы действовали в рамках договоренностей о послевоенном мире, опреде­ляемых решениями, принятыми ими на заключительной фазе Второй мировой войны.

Послевоенное мирное урегулирование. Наиболее важ­ные договоренности о послевоенных проблемах были дос­тигнуты на Крымской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.) конференциях руководителей СССР, США и Великобритании. На этих конференцияхбыли определены основные линии политики держав- победительниц в отношении Германии, включая территориальные вопросы, касающиеся Польши, а также вопросы подготовки и заключения мирных договоров с союзниками Германии - Италией, Австрией, Болгарией, Венгри­ей, Румынией и Финляндией. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию былсоздан Совет министров иностранных дел (СМИД), представляющий главные державы. Мирные договоры, под готов ленные для Парижской мирной конференции, всту­пили в силу с 1947 r. (договор с Австрией был заключенПозднее, в 1955 г).



Урегулирование в отношении Германии. Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и СОЮЗНЫЙ контроль, целью которого являлось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в Согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угро­жала Своим соседям или сохранению мира во всем мире».

Территория Германии была разделена на оккупаци­онные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобрита­нии и Франции. На четыре зоны был разделен и Бер­лин.

Главнокомандующие вооруженными силами четырех держав стали членами контрольного совета, который должен был руководствоваться основными политиче­скими и экономическими принципами в осуществлении целей оккупации Германии: полное разоружение и деми­литаризация Германии, ликвидация ее военного произ­водства, уничтожение Национал-социалистской партии и всех нацистских учреждений и всякой нацистской пропа­ганды; военные преступники должны были быть аресто­ваны и преданы суду, нацистские лидеры и руководящий состав нацистских учреждений должны быть арестованные интернированы, члены нацистской партии должны быть удалены с общественных и полуобщественных долж­ностей и с соответствующих постов в важных частных предприятиях. Союзники договорились также о децентра­лизации германской экономики с целью уничтожения чрезмерной концентрации экономической силы в форме картелей, синдикатов, трестов. С учетом «необходимости поддерживания военной безопасности. будет разрешаться свобода слова, печати и религии, создание свободных профсоюзов.

Таким образом, политика держав в отношении Герма­нии предусматривала денацификацию, демократизацию и декартелизацию.

Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако раскол Германии на восточную и западную зоны, между которыми пролегла граница двух противоборствующих систем, растянулся на многие деся­тилетия.

В 1949г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Респуб­лика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое дейст­вие как оккупация, так и четырехсторонние договоренно­сти относительно Германии.

Вопрос о мирном договоре с Австрией. Затянулся так­же вопрос о мирном договоре с Австрией. Причиной было противоборство двух мировых держав. СССР добивался, чтобы Австрия сохраняла нейтралитет и обязательство не вступать в военно-политические блоки. Такая договоренность, а также статья о недопустимости аншлюса, то есть поглощения Германией Австрии, подобно тому как это имело место накануне Второй мировой войны, были запи­саны в мирный договор и австрийскую конституцию. В 1955 г. это позволило завершить конфликт подписанием мирного договора

Вопрос о мирном договоре с Японией. Важной частью новой послевоенной структуры международных отно­шений было мирное урегулирование на Дальнем Восто­ке. После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, и главно­командующий этими войсками генерал Макартур осуще­ствлял фактически единоличное управление оккупацион­ной администрацией. Лишь в конце года были созданы Дальневосточная комиссия из представителей 11 госу­дарств и Союзный совет из представителей СССР, США, Великобритании и Китая.

Противоречия между СССР и США по вопросу послево­енного устройства Японии оказались весьма острыми. США стали на путь подготовки сепаратного мирного договора без участия СССР и ряда других заинтересо­ванных стран, в том числе и Китайской Народной Рес­публики, которая образовалась в октябре 1949 г. в резуль­тате победы революции.

В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско состоялась кон­ференция по заключению мирного договора с Японией. Организаторы конференции не прислушались к поправ­кам и дополнениям, внесенным делегацией СССР и ряда других участников СССР добивался четких формули­ровок по вопросам территориального урегулирования, принятия статьи о выводе из Японии иностранных войск, запрещения Японии вступать в' военные союзы и пр. Од­нако поправки и дополнения делегации СССР и других участников конференции не были учтены. СССР, Поль­ша и Чехословакия отказались присоединиться к дого­вору.

Вопрос о мирном договоре СССР с Японией так и остался нерешенным.

Создание ООН. Неотъемлемой частью мирного послевоенного урегулирования стало создание Организации Объединенных Наций. ООН была создана на заключи­тельном этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско (25 апреля'- 26 июня 1945 г.). В ее соз­дании первоначально участвовало 51 государство, все уча­стники антигитлеровской коалиции. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Эта дата отмечается как День OOH.

В Уставе ООН записаны ее цели: поддержание между­народного мира и безопасности, подавление актов агрес­сии, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между на­циями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гу­манитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и других межправительст­венных организаций. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно, а Совет Безопасности является постоянно дей­ствующим органом, на который возложена обязанность по поддержанию мира. Совет Безопасности включает 5 по­стоянных членов (США, Россия, Великобритания, Фран­ция, Китай) и 6 непостоянных членов, сменяемых каждые два года. Важным принципом в деятельности Совета, позволившим сохранить эту организацию в условиях по­слевоенного противоборства великих держав, был прин­цип единогласия пяти постоянных членов при принятии решений по пресечению агрессии 'и поддержанию ми­ра (так называемое право вето, то есть право отклонить любое решение, с которым не согласен один из членов пя­терки). Под эгидой ООН также были созданы важные ин­ституты экономической стабилизации: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции развития. Таким образом, в конце войны и вскоре после ее окон­чания был заложен фундамент для продолжения сотрудничества Стран антигитлеровской коалиции в послевоен­ные годы. При всех острых столкновениях интересов СССР и США, в первые послевоенные годы им приходи­лось вести борьбу в рамках созданных международных ор­ганизаций и согласованных решений. Нюрнбергский процесс. Среди послевоенных проб­лем урегулирования особое место занимали Процессы над главными военными преступниками. На Нюрнберг­ском процессе главным нацистским военным преступникам было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных Войн, в военных преступлениях и преступлениях Против человечности. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной каз­ни, а остальных к различным Срокам тюремного заклю­чения. Этот процесс явился не только наказанием для главных военных и нацистских преступников. Он стал осуждением Фашизма и нацизма ,мировым сообществом. Это было началом Процесса очищения Европы от фа­шизма. В Германии в первые послевоенные годы прошло свы­ше 2 млн процессов Над военными и нацистскими пре­ступниками, от них был Очищен административный аппа­рат, судебная система и система образования.

В маленькой Бельгии после освобождения было от­крыто к рассмотрению свыше 600 тыс. дел о сотрудни­честве с оккупантами и вынесено около 80 тыс. приго­воров.

Во Франции приняты более радикальные меры: было вынесено 120 тыс. приговоров коллаборационистам, из них около тысячи - смертных. Главарь фашистского режима Лаваль был казнен, а Петэн приговорен к пожиз­ненному заключению.

В Голландии было рассмотрено свыше 150 тыс. дел аре­стованных по обвинению в сотрудничестве с немцами.

Однако чистки в разных странах были не всегда после­довательными. Тысячи нацистов, коллаборационистов не только избежали наказания, но и остались на своих по­стах в администрации, судах, системе образования.

Немало военных преступников укрылось в странах Ла­тинской Америки. Однако при всем этом в Европе начал­ся процесс покаяния и очищения от скверны фашизма.

Начало «холодной войны» После Второй мировой вой­ны две великие державы, СССР и США, оказались самы­ми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. Раскол мира на две системы и полярность политического курса двух вели­ких держав не могли не отразиться на международных отношениях этого периода. Разделяющее эти две держа­вы идеологическое противостояние породило атмосферу враждебности на мировой арене, а во внутренней жизни этих стран - поиски врага. Инакомыслие в обеих странах рассматривалось как проявление подрывной деятельно­сти. В результате в США появилось такое уродливое яв­ление, как «маккартизм. - преследование граждан по подозрению в антиамериканской деятельности. В СССР такая атмосфера была одной из черт тоталитарного ре­жима. Две великие державы приняли на вооружение кон­цепции двух полюсного мира и жесткой конфронтации.

Влиятельный американский журналист назвал тогда эти конфликты «холодной войной. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х гг. Выступление Черчилля в США. Обычно в истори­ческих работах исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято счи­тать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнес в присут­ствии американского президента г. Трумэна 5 марта1946г. в. университетском городке Фултон. Присутст­вие Г. Трумэна должно было подчеркнуть особое значениеэтого события. Иначе зачем было лететь президенту в са­мый центр США, в заштатный городок слушать речь, с со­держанием которой он был заранее ознакомлен? Не былослучайным и то, что в это время в Канаде уже начался поддавлением США процесс против советских агентов. Вы­ступление У. Черчилля в Фултоне считают началом «хо­лодной войны».Черчилль заявил, что «железный занавес» отделилВосточную Европу от европейской цивилизации и англо­саксонскому миру следует объединиться перед лицомкоммунистической угрозы.

Противоположность интересов двух великих держав выявилась при практическом осуществлении решений со­юзников по послевоенным проблемам, особенно по вопро­сам польских границ, о составе польского правительства, в германском урегулировании и др. Утверждение у власти коммунистических партий в странах Восточной Европы в 1947-1948 гг., партизанское движение в Греции и другие внешнеполитические события рассматривались в США как коммунистическая экспансия. Отсюда и появились внешнеполитические доктрины США «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма. Советская пропаганда не оставалась в долгу и клеймила экспансию американского империализма.

Гонка вооружений была важнейшей сферой противо­стояния и потенциального конфликта двух великих дер­жав и их союзников. Существует мнение, что атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в августе 1945 г., была не только последним актом Второй мировой войны, но и пер­вым актом «холодной войны», после которого началась гонка Вооружений по принципу «вызов-ответ», «щит и меч».

В СССР стало форсироваться создание своей атомной бомбы. Ее первое Испытание успешно прошло уже в 1949 г. США испытали водородную бомбу в 1952 г., а СССР - спустя год. США создали стратегические бом­бардировщики, а СССР - межконтинентальные ракеты. Совершенствовались средства зенитной обороны и проти­воракетные комплексы. Соревнование двух систем в раз­личных сферах военного производства продолжалось до того момента, когда самим лидерам этих стран стало по­нятно, что численность боезарядов превысила уровень оборонительной достаточности. Накопленным количест­вом бомб можно было бы уничтожить земной шар не­сколько раз.

Создание военно-политических блоков также стало областью «соревнования. двух великих держав. Началось с военно-материальной помощи США Греции и Турции в начале 1947 г., которым угрожало «коммунистическое давление».

«План Маршалла. об оказании многомиллиардной по­мощи странам Западной Европы имел целью укрепить ус­ тои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы зака­баления американским империализмом.

В 1949 г. создана Организация Североатлантического договора (НАТО), которая первоначально провозглашала обеспечение безопасности западных держав от возможно­го возрождения Германии. ФРГ присоединилась к НАТО в 1955 г. В 1955 г. был создан военно-политический союз под руководством СССР - Организация Варшавского Договора (ОВД)

Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических бло­ков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.

Другой важный признак «холодной войны» - это раскол мира и Европы. Со становлением к началу 1948 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы комму­нистических режимов, с победой китайской революции и образованием КНР в октябре 1949 г. в основном за­вершилось формирование «мирового социалистического лагеря». Граница между двумя «лагерями», как тогда называли раскол мира на две непримиримые социально­ экономические системы, проходила в Европе через терри­торию Германии по линии западных и восточной оккупа­ционных зон, на Дальнем Востоке по 38-й параллели в Корее и в Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, где с 1946 г. французские войска вели войну против Демократической Республики Вьетнам, освободившейся своими силами от японских оккупантов.

Хотя двум великим державам удалось избежать прямо­го военного столкновения (удерживала угроза взаимного ядерного уничтожения), все же военные конфликты име­ли место, и главным среди них и наиболее опасным пере­растанием «холодной войны» В «горячую» была корей­ская война (1950-1953).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите о последствиях войны, сравните с последствиями Первой мировой войны.

2. Каковы основные черты Ялтин­ско-Потсдамской системы? Каковы причины распада антигитлеровской коа­лиции?

3. Как было организовано послевоенное мирное урегулирование?

4. Каково отличие созданной после Второй мировой войны Организации Объ­единенных Наций от предвоенной Лиги Наций?

5. Каково значение Нюрн­бергского процесса над главными военными преступниками и процессами над нацистами и коллаборационистами в других странах?

6. Каковы причины и сущность так называемой «холодной войны»?

7. Какие противоречия раз­деляли две великие державы - СССР и США?

8. Какие политические блоки образовались после Второй мировой войны?

Экономический колледж КазЭУ имени Турара Рыскулова

Дисциплина: «Всемирная история»

Тема № 19: «Восстановление экономики в Западных странах и модернизм»







Сейчас читают про: