double arrow

После завершения боевых действий

В ходе боевых действий

7. Осуществлять непрерывный прогноз, анализ и оценку морально-психологи­ческого состояния военнослужащих своих войск и войск противника, контроль за состоянием утомления и качеством сна и принимать меры по их оптимизации.

8. Организовывать и осуществлять психологическую поддержку военнослужа­щим в адаптации к боевой обстановке, в преодолении дезадаптационных симпто­мов, а также в целях профилактики и преодоления девиаций.

9. Вырабатывать предложения заместителю командира полка по воспитатель­ной работе по поддержанию у личного состава высокого морально-психологиче­ского состояния и осуществлению информационно-психологического воздействия на противника.

10. Практически осуществлять психологическую реабилитацию воинов, под­
вергшихся психотравматизации, на начальных этапах развития психических рас­
стройств с использованием возможностей пункта психологической помощи и ре­
абилитации.

11. Осуществлять мероприятия первичной социально-психологической реа­даптации военнослужащих, завершающих участие в боевых действиях.

12. На основе анализа результатов боевых действий вырабатывать предложе­ния по оптимизации системы психологической работы в части.


272______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Ясно, что перечисленные задачи сформулированы довольно в общем виде и в каждом конкретном случае (определенные условия ведения боевых действий, видо-родовая принадлежность воинской части и т. д.) они должны быть обяза­тельно конкретизированы. Ясно, что психологи в мотострелковых и зенитно-ра-кетных частях будут решать разные задачи.




Реализация перечисленных обязанностей осуществляется в тесном взаимодей­ствии с должностными лицами полка. Общая схема такого взаимодействия дана в табл. 2.6.

Таблица 2.6 Система взаимодействия психолога с должностными лицами полка

С кем взаимо­действует Цель взаимодействия Способ взаимодействия
Командир полка Обеспечение психологической обоснован­ности принимаемых боевых решений и эффективности управления личным соста­вом при их реализации 1. Информирование 2. Консультирование 3. Предложения 4. Получение указаний
Зам. командира по воспитатель­ной работе Построение системы МПО деятельности с учетом закономерностей проявления человеческой психики и поведения в бою; получение психологической информации. 1. Информирование 2. Консультирование 3. Предложения 4. Получение указаний 5. Совместная выработка решения
Офицеры воспи­тательной работы Получение психологической информации Построение всех компонентов МПО с уче­том психологических аспектов боевой дея­тельности 1. Информирование 2. Консультирование 3. Получение информа­ ции 4. Совместная выработка решений
Начальник штаба Получение психологической информации Целесообразное распределение и расста­новка воинов Организация психологического воздействия на противника Определение параметров работы ППП и Р 1. Информирование 2. Консультирование 3. Получение информа­ ции
Заместитель командира по тылу Получение психологической информации Оптимизация тылового обеспечения сучетом потребностей воинов. 1. Информирование 2. Консультирование
Начальник меди­цинской части Обмен психологической информацией Оптимизация психологической помощи и реадаптации Непосредственное информационное и дея-тельностное взаимодей­ствие
Психологи батальонов, должностные лица ППП и Р Оптимизация выполнения задач психологи­ческого обеспечения боя 1. Консультирование 2. Обучение 3. Практическая помощь 4. Получение информа­ ции

С кем взаимо­действует Цель взаимодействия Способ взаимодействия
Командиры подразделений и их заместители Оптимизация боевой, психологической подготовки, управления, психогигиены и психопрофилактики, психологической под­держки и реабилитации 1. Консультирование 2. Обучение 3. Практическая помощь 4. Получение информа­ ции
Личный состав   Получение психологиче­ской информации Психологическое изуче­ние, расстановка, консультирование, просвещение, подготовка, помощь, реадаптация

Реализация функций, обязанностей и взаимодействие психолога с должност­ными лицами осуществляются в последовательности, установленной боевыми уставами и документами мирного времени, на этапахподготовки, ведения бое­вых действий и после их завершения.



Известно, что с получением боевой задачи заместитель командира полка по воспитательной работе уясняет боевую задачу, распоряжение но морально-психо­логическому обеспечению боя, указания командира; производит расчет времени на организацию и проведение морально-психологического обеспечения; ориентирует подчиненных о предстоящих действиях, ставит им задачи. С этого момента пси­холог активно включается в работу по организации психологической работы в части по следующей «траектории»:

1) осуществляет психологическую оценкусвоих войск, войск противника, со­циально-психологических и психоэргономических условий выполнения бо­евой задачи. При этом активно взаимодействует с указанными выше долж­ностными лицами;

2) на основе выводов из психологической оценки обстановки вырабатывает пред­ложения по психологическому обеспечению выполнения боевой задачи;

3) после утверждения предложений заместителем командира полка по воспи­тательной работе, психолог приступает к планированию психологического обеспечения боя. Он разрабатывает раздел «Психологическая работа»в полковой план морально-психологического обеспечения боя (наступления, оборонительного боя и т. д.);

4) после завершения планирования психологической работы, психолог, по ука­занию командира полка, участвует в его реализации. При этом он может дей­ствовать по одной из устоявшихся на сегодняшний день схем, определя­ющих его место вбою.

Схема «Аналитик»предполагает, что психолог находится на командном пунк­те полка, постоянно отслеживает психологическую обстановку в ходе боя, опе­ративно вырабатывает предложения по психологическому воздействия на дей­ствия своих войск и войск противника.

Схема «Организатор»заключается в том, что психолог направляется в под­разделения, действующие на направлении главного удара, и непосредственно



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


организует работу должностных лиц, участвующих в психологическом обеспе­чении боя. Впоследствии он действует по схеме «Аналитик» при командире данного подразделения, одновременно выполняя функции представителя ру­ководства полка.

Схема «Исполнитель»состоит в том, что психолог непосредственно выполняет какую-либо из наиболее важных задач психологической работы. Например, с началом боевых действий он может находиться в пункте психологической помо­щи и реабилитации и участвовать в скорейшем возвращении в боевой строй пси-хотравмированных военнослужащих.

Схема «Универсал»предполагает, что на различных этапах боя психолог выс­тупает в различных ипостасях («Аналитик», «Организатор», «Исполнитель»).

Во любом случае место психолога полка в бою и схема его деятельности опре­деляется конкретными условиями боевой обстановки.

8.2. Документация, ведущаяся психологом полка в боевой обстановке

Документы — важное средство организации, упорядочения работы, оценки ее со­стояния, правовой, этической и функциональной обоснованности действий, кон­троля, отчетности.

Перечень документов в боевой обстановке для психолога точно не определен. С учетом требований ряда руководящих документов обозначим круг наиболее важных из них.

1. Предложения по психологическому обеспечению боя полка.На наш взгляд, здесь могут быть следующие пункты:

а) выводы из психологической оценки обстановки:

...таким образом, исходя из психологической оценки обстановки следует ожи­дать, что противник...;

возможно использование таких приемов введения в заблуждение, как...; наиболее сильное сопротивление окажут подразделения...; в ходе боевых действий психологические возможности противника будут...; ...морально-психологическое состояние наших войск характеризуется...; в ходе боевых действий оно ... наиболее высоким МПС обладают ...; ... социальные условия могут оказать на выполнение боевой задачи ...влияние; ... эргономические условия обусловят...

б) предложения по организации боя:

• направление главного удара (в зависимости от психологического состояния частей противника, психологической оценки местности и др.);

• время удара по противнику, способ воздействия (сокрушительный удар, из­нурение и т. д.), средства воздействия (боевые, психологические и т. д.) (ис­ходя из оценки режимов жизнедеятельности войск противника, их этниче­ских, религиозных особенностей, состояния обученности и др.);

• построение боевого порядка, привлечение воинских подразделений для вы­полнения главной задачи (исходя из морально-психологического состояния подразделений полка);


Глава 8, Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения...________________ 275

• мероприятия по дезориентации и дезорганизации противника (от состояния
элементов ЦПР войск противника);

в) предложение по организации психологической работы в полку:

• когда, какие мероприятия, с кем, кому провести;

• расстановка сил и средств психологической работы и порядок их перемеще­ния в ходе боя (места, маршруты);

• порядок управления силами и средствами психологической работы (рубе­жи, связь, сигналы и т. д.);

• свое местонахождение на различных этапах боя и др.

2. Раздел «Психологическая работа»в плане морально-психологического обес­
печения конкретных боевых задач, решаемых полком (бригадой), включает следу­
ющие мероприятия:

• прогнозирование, изучение и оценка психологических условий боевых дей­ствий наличного и необходимого ЦПР;

• психологическое консультирование офицеров:

• психологическое обеспечение боевой подготовки;

• психологическую подготовку личного состава, целесообразную расстанов­ку, сплочение воинских подразделений;

• психологическую помощь военнослужащим;

• психологическое воздействие на противника и население района боевых дей­ствий;

• организацию работы ПППи Р.

3. Донесение о психологическом обеспечении боевых действий,где оцени­
вается степень осуществления задач психологического обеспечения и его влия­
ния на выполнение боевой задачи; характеристика проведенных мероприятий
психологической работы, их сильные и слабые стороны, опыт и уроки на буду­
щее; примеры эффективного психологического влияния на действия военно­
служащих; текущее морально-психологическое состояние личного состава; пси­
хологические мероприятия, планируемые в связи с психологической оценкой
сложившейся обстановки и др.

Кроме этих документов могут вестись документы, которые входят в число обя­зательных в мирное время:

• план работы пункта психологической помощи и реабилитации;

• журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью;

• журнал динамического наблюдения;

• материалы психодиагностических исследований;

• донесение о результатах социально-психологического изучения и психоло­гического обследования боевого пополнения;

• аналитические и справочно-информационные материалы, материалы про­ведения инструктивно-методических и практических занятий с различны­ми категориями военнослужащих по различным проблемам.

Документация по психологической работе ведется и хранится в соответствии с требованиями, изложенными в Руководстве по психологической службе Воору-


276______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

женных сил Российской Федерации. Ответственность за соблюдение требований к ведению документов по психологической работе несет психолог полка (бригады).

Таким образом, психолог выполняет важнейшую роль в организации и осуще­ствлении психологического обеспечения боевых действий полка, которая объек­тивируется в виде реализуемых им психологических функций.

Место психолога полка в бою определяется конкретными условиями боевой обстановки и может реализовываться в схемах аналитической деятельности, орга­низации и непосредственного осуществления психологической работы.

Одним из средств организации и направления работы военного психолога в боевой обстановке являются разрабатываемые им документы по психологиче­скому обеспечению боевых действий полка.






Сейчас читают про: