В ходе боевых действий
7. Осуществлять непрерывный прогноз, анализ и оценку морально-психологического состояния военнослужащих своих войск и войск противника, контроль за состоянием утомления и качеством сна и принимать меры по их оптимизации.
8. Организовывать и осуществлять психологическую поддержку военнослужащим в адаптации к боевой обстановке, в преодолении дезадаптационных симптомов, а также в целях профилактики и преодоления девиаций.
9. Вырабатывать предложения заместителю командира полка по воспитательной работе по поддержанию у личного состава высокого морально-психологического состояния и осуществлению информационно-психологического воздействия на противника.
10. Практически осуществлять психологическую реабилитацию воинов, под
вергшихся психотравматизации, на начальных этапах развития психических рас
стройств с использованием возможностей пункта психологической помощи и ре
абилитации.
11. Осуществлять мероприятия первичной социально-психологической реадаптации военнослужащих, завершающих участие в боевых действиях.
|
|
12. На основе анализа результатов боевых действий вырабатывать предложения по оптимизации системы психологической работы в части.
272 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
Ясно, что перечисленные задачи сформулированы довольно в общем виде и в каждом конкретном случае (определенные условия ведения боевых действий, видо-родовая принадлежность воинской части и т. д.) они должны быть обязательно конкретизированы. Ясно, что психологи в мотострелковых и зенитно-ра-кетных частях будут решать разные задачи.
Реализация перечисленных обязанностей осуществляется в тесном взаимодействии с должностными лицами полка. Общая схема такого взаимодействия дана в табл. 2.6.
Таблица 2.6 Система взаимодействия психолога с должностными лицами полка
С кем взаимодействует | Цель взаимодействия | Способ взаимодействия |
Командир полка | Обеспечение психологической обоснованности принимаемых боевых решений и эффективности управления личным составом при их реализации | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Предложения 4. Получение указаний |
Зам. командира по воспитательной работе | Построение системы МПО деятельности с учетом закономерностей проявления человеческой психики и поведения в бою; получение психологической информации. | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Предложения 4. Получение указаний 5. Совместная выработка решения |
Офицеры воспитательной работы | Получение психологической информации Построение всех компонентов МПО с учетом психологических аспектов боевой деятельности | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Получение информа ции 4. Совместная выработка решений |
Начальник штаба | Получение психологической информации Целесообразное распределение и расстановка воинов Организация психологического воздействия на противника Определение параметров работы ППП и Р | 1. Информирование 2. Консультирование 3. Получение информа ции |
Заместитель командира по тылу | Получение психологической информации Оптимизация тылового обеспечения сучетом потребностей воинов. | 1. Информирование 2. Консультирование |
Начальник медицинской части | Обмен психологической информацией Оптимизация психологической помощи и реадаптации | Непосредственное информационное и дея-тельностное взаимодействие |
Психологи батальонов, должностные лица ППП и Р | Оптимизация выполнения задач психологического обеспечения боя | 1. Консультирование 2. Обучение 3. Практическая помощь 4. Получение информа ции |
С кем взаимодействует | Цель взаимодействия | Способ взаимодействия |
Командиры подразделений и их заместители | Оптимизация боевой, психологической подготовки, управления, психогигиены и психопрофилактики, психологической поддержки и реабилитации | 1. Консультирование 2. Обучение 3. Практическая помощь 4. Получение информа ции |
Личный состав | Получение психологической информации Психологическое изучение, расстановка, консультирование, просвещение, подготовка, помощь, реадаптация |
Реализация функций, обязанностей и взаимодействие психолога с должностными лицами осуществляются в последовательности, установленной боевыми уставами и документами мирного времени, на этапах подготовки, ведения боевых действий и после их завершения.
|
|
Известно, что с получением боевой задачи заместитель командира полка по воспитательной работе уясняет боевую задачу, распоряжение но морально-психологическому обеспечению боя, указания командира; производит расчет времени на организацию и проведение морально-психологического обеспечения; ориентирует подчиненных о предстоящих действиях, ставит им задачи. С этого момента психолог активно включается в работу по организации психологической работы в части по следующей «траектории»:
1) осуществляет психологическую оценку своих войск, войск противника, социально-психологических и психоэргономических условий выполнения боевой задачи. При этом активно взаимодействует с указанными выше должностными лицами;
2) на основе выводов из психологической оценки обстановки вырабатывает предложения по психологическому обеспечению выполнения боевой задачи;
3) после утверждения предложений заместителем командира полка по воспитательной работе, психолог приступает к планированию психологического обеспечения боя. Он разрабатывает раздел «Психологическая работа» в полковой план морально-психологического обеспечения боя (наступления, оборонительного боя и т. д.);
4) после завершения планирования психологической работы, психолог, по указанию командира полка, участвует в его реализации. При этом он может действовать по одной из устоявшихся на сегодняшний день схем, определяющих его место в бою.
Схема «Аналитик» предполагает, что психолог находится на командном пункте полка, постоянно отслеживает психологическую обстановку в ходе боя, оперативно вырабатывает предложения по психологическому воздействия на действия своих войск и войск противника.
Схема «Организатор» заключается в том, что психолог направляется в подразделения, действующие на направлении главного удара, и непосредственно
Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
|
|
организует работу должностных лиц, участвующих в психологическом обеспечении боя. Впоследствии он действует по схеме «Аналитик» при командире данного подразделения, одновременно выполняя функции представителя руководства полка.
Схема «Исполнитель» состоит в том, что психолог непосредственно выполняет какую-либо из наиболее важных задач психологической работы. Например, с началом боевых действий он может находиться в пункте психологической помощи и реабилитации и участвовать в скорейшем возвращении в боевой строй пси-хотравмированных военнослужащих.
Схема «Универсал» предполагает, что на различных этапах боя психолог выступает в различных ипостасях («Аналитик», «Организатор», «Исполнитель»).
Во любом случае место психолога полка в бою и схема его деятельности определяется конкретными условиями боевой обстановки.
8.2. Документация, ведущаяся психологом полка в боевой обстановке
Документы — важное средство организации, упорядочения работы, оценки ее состояния, правовой, этической и функциональной обоснованности действий, контроля, отчетности.
Перечень документов в боевой обстановке для психолога точно не определен. С учетом требований ряда руководящих документов обозначим круг наиболее важных из них.
1. Предложения по психологическому обеспечению боя полка. На наш взгляд, здесь могут быть следующие пункты:
а) выводы из психологической оценки обстановки:
...таким образом, исходя из психологической оценки обстановки следует ожидать, что противник...;
возможно использование таких приемов введения в заблуждение, как...; наиболее сильное сопротивление окажут подразделения...; в ходе боевых действий психологические возможности противника будут...;...морально-психологическое состояние наших войск характеризуется...; в ходе боевых действий оно... наиболее высоким МПС обладают...;... социальные условия могут оказать на выполнение боевой задачи...влияние;... эргономические условия обусловят...
б) предложения по организации боя:
|
|
• направление главного удара (в зависимости от психологического состояния частей противника, психологической оценки местности и др.);
• время удара по противнику, способ воздействия (сокрушительный удар, изнурение и т. д.), средства воздействия (боевые, психологические и т. д.) (исходя из оценки режимов жизнедеятельности войск противника, их этнических, религиозных особенностей, состояния обученности и др.);
• построение боевого порядка, привлечение воинских подразделений для выполнения главной задачи (исходя из морально-психологического состояния подразделений полка);
Глава 8, Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения... ________________ 275
• мероприятия по дезориентации и дезорганизации противника (от состояния
элементов ЦПР войск противника);
в) предложение по организации психологической работы в полку:
• когда, какие мероприятия, с кем, кому провести;
• расстановка сил и средств психологической работы и порядок их перемещения в ходе боя (места, маршруты);
• порядок управления силами и средствами психологической работы (рубежи, связь, сигналы и т. д.);
• свое местонахождение на различных этапах боя и др.
2. Раздел «Психологическая работа» в плане морально-психологического обес
печения конкретных боевых задач, решаемых полком (бригадой), включает следу
ющие мероприятия:
• прогнозирование, изучение и оценка психологических условий боевых действий наличного и необходимого ЦПР;
• психологическое консультирование офицеров:
• психологическое обеспечение боевой подготовки;
• психологическую подготовку личного состава, целесообразную расстановку, сплочение воинских подразделений;
• психологическую помощь военнослужащим;
• психологическое воздействие на противника и население района боевых действий;
• организацию работы ППП и Р.
3. Донесение о психологическом обеспечении боевых действий, где оцени
вается степень осуществления задач психологического обеспечения и его влия
ния на выполнение боевой задачи; характеристика проведенных мероприятий
психологической работы, их сильные и слабые стороны, опыт и уроки на буду
щее; примеры эффективного психологического влияния на действия военно
служащих; текущее морально-психологическое состояние личного состава; пси
хологические мероприятия, планируемые в связи с психологической оценкой
сложившейся обстановки и др.
Кроме этих документов могут вестись документы, которые входят в число обязательных в мирное время:
• план работы пункта психологической помощи и реабилитации;
• журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью;
• журнал динамического наблюдения;
• материалы психодиагностических исследований;
• донесение о результатах социально-психологического изучения и психологического обследования боевого пополнения;
• аналитические и справочно-информационные материалы, материалы проведения инструктивно-методических и практических занятий с различными категориями военнослужащих по различным проблемам.
Документация по психологической работе ведется и хранится в соответствии с требованиями, изложенными в Руководстве по психологической службе Воору-
276 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий
женных сил Российской Федерации. Ответственность за соблюдение требований к ведению документов по психологической работе несет психолог полка (бригады).
Таким образом, психолог выполняет важнейшую роль в организации и осуществлении психологического обеспечения боевых действий полка, которая объективируется в виде реализуемых им психологических функций.
Место психолога полка в бою определяется конкретными условиями боевой обстановки и может реализовываться в схемах аналитической деятельности, организации и непосредственного осуществления психологической работы.
Одним из средств организации и направления работы военного психолога в боевой обстановке являются разрабатываемые им документы по психологическому обеспечению боевых действий полка.