Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Характеристика боевого стресса и боевой психической травмы




Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные функции психолога в боевой обстановке?

2. Раскройте задачи, которые решает психолог в боевой обстановке.

3. Что должен делать психолог на этапе подготовки к боевым действиям?

4. Какие задачи решает психолог в ходе боевых действий?

5. Какая документация ведется психологом в боевой обстановке?

1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного соста­ва частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998.

2. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Карая­ни, П. А. Корчемного: В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1998.

3. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской час­ти в мирное время. — М., 2000.


Война является одним из самых суровых испытаний человеческого духа, психо­логических и физических возможностей людей. Восприятие и переживание со­бытий войны — величайшая драма, разыгрывающаяся в душе каждого ее участ­ника. Человеческое существо весьма уязвимо перед мощными стресс-факторами войны (опасность, гибель товарищей, ранение, инвалидность, участие в жестоком насилии, уничтожение противника, новизна и неожиданность изменения собы­тий, высочайшая ответственность, боль и др.).

Главные причины перманентной психотравматизации участников войны сле­дующие.

В о - п е р в ы х, в бою люди вынуждены действовать вопреки своей природе, на­перекор могучим инстинктам самосохранения, игнорируя потребности собствен­ного организма, во имя надличностных, социальных целей и интересов.

Во-вторых, как отмечал Е. КиКраснушкин, в отличие от психического воз­действия стихийных бедствий, действующих однократно, психогенные воздей­ствия войны характеризуются многократностью. Это — постоянная многократ­ная угроза смерти.

С. И. Съедин и Р. А. Абдурахманов дают своеобразную историческую справку о традициях исследования психологических последствий участия в войнах [174].

В частности, авторы обращают внимание на то, что размышления о природе и специфике психических расстройств содержатся еще в трудах мыслителей древности Геродота, Ксенофонта, Фукидида и др. Первые попытки научного осмысления психологических проблем участников и ветеранов войны были предприняты американскими врачами времен Гражданской войны. Та война по своим разрушительным возможностям и уровню психотравматизации участ­ников приближалась к войнам XX века. Поэтому в 1863 г. в Америке был создан первый военный психиатрический госпиталь. Большинство диагнозов обозна­чалось как «ностальгия». Повсеместно также создавались дома для оказания психотерапевтической помощи ветеранам.




Однако первыми, кто стал рассматривать психические проблемы солдат как следствие боевого стресса, были русские врачи времен Русско-японской вой-


278______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

ны (1904-1905 гг.), предпринявшие попытку диагностики и лечения боевого шока в непосредственной близости от линии фронта. В 1904 г. в Харбинском военном госпитале было создано отделение для душевнобольных, которое воз­главил Г. Е. Шумков. Им были описаны психические явления, наблюдавшиеся у русских воинов после выхода из боя. Согласно его наблюдениям, такие пси­хические явления, как сновидения о боевых эпизодах, повышенная раздражи­тельность, ослабление воли, ощущение разбитости, могут наблюдаться через многие месяцы после выхода из боя. Утомление и душевные потрясения Шум­ков рассматривал как главные причины душевных ран в бою. Войну как глав­ную причину неврозов и психоневрозов у русских солдат, участвовавших в Русско-японской войне, рассматривали М. И. Аствацатуров (1912), В. М. Бех­терев (1915), А. В. Гервер (1916) и другие авторы.

В ходе Первой мировой войны было установлено, что невротические расст­ройства нередко наблюдались у солдат, у которых ранее не отмечалось предрас­положенности к ним. В то время преобладали расстройства, обусловленные пси­хическими реакциями на взрывы артиллерии большого калибра. Это явление определялось английским психиатром Т. Салмо^т как «взрывной» или «артил­лерийский» шок. В русской армии большое внимание уделялось психическим последствиям воздушных контузий.



Отсроченные психические явления у ветеранов, обусловленные участием в бое­вых действиях, 3. Фрейд обозначил термином «военный невроз».

Это определение, по его мнению, в большей степени соответствует данным пси­хическим феноменам. В то время как термин «травматический невроз» предпола­гает, что психические последствия войны вызваны только влиянием полученной ранее физической травмы. Фрейд также отмечал, что трудности в понимании при­роды военного невроза обусловлены тем, что причины его появления часто не были связаны с вмешательством «грубой механической силы». Этот автор подчер­кивал роль испуга, неожиданности и страха в возникновении данного явления. Военный невроз рассматривался им как состояние эго-конфликта между бывшим мирным эго солдата и новым воинственным эго, который обостряется, как только мирное эго поймет, что опасность для его существования заключается в безрас­судстве этого нового образования, паразитирующего двойника.

Фрейд, в отличие от других психологов, большое значение в возникновении нев­ротических расстройств придавал феномену психической травмы. Его взгляды на психотравму изменялись вместе с развитием психоаналитической теории. Так, в лекциях, прочитанных им в 1909 г., он определял психические травмы как следы («остатки», «осадки») аффективных переживаний. Во вводных лекциях в психо­анализ, прочитанных им с 1915 по 1917 гг., психическая травма рассматривается с точки зрения экономического подхода к психическим явлениям. Она определяется здесь как результат большого и интенсивного раздражения, «от которого нельзя освободиться или которое нельзя переработать нормальным способом».

Экономический подход к психической травме формировался иод влиянием изучения Фрейдом психических явлений, наблюдаемых у ветеранов Первой ми­ровой войны. В работе «По ту сторону принципа наслаждения» он определяет психическую травму как прорыв гипотетического защитного покрова, который


Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях



предохраняет психику от чрезмерных раздражений. Повторяющиеся у ветеранов сны о психотравмирующих событиях войны он рассматривает как проявление активности, направленной на овладение раздражением, которое вызывается по­лученными ранее сильными впечатлениями. Появляющееся при этом чувство боязни, по его мнению, мобилизует внутреннюю энергию, необходимую для «свя­зывания» излишнего раздражения.

После Первой мировой войны отсроченные психические явления у ветеранов войны стали все чаще рассматривать вне рамок концепции травматического невро­за. Так, М. И. Аствацатуровым и его последователями, наряду с другими формами военных неврозов, выделяется так называемый эмоционный невроз. По мнению С. В. Гольмана, эмоционный невроз необходимо считать самым характерным нев­розом военного времени, который возникает вследствие выполнения задач в «непо­средственной полосе боевой обстановки». Он может быть результатом хронического эмоционального состояния солдата, не дающего резких сдвигов (осложнений) и эмоционального шока, который выводит бойца на известный период с линии огня (от 2-3 часов до нескольких недель и больше). На осложнение психического состо­яния солдат после выхода из боя оказывают влияние такие факторы, как: получен­ные психические травмы, переутомление и истощение, индивидуальные особенно­сти, характер боевых действий (к примеру, отступление, окружение), значимость тех или иных боевых операций для конкретного индивида.

Важное место, с точки зрения рассматриваемой нами проблемы, занимают исследования А. Кардипера. Он изучал отсроченные психические реакции на военные события у ветеранов Первой мировой войны, рассматривая отсрочен­ные психические явления у ветеранов с точки зрения концепции адаптации. Под адаптацией этот ученый понимал серию маневров в ответ на изменения окружа­ющей обстановки или изменения внутри организма, которые подчиняют его ак­тивность во внешнем мире цели сохранения своего существования, сохранения своей целостности или избежания повреждений, а также сохранения контроли­руемого контакта с внешним миром [161].

Психологические проблемы, возникающие у ветеранов, по мнению А. Карди­пера, обусловлены уменьшением внутренних ресурсов организма и ослаблением силы эго. По этой же причине внешний мир начинает восприниматься ими как враждебный.

А. Кардинер выделил у ветеранов пять наиболее характерных отсроченных психических реакций на психотравмирующие события войны. Это фиксация на травме, типичные сны, снижение общего уровня психической деятельности, раз­дражительность, склонность к взрывным агрессивным реакциям, потеря памяти (амнезия) об обстоятельствах психотравмирующего события. Восстановление па­мяти о событии он рассматривает как показатель восстановления предвоенного эго.

По сравнению с Первой мировой войной, во Второй мировой войне количество психических расстройств у солдат выросло на 300%. Это несмотря на то, что требования к диагностике психических расстройств были в 3-4 раза строже. Общее количество освобождаемых от службы в связи с психическими расстрой­ствами превышало количество пребывающего пополнения. По подсчетам за­рубежных специалистов, из всех солдат, непосредственно участвовавших в бое-


280______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

вых действиях, 37,5% имели различные психические расстройства. По этой причине только в американской армии (не считая ВВС) были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн 393 тыс. — имели различные психические нарушения, не позволяющие им некоторое время участвовать в боевых действиях.

В исследованиях отечественных авторов, посвященных психическим послед­ствиям Великой Отечественной войны, основное внимание уделяется последстви­ям боевых травм и ранений (прежде всего головного мозга), истощения, инфекци­онных заболеваний и других вредоносных воздействий на нервную систему солдат.

С точки зрения рассматриваемых нами проблем, интерес представляют исследо­вания отсроченных реакций на психотравмирующие факторы боевой обстановки.

В последующем, на изучение проблем психологических исследований оказали влияние войны в Корее и во Вьетнаме.

По данным американских исследований, 30% всех ветеранов, участвовавших в войне во Вьетнаме, имели сильно выраженные проявления посттравмати­ческих стрессовых реакций в течение их послевоенной жизни. На момент 1988 г. у 15,2% ветеранов-мужчин и 8,5% ветеранов-женщин были зарегистри­рованы посттравматические стрессовые расстройства. Среди национальных меньшинств эти цифры несколько выше (27,9% — среди испаноязычных вете­ранов, 20,6% — у ветеранов негритянского происхождения). Массовые случаи социальной и психологической дезадаптации ветеранов вьетнамской войны по­требовали их активного изучения и организации своевременной помощи. С целью оказания социальной, психологической и медицинской помощи ве­теранам за период с 1979 по 1989 гг. было создано 196 специализированных центров. Кроме того, ветераны обслуживались в 172 медицинских центрах и 153 клиниках медицины. За это время ветеранами было совершено около 4 млн визитов в центры, а более 600 тыс. из них получили всестороннюю ме­дико-психологическую помощь.

С. И. Съедин и Р. А. Абдурахманов указывают на то, что в настоящее время посттравматические стрессовые реакции рассматриваются в рамках психоанали­тического, когнитивного, поведенческого, психосоциального, психофизического, психобиологического и других подходов [174].

Известный специалист по психологическим последствиям войны Р. Габриэль подчеркивает: «История показывает, что как бы хорошо ни были подготовлены войска, какими бы слаженными ни были их действия, какими бы умелыми и зна­ющими ни были их командиры, многие солдаты не выдерживают тех психологи­ческих нагрузок, которые наваливаются на них в ужасе боя», «находясь длитель­ное время на поле боя, невозможно не страдать от различных психологических расстройств» [38, с.15].

Объемы таких расстройств приобретают поистине гигантские масштабы. В ли­тературе неоднократно приводились данные о том, что во время Второй миро­вой войны только американские войска потеряли более 500 тысяч человек по причине боевых психических расстройств. Такого количества солдат хватило


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



бы для укомплектования 50 пехотных дивизий. Эти дивизии могли бы изме­нить ход любой военной кампании.

Из сказанного следует, что «война имеет свои пределы, главным из которых является способность человека сохранить ясность ума и способность трезво дейст­вовать, несмотря на весь ужас окружающей обстановки» [38, с. 18].

Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль по­ведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т. д.) в соответствии с ее требованиями. И такая перестройка, приспособление к режиму боевой жизнедеятельности, к стресс-факторам войны происходит с каждым ее участником. Это приспособление называется «боевым стрессом».

П

од боевым стрессомпринято понимать многоуровневый процесс адаптационной актив­ности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряже­нием механизмов реактивной саморегуляции и закреплением специфических приспособи­тельных психофизиологических изменений [14, с. 32].

Специалисты выделяют срочную адаптацию военнослужащих к боевой об­становке как комплекс реакций, направленных на приспособление к непривыч­ным стимулам боевых условий, и долговременную адаптацию, сопровождающу­юся такими кардинальными изменениями психики и личности воина, которые позволяют выжить в экстремальной обстановке войны.

Это состояние можно сравнить с действиями гарнизона древней крепости. При получении сигнала о приближении врага защитники крепости повышают бди­тельность, усиливают дозоры и составы дежурных сил, проверяют прочность стен, ворот и засовов, готовят к бою оружие и боеприпасы, запасы воды и продоволь­ствия, устанавливают особый режим жизнедеятельности, правила поведения на время осады. При нападении противника они мобилизуют все силы на отпор ему. Многие крепости сражались чуть ли не до последнего защитника.

Боевой стресс — это процесс мобилизации всех имеющихся возможностей организма, иммунной, защитной, нервной, психической систем для преодоле­ния жизнеопасной ситуации. У человека происходит изменение состава крови. Впрыскиваемые туда из желез внутренней секреции гормоны вызывают у него тревогу, бдительность, агрессивность. Увеличивается объем легких, что позво­ляет доставлять больше кислорода к активно задействованным в работе орга­нам. Сужение кровеносных сосудов ведет к повышению кровяного давления, усилению кровотока, перераспределяются схемы движения крови. У деятель-ностных личностей уменьшается ее доставка к внутренним органам и увеличи­вается — к сердцу, скелетным мышцам.

Внешне в боевой обстановке стресс проявляется в учащении пульса, дыхания, температуры тела военнослужащего, покраснении или побледнении кожных по­кровов, усилении потоотделения, высыхании во рту, треморе (дрожании мышц), изменении внешней активности (количества, частоты и амплитуды движений), учащении мочеиспускания, усилении тревоги и бдительности и др. Все перечис­ленные симптомы — это нормальные реакции человека на ненормальные обсто­ятельства боевой обстановки.


282______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

У лиц, принимающих длительное участие в боевых действиях, «закрепляется памятный след новых поведенческих навыков и стереотипов, имеющих перво­степенное значение для выживания и выполнения поставленных задач». Среди них: восприятие окружающей среды как враждебной; гиперактивация внимания, тревожная настороженность; готовность к импульсивному защитному отреа-гированию на угрожающий стимул в виде укрытия, бегства, агрессии и физи­ческого уничтожения источника угрозы; сужение эмоционального диапазона, стремление к «уходу» от реальности и оценки ряда нравственных проблем; эффективное межличностное взаимодействие в микрогруппс, включающее способность к коллективной индукции; способность к моментальной полной мобилизации сил с последующей быстрой релаксацией; соответствующее экст­ремальному режиму психического функционирования нейровегетативное обес­печение. Адаптация к боевым условиям закрепляет в характере некоторых вои­нов повышенную ранимость, недоверчивость, отгороженность, разочарование и страх перед будущим, нарушение социальной коммуникации, склонность к агрессивному, саморазрушающему поведению и злоупотреблению наркосодер­жащими веществами. Кроме этого у участников боевых действий нередко отме­чается усиление тревожности, подавленности, чувства вины, повышенной чув­ствительности к несправедливости, «застревание» на негативных переживаниях [158, с. 28-30] и др.

В зависимости от вида воздействующего на организм стрессора выделяют виды стресса (рис. 2.7).

Если вновь обратиться к метафоре осажденной крепости, можно констатиро­вать, что возможности ее защитников не безграничны. Запасы воды, продуктов, боеприпасов иссякают, погибших воинов заменить некем. Мощный удар против­ника, обманный маневр (типа «Троянского коня») или длительная, изнуряющая осада способны сломить волю физически истощенных защитников к сопротивле­нию. Исходы могут быть различными: уничтожение всех до последнего сопро­тивляющегося, подрыв крепости вместе с собой ее защитниками, сдача на милость победителю, предательство, заключение мирного договора с неприятелем и др.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



Также не безграничны физические и психологические возможности участников боевых действий. По мнению Ю. А. Александровского [5], Я. Агреля и Л.. Люнгбер-га [201 ], каждый человек обладает определенным адаптационным потенциалом или психологическим ресурсом, позволяющим преодолевать стресс-факторы определен­ной интенсивности.

Если сила или продолжительность неблагоприятных внешних воздействий превысит индивидуальные приспособительные возможности человека, происхо­дит «слом адаптационного барьера» и его психическое травмирование. В этом слу­чае говорят, что человек получил психическую травму.

Боевая психическая травма— возникающее вследствие воздействия боевых стресс-фак- торов патологическое состояние центральной нервной системы, обусловливающее регу- лирование поведения пострадавшего посредством патофизиологических механизмов. В результате психотравмирования происходит накопление изменений в структурах ЦНС, на­растание специфической личностной дисгармонии и готовности к психопатологическому синдромообразованию [158, с. 28-30].

Воздействие боевых условий на психику человека является полигенным, представляет результат взаимодействия многих факторов (В. А. Гиляровский, Э. М. Залкинд, Е. Н. Попов , Г. Е. Сухарева и др.).

Важным обстоятельством является то, что неблагоприятное воздействие усло­вий боевой обстановки на организм человека повышает чувствительность к пси-хотравмирующим факторам. По мнению В. А. Гиляровского, имеет место общая астенизация, понижение тонуса, вялость и апатия участников боевых действий. Психическая травма может выступать последним звеном в цепи различных небла­гоприятных воздействий. Особая роль в повышении чувствительности солдат к психотравмирующим факторам придается ранениям и травмам (особенно голов­ного мозга). Травматические повреждения головы нарушают деятельность адап­тационно-защитных механизмов, в большей или меньшей степени разрушают ба­рьер, стоящий между внешними раздражениями и психикой, и делают ее более чувствительной. Расстройство в деятельности защитных механизмов ведет к сры­вам в приспособлении к внешним условиям, в способности преодолевать вредно­сти, к более легкому возникновению невротических состояний

Однако психотравмирующие факторы воздействуют не только на психику во­ина, но и на весь организм в целом.

В настоящее время сложились следующие подходы к пониманию психической травмы1.

1. Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов и М. А. Рожнова изучают ее в русле концепции психологической защиты. Они отмечают, что психологическая защита выпол­няет роль спонтанного устранения психических травм, а психические травмы обусловлены нарушением психологической защиты. Эти же авторы обращают внимание на то, что психическая травма приводит к нарушению прежней систе­мы значимых переживаний. Поэтому в процессе психотерапии предлагается про­тивопоставить нарушенной системе другую, с не менее высоким потенциалом зна­чимости.

Съедим С. И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия участия в боевых дей­ствиях. - М., 1992.



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


2. Близкий подход разрабатывает Ю. А. Александровский. Он рассматривает психотравматизацию с точки зрения концепции индивидуального барьера пси­хической адаптации. Согласно данной концепции психотравмирующие факторы вызывают напряжение (перенапряжение) активности данного барьера. В случае ослабления активности или целостности индивидуального барьера психической адаптации происходит нарушение «психического гомеостаза» и снижение уров­ня адаптации, что впоследствии может привести к психогенным расстройствам.

3. А. М. Свядощ понимает психическую травму как результат воздействия психотравмирующих раздражителей, сила которых определяется значимостью патогенной информации для данного индивида. Он выделяет острые психиче­ские травмы и хронические. Первые являются результатом однократного, сверх­сильного воздействия, вторые — многократно действующих, более слабых воз­действий.

4. Г. К. Ушаков дает классификацию психических травм с точки зрения их ин­тенсивности. В частности, он выделяет:

• массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потряса­ющие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности; б)неактуальные для личности;

• ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлека­ющие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения);

• пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни: а) осознаваемые и преодолимые; б) неосознаваемые и непреодолимые;

• пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимос­ти стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации; б) вызываемые чрезмерным уровнем притя­зания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности.

Г. К. Ушаковым были выделены также уровни реагирования на психотравми­рующие факторы: внеличностные, крупносистемные на уровне темперамента, ха­рактерологические, личностные.

Таким образом, боевой стресс бывает конструктивным, мобилизующим, спо­собствующим сохранению организма, целостности личности, и деструктивным, травмирующим, разрушающим организм и нервную систему, может выступать в виде своеобразного мобилизатора защитных сил и в виде их дезорганизатора.

В связи с этим закономерно возникает вопрос, почему одно и то же событие у одних военнослужащих вызывает психотравму, а у других -— нет. Ответ на этот вопрос волнует психологов давно. Наиболее четкий ответ на него, по нашему мне­нию, дает этиологическая мультифакторная концепция стресса А. Мэркера. Ее автор выделяет три группы факторов, сочетание которых приводит к психотрав-матизации:

1) свойства травмирующих факторов: тяжесть травмы, ее неконтролируемость, неожиданность;

2) отсутствие защитных факторов: способности к осмыслению происходящего; сформированных механизмов совладания; социальной поддержки;


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



3) наличие факторов риска: возраст; отрицательный прошлый опыт, наличие психических расстройств в анамнезе; низкий социоэкономический опыт.

Практика показывает, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных факто­ров многократно снижает возможность психотравмирования военнослужащих.

Учитывая это обстоятельство, считается, что человек пережил травматическое событие, если выполняются одновременно два условия:

а) человек пережил или наблюдал одно или более событий, в которых с ним
или с другими людьми произошло следующее: возникла угроза смерти, по­
тенциальная или реальная; смерть другого человека; серьезное ранение или
угроза получения инвалидности;

б) человек реагировал на это интенсивным страхом и чувством беспомощности1.

Ю. А. Александровский выделяет две группы возможных реакций и состояний людей при жизнеопасных ситуациях:

1) с непсихотической симптоматикой — непатологические (физиологические) реакции, психогенные патологические реакции, психогенные невротические состояния;

2) с психотическими расстройствами (острые и затяжные реактивные психозы).

По существу здесь перечислены возможные уровни патологизации психики.

К непатологическим (физиологическим) невротическим явлениям относятся ре­акции на боевой стресс (адаптационные реакции). Они проявляются в повышенной эмоциональной напряженности и психомоторных изменениях, вызванных страхом (множество нецелесообразных движений; беспорядочное, бесцельное метание; сту-порозное обездвижение; отрывистая, несвязная речь). К названным симптомам прибавляются такие вегетативные реакции, как учащенное мочеиспускание, дис­функция желудка и кишечника; тошнота, головокружение, ознобоподобный тре­мор; изменение пигментации кожных покровов; ощущение нехватки воздуха, чув­ство удушья; ощущение сильной физической слабости, жара или холода и др.

Психогенные патологические реакции проявляются в симптомах астеническо­го, депрессивного, истерического и других синдромов. Основным показателем того, что наблюдаемая симптоматика отражает непсихотический уровень травматизации военнослужащего, является сохранение им в достаточной степени критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности.

Расстройства психотического уровня в воинских частях крайне редки. Они ха­рактеризуются тем, что у пострадавших отмечаются выраженные нарушения пси­хической деятельности, лишающие их возможности правильно (неискаженно) отражать происходящее, и имеет место полная утрата работоспособности [5].

Как правило, военнослужащие с психическими расстройствами такого уровня получают помощь в специализированных медицинских учреждениях психиатри­ческого профиля. В связи с этим в данной работе вопросы оказания психологи­ческой помощи пострадавшим с таким диагнозом не рассматриваются.

1 Связанные с боевой психической травмой функциональные нарушения (боевые стрес­совые расстройства) включают различные состояния дезинтеграции психической деятельности предпатологического, патологического, в т. ч. и нозологического (уров­ня болезни) спектра.


286______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

9.2. Сущность и симптоматика посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий

Еще во время Второй мировой войны В. А. Гиляровским был описан «синдром нервной демобилизации», возникающий у солдат после возвращения из фронто­вой обстановки. Данный синдром характеризуется проявлением остаточных яв­лений переутомления на фоне резкого снижения уровня волевой мобилизации. На основании исследований послевоенной адаптации ветеранов Великой Отече­ственной войны отечественными учеными был сделан вывод о возможности дли­тельного сохранения последствий психотравмирующего воздействия войны (Ги­ляровский В. А., Введенский И. Н., Краснушкин Е. К., Холодовская Е. М. и др.).

Р. Гринкер и Д. Шпигель одними из первых стали рассматривать отсроченные психические состояния ветеранов как реакции на боевой стресс. В своей работе «Люди под воздействием стресса» (1945 г.) они выделили наиболее характерные отсроченные реакции на боевой стресс. К ним были отнесены: нетерпеливость, раз­дражительность, агрессивность, повышенная утомляемость, апатичность, трудно­сти засыпания, тревожность, усталость, повышенна^ реактивность, напряженность, депрессивиость, личностные изменения, ослабление памяти, тремор, трудности концентрации, поглощенность воспоминаниями о войне, ночные кошмары, подо­зрительность, фобические реакции. При этом наблюдается также снижение аппе­тита, пристрастие к алкоголю и различные психосоматические симптомы [174].

Сегодня не вызывает сомнения, что психологические изменения у ветеранов войны могут наблюдаться в виде отдельных разрозненных симптомов, в виде бо­лее или менее взаимосвязанных проявлений и в виде синдрома — посттравматиче­ского стрессового расстройства.

Психика людей, перестроенная под потребности боя, оказывается неприспо­собленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитых ветераном военных событий и др. В этой связи появляются возможности как дополнительной психотравматизации ветеранов, так и порождения у них неприятия существующих социальных ценностей, разви­тия асоциальных форм поведения и др.

Об этом говорят данные, полученные нами из материалов опроса 180 участни­ков боевых действий. Ощущение того, что их просто «подставили», «использо­вали» для достижения политических, экономических, криминальных и иных целей, было характерно для американцев — ветеранов Вьетнама, для участни­ков боевых действий в Афганистане после 1985 г., для ветеранов чеченского военного конфликта.

Это стало следствием того, что во всех перечисленных случаях военнослужа­щие, возвращавшиеся с полей сражений, были оставлены наедине с собой, а вско­ре попросту забыты. Один из великих принципов морально здорового общества гласит: «Как бы не закончилась война победой или поражением, — солдата дос­тойно должны встретить свой народ, свои руководители, своя семья». Этот прин­цип не был учтен. Тысячи военнослужащих, первоначально нуждавшиеся в обыч­ном одобрении, понимании, поддержке окружающих и не дождавшиеся этого, до сих пор пополняют ряды психотравматиков.


Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях



Наблюдение за поведением ветеранов локальных военных конфликтов и бесе­ды с ними показывают, что сформировавшийся у них в боевой обстановке ком­плекс личностных изменений порой трансформируется в своеобразный комп­лекс «военизированной психики», для которого характерны специфические феномены в потребностной сфере, в области ценностных ориентации и соци­ального взаимодействия военнослужащих. Так, вследствие имеющего место упрощения когнитивной сферы участников экстремальной деятельности, у них отмечается усиление жестокости, бескомпромиссности и ригидности нравствен­ных ориентиров. Нередко проявляется стремление переделать гражданскую жизнь но негласным законам человеческих отношений военного времени.

При возвращении в мирную обстановку у ветеранов боевых действий актуали­зируется целый ряд потребностей. Эти потребности носят универсальный ха­рактер, однако, в данном случае, они имеют чрезвычайную степень выражен­ности.

Во-первых, у большинства участников боевых действий отмечается ярко выраженное желание быть понятым. Они хотят иметь в контакте с окружающи­ми такую обратную связь, которая бы явно подтверждала, что они сражались за правое дело, что их участие в жестоком насилии нравственно оправданно и соци­ально полезно. По существу речь идет о действии такого механизма психологиче­ской защиты человека, как рационализация, позволяющего военнослужащему пре­одолеть комплекс вины, оправдаться перед самим собой, своей совестью, сделать воспоминания об агрессивных и жестоких поступках менее травмирующими.

Во-вторых, в психологической картине переживаний участников боевых действий отмечается потребность быть социально признанными. Естественное желание человека быть личностью, получить высокую оценку своих личных уси­лий, действий у людей, возвращающихся в мирную жизнь, приобретает особое значение. При этом справедливо считается, что достойными общественного при­знания являются не только героические поступки, но и внутренние победы чело­века над собой, уже само то, что военнослужащий не струсил, не дезертировал, не симулировал и т. д. Наблюдается желание, чтобы факт положительной оценки стал известен широкому кругу людей, сослуживцам, членам семьи.

В-третьих, важной тенденцией, характеризующей психическое состояние участников боевых событий, является стремление быть принятым в систему со­циальных связей и отношений мирной жизни с более высоким, чем прежде, соци­альным статусом. Это объяснятся тем, что дело, которое они делали «там», соци­ально более значимо, чем то, которым занимались военнослужащие, оставшиеся в местах постоянной дислокации частей. На основании этого участники боевых действий ожидают особого отношения к себе со стороны окружающих. В против­ном случае возникают различного рода синдромы по типу «чеченского», когда со стороны участников боевых действий проявляется агрессивное отношение к со­служивцам, не получившим боевого опыта.

В-четвертых, нередко у людей, возвращающихся из зоны боевых действий локального венного конфликта, наблюдается своеобразное <<ошеломление» при столкновениях с реальностями мирной жизни. Им трудно свыкнуться с мыслью, что в то время, когда они рисковали жизнью, в стране, в армии ничего не измени-


288______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

лось, общество вообще не заметило их отсутствия. Более того, оказывается, не все люди разделяют их взгляды на цели, характер и способы ведения войны. Это мо­жет вызвать состояние психического шока, привести к серьезным психическим расстройствам у ветеранов войны, сформировать у них ощущение враждебности социального окружения.

В-пятых, существенной психологической характеристикой участников ло­кальных военных конфликтов является снижение порогов чувствительности к со­циальным воздействиям. С психологической точки зрения, они становятся как бы особенно обнаженными, ранимыми.

В том случае, если перечисленные тенденции и особенности психической жиз­ни ветеранов войны не учитываются в работе с ними, создаются предпосылки для возникновения сложных психологических и социальных последствий. Вместе с отчаянием, фрустрацией, апатией у военнослужащих могут развиваться личност­ные трансформации, складываться искаженная, патологическая картина мира, формироваться агрессивное, конфликтное поведение. Неподготовленное, стихий­ное столкновение участников локальных военных конфликтов с реалиями мир­ной жизни чревато усилением их психотравматизации и манифестаций посттрав­матических стрессовых расстройств.

 

Посттравматическое стрессовое расстройство(ПТСР) — отсроченная по времени пси­хопатологическая комплексная реакция на психотравматическое событие, оформившаяся в целостный синдром.

Относительно необходимости выделения целостного синдрома, его симтомо-комплексов и симптомов на протяжении длительного времени идут научные спо­ры между представителями различных специальностей (медики, психологи, со­циальные работники и др.) и между различными научными школами в самой психологии. Однако в последнее время ПТСР описаны как синдром и отдельная психодиагностическая категория в ряде авторитетных классификаторов болез­ней, что дает основания для рассмотрения его в качестве целостного, комплекс­ного образования.

Впервые официально вопрос о необходимости выделения целостного синдрома, называемого «посттравматическое стрессовое расстройство», был поставлен в США в 1980 г. Именно тогда в публикацию третьего издания американского классификационного стандарта, подготовленного Американской психиатриче­ской ассоциацией, DSM-III {Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) был внесен раздел, содержащий описание критериев для диагностики наруше­ний и расстройств, вызванных психотравмирующими обстоятельствами, выхо­дящими за рамки обычного человеческого общества. Этот раздел уточнен и со­хранен в новой редакции стандарта DSM-IV (код F43.1) в 1994 г. В этом же году аналогичный раздел появился и в Международном классификаторе болезней МКБ -10 (код. 309.81). Несмотря на то, что ПТСР формально является психи­ческим заболеванием, его изучение, диагностика и психотерапия относятся к компетенции клинического психолога.

Принятие решений об официальной фиксации данного синдрома в междуна­родных и национальных классификаторах заболеваний обусловлено широким распространением ПТСР. В различных источниках приводятся данные, что на


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



протяжении жизни ПТСР страдают около 1% населения, а до 15% людей после тяжелых травм могут испытывать отдельные симптомы этого заболевания.

В целом ряде исследований констатируется, что посттравматические стрессо­вые расстройства составляют от 10 до 50% всех медицинских последствий бое­вых событий. Ими по сей день страдают 29-45% ветеранов Второй мировой войны, 25-30% американских ветеранов вьетнамской войны. Среди лиц, полу­чивших ранения, ПТСР достигают 42% [158, с. 1].

18,6% участников боевых действий в Афганистане испытывают на себе дей­ствие этого синдрома. Из них хронически больными являются 41,7 %, инвали­дами 56,2% [137].

По оценкам Корчемного П. А. [85], в течение ближайших лет более 10 000 уча­стников боевых действий в Чечне будут иметь явные проблемы с психикой.

По данным исследования американских ветеранов войны во Вьетнаме, про­веденного в 1988 году, у 15,2% из них наблюдались выраженные ПТСР, а еще у 11,1% отмечались отдельные симптомы таких расстройств. Среди этих лиц в 5 раз возрастал риск остаться безработными, около 70% из них хотя бы один раз развелись с супругами, у 35% отмечены родительские проблемы, у 47,3% — крайние формы изоляции от людей, у 40% — выраженная враждебность к ок­ружающим, 36,8% представителей этой социальной группы совершают более 6 актов насилия в год, 50% были арестованы и посажены в тюрьму (в том числе 34,2% — более одного раза) [204].

По другим данным, примерно у 25% американских ветеранов Вьетнама отме­чается развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. К началу 1990-х гг. около 100 000 ветеранов этой войны покон­чили жизнь самоубийством. 40 000 ведут замкнутый, почти аутичный, образ жизни. Среди раненых и инвалидов войны процент лиц с ПТСР превышает 42%, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их 10-20%. 56% людей, переживших тяжелые боевые события, умирали или были больны в воз­расте до 65 лет [176, с. 21].

Менее драматичная, но весьма схожая картина наблюдается в социальном функ­ционировании ветеранов военных конфликтов в нашей стране.

Важнейшими клиническими симптомами ПТСР, согласно DSM-IV, являются следующие.

I. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или несколькими) из следующих способов:

1) повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные пере­живания1 ;

2) повторяющиеся тяжелые сны о событии;

3) тяжелые действия или ощущения, как если бы травматическое событие пере­живалось вновь (включает ощущения «оживления» опыта, иллюзии, галлю-

1 Ряд специалистов объединяют этот симптомокомплекс термином «интрузия» (внедре­ние).



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


цинации и диссоциативные эпизоды — «флэшбэк-эффекты», включая те, ко­торые появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии);

'4) интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или сим­волизирующей их;

5) физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.

II. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и numbing-блокиров-
ка эмоциональных реакций, оцепенение (не наблюдалось до травмы). Определя­
ется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей:

1) усилия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой;

2) усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают вос­поминания о травме;

3) неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия);

4) заметно сниженный интерес или неучастие в ранее значимых видах деятель­ности;

5) чувство отстраненности или отделенности от остальных людей;

6) сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству любви);

7) чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожида­ний по поводу карьеры, женитьбы, детей или пожелания долгой жизни).

III. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюда­
лись до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижепере­
численных симптомов.

1) трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения);

2) раздражительность или вспышки гнева;

3) затруднения с сосредоточением внимания;

4) повышенный уровень тревожности, гипербдительность, состояние постоян­ного ожидания угрозы;

5) гипертрофированная реакция испуга.

Обязательным условием для диагностики ПТСР является установление дли­тельности протекания расстройства. ПТСР диагностируется лишь в том случае, когда продолжительность проявления описанных выше симптомов составляет не менее 1 месяца.

Не менее важным условием для вынесения диагноза является то обстоятель­ство, что расстройство вызывает клинически значимое тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

Сегодня имеются различные подходы к выделению типов ПТСР.

Пушкарев А. Л., Доморацикий В. А., Гордеева Е. Г. дают следующую классифи­кацию ПТСР:

острое — симптомы сохраняются менее 3 месяцев;

хроническое — симптомы сохраняются 3 и более месяца;


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



отсроченное — симптомы возникают, по меньшей мере, через 6 месяцев пос­
ле психотравматизации.

В отдельных случаях ПТСР протекают в течение многих лет и переходят в хро­ническое изменение личности [137, с. 10].

Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Салама-тов В. Е. выделяют виды ПТСР:

острые — симптомы возникают в пределах 6 месяцев после травмы и сохра­няются не более 6 месяцев;

хронические — симптомы проявляются после 6 месяцев и продолжаются бо­лее б месяцев;

отсроченные — проявляются после скрытого периода (месяцы, годы) и про­должаются более 6 месяцев [111].

Кроме этого некоторые авторы выделяют так называемые вторичные признаки ПТСР. К ним относят: алкогольную, медикаментозную или наркотическую зави­симость; склонность к суицидальным мыслям и попыткам; депрессия; заболева­ния сердечно-сосудистой системы; боли различной этиологии, сексуальные дис­функции, девиантное поведение и др.

В. А. Гиляровский обосновал положение о провоцирующем влиянии травм, ра­нений, медицинских операций, инфекций на отсроченное появление психотравми-рующих переживаний, связанных с боевыми действиями. По его мнению, страх, вызванный боевой обстановкой, подавляется ценой большого нервного напряже­ния. Достигнутое равновесие нарушается дополнительным воздействием, как пра­вило, соматического характер.

Ранение и инвалидность являются мощными факторами психической травма-тизации. Они оказывают существенное влияние на изменение Я-концепции лич­ности и, в первую очередь, физического «Я» человека и «Я» реального. Повреж­денный орган человека до конца жизни будет напоминать ему об одном из самых трагических событий в жизни. О такой травме невозможно забыть, даже если ис­пользовать самые эффективные психотехники. Существенной трансформации у инвалидов подвергается «Я» идеальное. Оно как бы уменьшается в разме­рах, вмещает гораздо меньший временной отрезок, чем он был до травмы. Су­щественно меняется содержание «Я» зеркального. Человеку кажется, что все «сверлят» глазами травмированную часть тела, рассматривают его исключитель­но как калеку, сторонятся, брезгуют. В результате может иметь место снижение самоценности личности, психологический уход человека в прошлое, утрата ощу­щения настоящего и девальвация ценности будущего. Эта тенденция отмечалась у 70% инвалидов войны, обследованных в процессе социально-психологического тренинга в рамках реабилитационной акции «Память и милосердие» в Центре медицинской реабилитации «Русь» в ноябре 2002 г. (рис. 2.8).

Из рисунка видно, что по масштабам прошлое ветерана многократно превосхо­дит настоящее и будущее вместе взятые. Именно в прошлом произошли наиболее важные жизненные события (поступление на военную службу, женитьба, боевая травма, покупка автомобиля). Настоящее — лишено значимых событий. Будущее не прогнозируется даже в фантазиях. Так видит свой жизненный путь инвалид войны (ампутация ног) в свои 26 лет.


292______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Не менее драматична «линия жизни» другого ветерана войны, дважды прини­мавшего участие в боевых действиях, получившего ранение в ногу и контузию (рис. 2.9).

Глядя на рисунок, создается впечатление, что жизнь ветерана в его 28 лет осталась в далеком прошлом, что им не прогнозируются простые жизненные события будущего (образование детей, повышение собственной квалификации, интересные поездки, продвижение по службе, улучшение жилищных условий и др.).

Раненые и инвалиды неохотно вступают в контакт с окружающими до тех пор, пока не перестают чувствовать себя «не такими как все». Однако образ жизне­деятельности физически здоровых людей практически на каждом шагу содержит своеобразные «закладки», указывающие на «нетаковость» инвалидов: лифты, не вмещающие инвалидные коляски; отсутствие аппарелей для входа в помеще­ния и транспорт; нехватка транспортных средств для самостоятельного пере­движения; отсутствие приборов и устройств для облегчения жизнеобеспечения в квартире и др.).

Особенно психотравматогенным обстоятельством является отсутствие у боль­шинства инвалидов возможности достойно трудиться и материально обеспечи­вать свое существование.

У ветеранов, имеющих боевые ранения, также на всю жизнь остается своеоб­разный «якорь» (след раны), случайная актуализация которого психологически возвращает его в травмирующую ситуацию.

Все это накладывает специфический отпечаток на проявление психологиче­ских последствий у инвалидов войны и раненых.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях_________________ 293

Таким образом, психологические последствия участия в боевых действиях многообразны по содержанию, форме и динамике проявления. Закрепляясь в лич­ностных структурах и поведении ветеранов, они определяют их поведение много лет спустя после окончания участия в военных событиях. Негативные послед­ствия психотравмы, интегрйруясь в целостный симптом, образуют клиническую картину посттравматического стрессового расстройства — патологического пси­хического расстройства.

9.3. Диагностика последствий участия в боевых действиях

Психодиагностика боевых психических расстройств представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных процедур по выявлению фактов наличия психотравм, их идентификации и оценке, принятию решения, по объему, срокам, средствам, спо­собам психокорректирующего воздействия на военнослужащих в целях их быст­рого возвращения в строй или в мирные условия жизнедеятельности. \

Целью психодиагностики выступает выявление степени психического здоро­вья и боеспособности конкретного военнослужащего.

Основными средствами выявления и оценки психических расстройств в бое­вой обстановке являются методы визуальной психодиагностики и психодиагнос­тическая беседа. После эвакуации психотравмированных воинов из угрожающей обстановки могут проводиться дополнительные психодиагностические меропри-



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


ятия с использованием различных тестовых методик. В процессе визуальной пси­ходиагностики и беседы с пострадавшим фиксируются и оцениваются показате­ли типов отрицательных психических реакций, описанных выше.

Экспресс-диагностика позволяет выявить военнослужащих, симулирующих психическую травму, определить воинов с непатологическими и патологически­ми психогенными реакциями (данные группы военнослужащих после краткого психокорректирующего воздействия направляются в свои части для дальнейше­го участия в боевых действиях), выявить людей с невротическими состояниями, они направляются в батальонные (полковые) медицинские пункты или в места нахождения специальных команд психологической помощи, определить и пред­ставить к эвакуации в дивизионные пункты психологической помощи воинов с психотическими расстройствами.

Диагностическая экспресс-беседа заключается в постановке перед военнослу­жащим, демонстрирующим неадекватное боевой ситуации поведение, вопросов, позволяющих оценить степень его ориентированности в пространственно-вре­менных и тактических элементах боевой обстановки и в собственной личности. Как правило, задаются простые, краткие, доступные для понимания в экстремаль­ной обстановке вопросы:

Кто вы?

Как ваши фамилия, имя, отчество?

Из какого вы подразделения?

Какую задачу выполняете?

Как долго вы здесь находитесь?

Где находятся командир и личный состав подразделения?

Где противник?

Что собираетесь делать дальше? и т. д.

В ходе беседы фиксируются: наличие ответов, их адекватность, время, затрачи­ваемое опрашиваемым на обдумывание ответа, невербальные проявления и т. д.

Визуальная экспресс-диагностика состоит в наблюдении за внешними прояв­лениями военнослужащего по специальной схеме (карте), фиксации определен­ных паттернов и последующей интерпретации полученной психологической ин­формации.

Своеобразной схемой и одновременно ключом для визуальной диагностики может стать описанная выше градация психических расстройств, предложенная Ю. А. Александровским [5].

В соответствии с ней к непатологическим (физиологическим) невротическим явлениям относятся реакции на боевой стресс (адаптационные реакции). Они проявляются в повышенной эмоциональной напряженности и психомоторных изменениях, вызванных страхом (множество нецелесообразных движений; бес­порядочное, бесцельное метание; ступорозное обездвижение; отрывистая, несвяз­ная речь). К названным симптомам прибавляются такие вегетативные реакции, как учащенное мочеиспускание, дисфункция желудка и кишечника; тошнота, го­ловокружение, ознобоподобный тремор; изменение пигментации кожных покро­вов; ощущение нехватки воздуха, чувство удушья; ощущение сильной физиче­ской слабости, жара или холода и др.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях_________________ 295

Психогенные патологические реакции проявляются в симптомах астеническо­го, депрессивного, истерического и других синдромов. Основным показателем того, что наблюдаемая симптоматика отражает непсихотический уровень травматизации военнослужащего, является сохранение им в достаточной степени критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности.

Для грубой визуальной психодиагностики психологических реакций и состо­яний военнослужащих в боевой обстановке можно использовать своеобразную «Карту симптомов реактивных состояний и психозов», составленную нами по описанию симптомов психических проявлений у участников, содержащихся в работе Е. В. Снедкова (табл. 2.7).

Таблица 2.7 Карта симптомов реактивных состояний и психозов

  Коррекционно-
Симптомы Диагноз профилактические мероприятия
Кратковременные реакции страха, тревоги, Адаптивные Потребность в специальной
внутренней напряженности или расслабления, психологиче- психотерапевтической
истероформные эмоционально-экспрессивные ские реакции. и психокоррекционной
проявления, реакции боевой экзальтации Норма работе отсутствует.
(непсихотические яркие психологические пере-   Профилактика — повседнев-
живания), ситуативно обусловленные   ная работа по формирова-
отклонения в поведении; нарушения сна, утом-   нию психологической устой-
ляемость, раздражительность, вспыльчивость,   чивости и готовности к бою
легкие вегетативные проявления боевого стрес-    
са (пигментация, потение, тремор, частота ды-    
хания и сердцебиения и др.)    
Состояния кратковременного крайнего эмоцио- Острые Временная изоляция, удале-
нального напряжения, обусловленные БПТ, аф- аффективно- ние с поля боя в П (Ц) ПП и
фективная суженность сознания, резкие нару- шоковые Р. Оружие изымается, форма
шения поведения, «однонаправленное» проте- реакции одежды сохраняется, исто-
кание аффекта; непроизвольные пантомимиче-   рии болезни не оформляют-
ские, вегетативные, экспрессивные проявления.   ся, регистрация — по журна-
Вслед за фазой аффективного взрыва нередко   лу. Отдых, сон, полноценное
следует фаза истощения. Воин плохо управляет   питание, горячее питье. При
своим поведением и не дает достаточного отче-   необходимости - психокор-
та о его последствиях. Однако ориентировка   рекционное и психотерапев-
в окружающем не страдает, последующей амне-   тическое вмешательство
зии не наблюдается.    
Интрапунитивные (самоповреждения, суицид).    
Экстрапунитивные (злоба, агрессия, гнев,    
побои)    
Демонстративные реакции (уединение, члено-
вредительство, кражи, мародерство, суицид).    
Продолжительность — от нескольких минут    
до нескольких часов, постепенно сглаживаются    
на фоне лечения или без него, заканчиваются    
выздоровлением    
Менее острое длительное психическое напря- Преневротиче-
жение с вышеперечисленными симптомами ские  
  состояния  

296______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Продолжение табл. 2.7

    Коррекционно-
Симптомы Диагноз профилактические мероприятия
Кратковременные, парциальные, Патологические Понимание, дружественный
без формирования целостной клинической психогенные вербальный и физический
картины реакции. реакции контакт, апелляция к разуму,
Психосоматические нарушения,   побуждение к малым действиям
вегетативная неустойчивость, двигатель-   (выпить глоток воды, одеться,
ная и эмоциональная чрезмерность.   заправиться, привести оружие
Поведение в целом адекватно   к бою и др.), привлечь
обстановке   к привычной деятельности, фиксировать, убрать из поля зрения травмирующую картину
• Тревожность, тоскливо подавленное Депрессивные Убрать из зоны боевых
настроение, боязливость реакции действий в психиатрическое учреждение, утешение, позитивное информирование, активизирующая деятельность
• Заметного снижения психического тонуса Астенические Ободрение, призыв к сознатель-
  реакции ности, четкие приказы, возложение простых задач и небольшой ответственности, сочувствие, тепло, теплое питье, пища, медикаменты не показаны
• Истероформные проявления Истерические Контакт наедине, внушение
  реакции о быстром выздоровлении, эвакуация из подразделения, стимулировать вербализацию страха, занять работой, предотвратить уход в болезнь В отдельных случаях —
Стремление любым способом уйти Патохарактеро-
из стрессорной ситуации, добиться логические лечение на госпитальном этапе
направления в госпиталь, перевода реакции ТВД (в строй, в тыл, демобилиза-
в тыл или увольнения из армии, легко- неустойчивого ция)
мысленность, беспечность, наивность, типа (неустойчи-  
узость интересов, низкий уровень общей вый и шизоидно-  
осведомленности, неряшливость, низкая неустойчивый  
трудоспособность, низкая выносливость, типы)  
СОЧ    
Оппозиционно-вызывающее поведение, Патохарактеро- Воспитание, общественное
аффективная взрывчатость, агрессив- логические мнение,контроль, снятие
ность (с тяжелыми последствиями), реакции напряженности, психотерапия
открытое неподчинение, стремление аффективно-  
поступать «назло» окружающим, выме- эксплозивного  
щать на них злобу, обиду; развязность, типа (эпилепто-  
бестактность, аффективная гиперактив- идно-истероид-  
ность в конфликтах, застреваемость ный, эпилипто-  
переживаний, изменчивость идно-неустойчи-  
настроений вый типы)  

Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях_________________ 297

    Коррекционно-
Симптомы Диагноз профилактические мероприятия
Импульсивность, возбудимость, взрывча- ПХР истероидно-  
тость, конфликтность, гиперреактивность го типа (истеро-  
при конфликтах (крики, рыдания, позерст- идный, лабиль-  
во), слабый эмоциональный контроль, но-истероидный,  
поиск одобрения (ложь, небылицы), гипер- гипертимно-исте-  
забота о статусе, эгоцентризм, стремле- роиный, истеро-  
ние участвовать в боевых действиях, идно-неустойчи-  
суицидальный шантаж, демонстративные вый тип)  
СОЧ, имитация психопатологических сим-    
птомов    
Встречаются крайне редко. Длятся Острые, кратко- Не учитываются, эвакуации
от нескольких минут до нескольких часов временные реак­тивные психозы не подлежат
1. Аффективное сужение сознания, двига- Гиперкинетиче- В острых периодах — физиче-
тельное возбуждение, поведение утрачи- ские ское ограничение, нейролепти-
вает целенаправленность, кричат, мечут-   ки, транквилизаторы, в после-
ся, нередко бегут в сторону опасности, на   дующем — витамино- и психо-
лицах — маска ужаса, резкий упадок сил,   терапия
глубокий сон. При пробуждении — амне­зия    
2. Внезапная обездвиженность, помраче- Гипокинетиче-  
ние сознания, утрата речи, безучастность, ские  
устремленный в пространство взгляд, ■    
ре




Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 2940; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9193 - | 7351 - или читать все...

Читайте также:

  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. I. Климат. Краткая характеристика
  3. I. Общая характеристика античного искусства
  4. I. Психологические условия эффективности боевой подготовки
  5. I. Товароведческая характеристика овощной продукции
  6. II. Краткая характеристика химического оружия и очага химического поражения
  7. II. «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб» (1715 г.) – общая характеристика правового документа. Место и значение документа в развитии российского государства и права
  8. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
  9. VII. МЕСТНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ТРАВМЫ ИЛИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  10. А.Р. Лурия определил три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности
  11. Австралия. Общая физико-географическая характеристика
  12. Агрохимическая характеристика почв хозяйства


 

34.204.169.76 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.035 сек.