Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Вопросы для самоконтроля
Психологическая сущность и эффекты внезапности в бою
Маскировка и введение противника в заблуждения одной из основных целей имеют внезапность. Внезапность, по некоторым оценкам, в той или иной мере лежала в основе достижения победы в 65% боев.
С психологической точки зрения внезапность — это наступление ожидаемого события в неожидаемые сроки.
Внезапность в определенном отношении отличается от неожиданности. Неожиданность имеет место в том случае, когда противник вовсе не размышлял о возможности наступления события. Она может достигаться либо в самом начале войны, когда признаки подготовки противника к ней отсутствовали полностью, либо когда противник совершает совершенно невероятный маневр и наносит удар там и тогда, где и когда по законам логики он нанесен быть не должен (скажем, атомная бомбардировка американцами Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. или захват заложников вооруженными бандами в Буденовске в 1996 году и развлекательном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 года).
|
|
Внезапность же имеет место тогда, когда противник ожидает боевого события (нападения, наступления и т. д.), но просчитывается в сроках. С психологической точки зрения внезапность состоит в создании у противника иллюзий антиципации1.
Анализ научных источников позволяет выделить основные формы внезапности. К ним относятся:
1) внезапность времени наступления боевых событий;
2) внезапность места наступления боевого события;
3) внезапность силы и интенсивности наступившего боевого события;
4) внезапность вида события и способа его наступления;
5) внезапность сочетания событий;
6) внезапность характера собственной реакции на наступившее событие;
7) внезапность последствий от наступившего события.
Особенно благодатной почвой для внезапности действий противника является шаблонность мышления командиров и деятельности штабов по планированию боевых действий, приверженность одним и тем же схемам действий войск, наличие у командиров устоявшегося способа реагирования на стандартные ситуации в боевой обстановке.
Таким образом, маскировка, введение противника в заблуждение и внезапность — атрибуты современных войн. Знание их феноменологии, психологических механизмов и основных форм необходимо:
1) командирам, чтобы планировать боевые действия, предвосхищать и обнаруживать их использование неприятелем;
2) психологам, для того чтобы осуществлять целенаправленную психологическую подготовку офицеров и солдат для практического использования их эффектов и противостояния хитрости противника.
|
|
1 Антиципация — способность субъекта деятельности в той или иной форме предвидеть развитие событий и результатов действий.
Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки... __________ 339
1. Что представляет собой маскировка в боевых условиях?
2. Какие положения гештальтпсихологии являются важными для понимания природы иллюзий восприятия в условиях боевой обстановки?
3. Какие существуют виды и методы маскировки?
4. Каковы методы введения противника в заблуждение?
1. Ананьев Б. Г. Из оборонного опыта советской психологии // Советская педагогика. 1943. № 2.
2. Анцупов А. Я. Психологический анализ внезапности в вооруженной борьбе // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. — М., 1989. С. 149-156.
3. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. — М., 1983.
4. Бекетов А. А. и др. Маскировка действий подразделений Сухопутных войск. — М., 1976.
5. Каничева Р. А., Ярмоленко А. В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 3-7.
6. Караяни А. Г., Белоусов А. В. Отечественная психология в годы Второй мировой войны // Инновации в образовании. 2005. № 3.
7. Кекчеев К. X. Психофизиология маскировки и разведки. — М., 1942.
8. Лобов В. Я. Военная хитрость. Из теории и истории. — М., 1992.
9. Мышак Ф. И. Маскировка солдата, оружия и боевой техники. — М., 1954.
10. Омелькин А. И. Психологические условия достижения и предупреждения внезапности в войнах и военных конфликтах: Дис... канд. психол. наук. — М., 1997.
11. Рубинштейн С. Л. Советская психология в условиях Великой Отечественной войны // Под знаменем марксизма. 1943. № 9-10. С. 45-61.
12. Тарас А., Заруцкий Ф. Подготовка разведчика. — М., 1999.
Глава 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В БОЮ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-СИТУАТИВНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ССАД)
Современный бой и его психологическое обеспечение представляют собой различные виды деятельности, имеющие свою специфику, закономерности подготовки и осуществления. Для того чтобы правильно проектировать любую деятельность и управлять ею, необходимо исследовать ее содержание, структуру, характерные тенденции динамики, факторы, влияющие на ее осуществление, и т. д. Для этого, в свою очередь, необходима солидная эмпирическая база, удобная для анализа. Создание такой эмпирической базы возможно посредством системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД).
ССАД представляет собой методологию и технологию создания эмпирической базы (банка данных) для изучения воинской деятельности в научных интересах и в целях обеспечения эффективного управления ею, осуществляемого по специальной схеме. Он позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать:
• общие закономерности осуществления конкретной деятельности и особенности ее осуществления в тех или иных условиях;
• требования конкретного вида деятельности к психологическим качествам военнослужащих — их потенциальных субъектов;
• успешность или не успешность предстоящей деятельности, исходя из предварительной оценки наличных обстоятельств (качеств субъектов, характеристик условий и т. п.);
• эффективность управленческих воздействий на действующих военнослужащих и т. д.
Все это, в свою очередь, дает возможность научно обоснованно и конкретно планировать и осуществлять управление боевой деятельностью военнослужащих.
Разработчик ССАД Б. Я. Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам:
1. Системность целей и результатов анализа. Боевая деятельность является системой и анализ вырванных из ее процесса и контекста отдельных элементов
|
|
Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою... ______ 34|
не корректен. Исходя из этого ССАД предполагает анализ деятельности в целом, во всем многообразии ее детерминант, условий, способов осуществления и результатов.
2. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность — явление динамичное,
развивающееся. Изменяются мотивы, средства, способы деятельности, качественно
меняются ее результаты. Например, самоотверженное участие военнослужащего в
боевой деятельности на различных ее этапах может определяться представления
ми о воинском долге, чувством мести за погибшего товарища, сформировавшейся
ненавистью к врагу и др. С ростом его боевого мастерства меняются способы его
действий в рамках зафиксированных боевыми уставами норм. Существенные
трансформации происходят в эмоциональном и волевом сопровождении дея
тельности, в оценке ее результатов и т. д. [191].
Исходя из сказанного, для того чтобы реально отражать динамику развития деятельности, банк знаний о ней должен постоянно пополняться и анализироваться.
3. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ дол
жен осуществлять но конкретным единицам. Критерием верности выбора едини
цы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства
объекта: его структуру, динамику развития, свойства. То есть осуществлять в един
стве структурный, функциональный и генетический анализ.
При анализе боевой деятельности необходимо также выявлять в субъектно-объектной определенности ее функции, изучать как саму активность военнослужащего, так и ее среду.
Исходя из этих положений Б. Я. Шведин предлагает рассматривать боевую деятельность в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объективные условия деятельности (рис. 2.11). Попытки рассмотреть по отдельности задачу, субъект или объективные условия деятельности порождают значительные трудности в их изучении и объяснении, применении результатов такого анализа на практике.
Б. Я. Шведин утверждает: «Мотивов, целей, способов деятельности — "вообще" — нет. Они разворачиваются каждый раз заново в тесной диалектической связи и определенности, в зависимости от того, какая задача выполняется, кем (опыт, подготовленность и т. д.), в каких конкретно условиях. Все богатство мотивов, целей, способов, результатов деятельности порождается за счет варьирования и различного сочетания ее задач, субъектов и объективных условий» [191, с. 33].
|
|
Поэтому в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуацию, под которой понимается наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее элементы в целостной непосредственной связи и взаимодействии, осуществляющаяся от начала до конца решения задачи в конкретных условиях. В деятельности военнослужащего задачи могут меняться:
а) внешним образом (постановка командиром новой задачи);
б) внутренним образом (самим военнослужащим). С изменением задачи рож
дается новая ситуация.
342______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий |
Таким образом, системный подход к анализу боевой деятельности может быть осуществлен только по единицам, представляющим собой наименьшую неделимую ее часть, сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает ситуация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий. Создание банка ситуаций и его последующее изучение позволяет получить целостное и объективное знание о боевой деятельности.