Характеристика системно-ситуативного анализа воинской деятельности

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Вопросы для самоконтроля

Психологическая сущность и эффекты внезапности в бою

Маскировка и введение противника в заблуждения одной из основных целей имеют внезапность. Внезапность, по некоторым оценкам, в той или иной мере лежала в основе достижения победы в 65% боев.

С психологической точки зрения внезапность — это наступление ожидаемого события в неожидаемые сроки.

Внезапность в определенном отношении отличается от неожиданности. Нео­жиданность имеет место в том случае, когда противник вовсе не размышлял о возможности наступления события. Она может достигаться либо в самом начале войны, когда признаки подготовки противника к ней отсутствовали полностью, либо когда противник совершает совершенно невероятный маневр и наносит удар там и тогда, где и когда по законам логики он нанесен быть не должен (скажем, атомная бомбардировка американцами Хиросимы и Нагасаки в 1945 г. или захват заложников вооруженными бандами в Буденовске в 1996 году и развлекательном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 года).

Внезапность же имеет место тогда, когда противник ожидает боевого события (нападения, наступления и т. д.), но просчитывается в сроках. С психологической точки зрения внезапность состоит в создании у противника иллюзий антиципа­ции1.

Анализ научных источников позволяет выделить основные формы внезапнос­ти. К ним относятся:

1) внезапность времени наступления боевых событий;

2) внезапность места наступления боевого события;

3) внезапность силы и интенсивности наступившего боевого события;

4) внезапность вида события и способа его наступления;

5) внезапность сочетания событий;

6) внезапность характера собственной реакции на наступившее событие;

7) внезапность последствий от наступившего события.

Особенно благодатной почвой для внезапности действий противника является шаблонность мышления командиров и деятельности штабов по планированию боевых действий, приверженность одним и тем же схемам действий войск, нали­чие у командиров устоявшегося способа реагирования на стандартные ситуации в боевой обстановке.

Таким образом, маскировка, введение противника в заблуждение и внезап­ность — атрибуты современных войн. Знание их феноменологии, психологических механизмов и основных форм необходимо:

1) командирам, чтобы планировать боевые действия, предвосхищать и обнару­живать их использование неприятелем;

2) психологам, для того чтобы осуществлять целенаправленную психологи­ческую подготовку офицеров и солдат для практического использования их эффектов и противостояния хитрости противника.

1 Антиципация — способность субъекта деятельности в той или иной форме предвидеть развитие событий и результатов действий.


Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки... __________ 339

1. Что представляет собой маскировка в боевых условиях?

2. Какие положения гештальтпсихологии являются важными для понимания природы иллюзий восприятия в условиях боевой обстановки?

3. Какие существуют виды и методы маскировки?

4. Каковы методы введения противника в заблуждение?

1. Ананьев Б. Г. Из оборонного опыта советской психологии // Советская пе­дагогика. 1943. № 2.

2. Анцупов А. Я. Психологический анализ внезапности в вооруженной борьбе // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. — М., 1989. С. 149-156.

3. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. — М., 1983.

4. Бекетов А. А. и др. Маскировка действий подразделений Сухопутных войск. — М., 1976.

5. Каничева Р. А., Ярмоленко А. В. Ленинградские психологи в годы войны // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 3-7.

6. Караяни А. Г., Белоусов А. В. Отечественная психология в годы Второй ми­ровой войны // Инновации в образовании. 2005. № 3.

7. Кекчеев К. X. Психофизиология маскировки и разведки. — М., 1942.

8. Лобов В. Я. Военная хитрость. Из теории и истории. — М., 1992.

9. Мышак Ф. И. Маскировка солдата, оружия и боевой техники. — М., 1954.

10. Омелькин А. И. Психологические условия достижения и предупреждения вне­запности в войнах и военных конфликтах: Дис... канд. психол. наук. — М., 1997.

11. Рубинштейн С. Л. Советская психология в условиях Великой Отечествен­ной войны // Под знаменем марксизма. 1943. № 9-10. С. 45-61.

12. Тарас А., Заруцкий Ф. Подготовка разведчика. — М., 1999.


Глава 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В БОЮ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-СИТУАТИВНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ССАД)

Современный бой и его психологическое обеспечение представляют собой различ­ные виды деятельности, имеющие свою специфику, закономерности подготовки и осуществления. Для того чтобы правильно проектировать любую деятельность и управлять ею, необходимо исследовать ее содержание, структуру, характерные тен­денции динамики, факторы, влияющие на ее осуществление, и т. д. Для этого, в свою очередь, необходима солидная эмпирическая база, удобная для анализа. Со­здание такой эмпирической базы возможно посредством системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД).

ССАД представляет собой методологию и технологию создания эмпирической базы (банка данных) для изучения воинской деятельности в научных интересах и в целях обеспечения эффективного управления ею, осуществляемого по специ­альной схеме. Он позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать:

• общие закономерности осуществления конкретной деятельности и особен­ности ее осуществления в тех или иных условиях;

• требования конкретного вида деятельности к психологическим качествам военнослужащих — их потенциальных субъектов;

• успешность или не успешность предстоящей деятельности, исходя из пред­варительной оценки наличных обстоятельств (качеств субъектов, характе­ристик условий и т. п.);

• эффективность управленческих воздействий на действующих военнослужа­щих и т. д.

Все это, в свою очередь, дает возможность научно обоснованно и конкретно планировать и осуществлять управление боевой деятельностью военнослужащих.

Разработчик ССАД Б. Я. Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам:

1. Системность целей и результатов анализа. Боевая деятельность является системой и анализ вырванных из ее процесса и контекста отдельных элементов


Глава 11. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою... ______ 34|

не корректен. Исходя из этого ССАД предполагает анализ деятельности в целом, во всем многообразии ее детерминант, условий, способов осуществления и ре­зультатов.

2. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность — явление динамичное,
развивающееся. Изменяются мотивы, средства, способы деятельности, качественно
меняются ее результаты. Например, самоотверженное участие военнослужащего в
боевой деятельности на различных ее этапах может определяться представления­
ми о воинском долге, чувством мести за погибшего товарища, сформировавшейся
ненавистью к врагу и др. С ростом его боевого мастерства меняются способы его
действий в рамках зафиксированных боевыми уставами норм. Существенные
трансформации происходят в эмоциональном и волевом сопровождении дея­
тельности, в оценке ее результатов и т. д. [191].

Исходя из сказанного, для того чтобы реально отражать динамику развития дея­тельности, банк знаний о ней должен постоянно пополняться и анализироваться.

3. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ дол­
жен осуществлять но конкретным единицам. Критерием верности выбора едини­
цы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства
объекта: его структуру, динамику развития, свойства. То есть осуществлять в един­
стве структурный, функциональный и генетический анализ.

При анализе боевой деятельности необходимо также выявлять в субъектно-объектной определенности ее функции, изучать как саму активность военнослу­жащего, так и ее среду.

Исходя из этих положений Б. Я. Шведин предлагает рассматривать боевую деятельность в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объек­тивные условия деятельности (рис. 2.11). Попытки рассмотреть по отдельности задачу, субъект или объективные условия деятельности порождают значитель­ные трудности в их изучении и объяснении, применении результатов такого ана­лиза на практике.

Б. Я. Шведин утверждает: «Мотивов, целей, способов деятельности — "вооб­ще" — нет. Они разворачиваются каждый раз заново в тесной диалектической связи и определенности, в зависимости от того, какая задача выполняется, кем (опыт, подготовленность и т. д.), в каких конкретно условиях. Все богатство мотивов, целей, способов, результатов деятельности порождается за счет варь­ирования и различного сочетания ее задач, субъектов и объективных условий» [191, с. 33].

Поэтому в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуа­цию, под которой понимается наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее элементы в целостной непо­средственной связи и взаимодействии, осуществляющаяся от начала до конца ре­шения задачи в конкретных условиях. В деятельности военнослужащего задачи могут меняться:

а) внешним образом (постановка командиром новой задачи);

б) внутренним образом (самим военнослужащим). С изменением задачи рож­
дается новая ситуация.



342______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

Таким образом, системный подход к анализу боевой деятельности может быть осуществлен только по единицам, представляющим собой наименьшую неделимую ее часть, сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает си­туация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий. Создание бан­ка ситуаций и его последующее изучение позволяет получить целостное и объек­тивное знание о боевой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: