Введение. С момента издания первого Руководства по противоэпиде­мическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях (1995) прошло более 10 лет. За это время

С момента издания первого руководства по противоэпиде­мическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях (1995) прошло более 10 лет. За это время произошли существенные изменения в организационной структуре госсанэпидслужбы и здра­воохранения, поставлены новые задачи в соответствии с действую­щими законодательными и нормативно-правовыми актами. Создана новая Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В последние годы значительно увеличилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых биологический фактор играет важную роль. Представляет серьезную опасность терроризм с возможным использованием пато­генных биологических агентов (ПБА).

Появились "новые" инфекции и возвращаются "старые" ин­фекционные болезни, требующие современного лечения и выработ­ки организационно-методических подходов к их ликвидации в чрез­вычайных ситуациях в местных, региональных, федеральных и об­щечеловеческих масштабах. Следует отметить, что перестройка противоэпидемической защиты на принципах эпидемиологического надзора и контроля привела к существенным успехам в борьбе с инфекциями. Это направление успешно развивалось в последние десятилетия, что способствовало развитию концептуальных основ эпидемиологии как общемедицинской науки, изучающей всю пато­логию (инфекционную и неинфекционную) на популяционном уровне. Следует признать, что принятие Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ явилось продолжением революционных пре­образований в эпидемиологии и достижений в области борьбы с ак-гуальной патологией на основании системы эпидемиологического надзора.

Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка требует в современных условиях переосмысливания и внедрения новых организационных форм деятельности и выполнения госнад-юрных функций. Появились новые санитарно-эпидемиологические надзорные функции, включившие в себя надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


В данном руководстве изложены закономерности развития эпидемического процесса в ЧС и особенности формирования эпи­демических очагов. В свете новых нормативно-правовых актов представлена организация противоэпидемической защиты населе­ния в условиях государственного реформирования.

В руководстве приведены уточненные данные по вопросам диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность.

Особое внимание уделено вопросам планирования, органи­зации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС. Успешное выполнение задач, решаемых Роспотребнадзором и Росздравом при ликвидации медико-санитарных последствий раз­личных чрезвычайных ситуаций, в значительной степени зависит от уровня подготовки руководящего состава органов управления, уч­реждений и формирований Службы различной подчиненности. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянно совершенство­вать формы и методы подготовки руководящих кадров Роспотреб-надзора и здравоохранения в целом.

Одним из главных направлений здравоохранения остается обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населе­ния в чрезвычайных ситуациях различного происхождения.

Как известно, основным звеном эпидемического процесса при любой инфекционной болезни является очаг соответствующего инфекционного заболевания. Поэтому изучение закономерности эпидемического процесса в чрезвычайных ситуациях невозможно без обобщения материалов эпидемического обследования таких очагов, целью которого является расшифровка причин их возникно­вения и формирования в районах катастроф. Первоочередной зада­чей эпидемиологического обследования очага инфекционной болез­ни в ЧС является выбор и проведение эффективных мер, направлен­ных на его локализацию и ликвидацию (исключение возможного источника инфекции - зараженных продуктов питания, инфициро­ванной воды, госпитализации заболевшего, дезинфекция, дезинсек­ция, наблюдение за контактировавшими, применение антибиотиков, бактериофага, введение гамма-глобулина и т.д.). Более отдалённой задачей эпидемиологического обследования, базирующейся на вы­явлении конкретных связей между отдельными очагами соответст­вующей инфекционной болезни, является установление и нейтрали­зация путей распространения ее возбудителя среди пострадавшего населения. Эпидемиологическое обследование очага, независимо от


числа заболевших (отдельные случаи или одномоментное заболева­ние), требует высокой оперативности в работе эпидемиологов.

При проведении эпидемиологического анализа наряду с ма­териалами эпидемиологического обследования и данными о числе заболевших в районах чрезвычайных ситуаций, без распределения по полу, возрасту и другим демографическим показателям, с учетом санитарно-коммунальных условий жизни и быта, привлекаются и другие материалы. Так, учитываются состояние иммунологической структуры пострадавшего населения, в случае зоонозов - контакт заболевших с домашними животными и представителями дикой фауны, степень обеспеченности населения коечным фондом для госпитализации инфекционных больных, уровень и качество лабо­раторной диагностики, санитарное состояние объектов и пунктов по сбору, переработке, транспортировке и реализации пищевых про­дуктов и сети общественного питания и т.д.

Выяснение перечисленных и ряда других вопросов должно быть максимально унифицировано, так как лишь в этом случае ре­зультаты эпидемиологического надзора могут быть сведены к эф­фективным противоэпидемическим мероприятиям. Поэтому состав­ление эпидемиологического обзора осуществляется по специальной форме с обязательным заполнением фонда аналитических таблиц. Инструктивно-методические материалы по проведению эпидемио­логического надзора постоянно совершенствуются и периодически переиздаются.

Наиболее существенным при проведении эпидемиологиче­ского надзора является объективная оценка проведенных в борьбе с инфекционными болезнями профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий и изыскание путей максимального повышения их эффективности на конкретной территории.

В связи с этим противоэпидемическая практика в чрезвы­чайных ситуациях испытывает необходимость в Руководстве по са-нитарно-противоэпидемическому обеспечению населения при раз-личных экстремальных ситуациях эпидемиологического характера, в котором на современном уровне в сжатом виде и по унифициро-ванной форме было бы дано системное изложение данных об осо-бенностях эпидемиологии, клиники, диагностики, лечении, профи-лактики инфекционных болезней. Краткая характеристика органи-зационной и эпидемиологической характеристик многих опасных и особо опасных инфекций, действий учреждений и формирований в черезвычаиных ситуациях была представлена в предыдущем Руково-


дстве. Тем не менее возникает необходимость совершенствования организационно-методического подхода, учитывающего клинико-эпидемиологические особенности эпидемического процесса в зонах ЧС и первичные экстренные противоэпидемические мероприятия.

Настоящее руководство должно обеспечить единые подходы к организации и проведению санитарно-противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях, так как до настоящего времени медицинские работники, прини­мающие участие в ликвидации санитарно-эпидемиологических по­следствий ЧС, не всегда знакомы с особенностями противоэпиде­мического обеспечения населения в ЧС.

Авторы будут признательны всем специалистам, принимав­шим участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, за сделанные замечания и предложения по улучшению содержания Руководства.

6
I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: