double arrow

Законодательные нормативные правовые и организационные аспекты обеспечения санитарной охраны территории страны

Особенности организации санитарной охраны территории в различных государствах мира

Необходимым условием функционирования глобальной сис­темы СОТ является наличие в странах-участниках ВОЗ националь­ных правил, ориентированных на Международные медико-санитарные правила и учитывающих специфические особенности собственных территорий. При этом перечень мероприятий меди­цинского карантина в разных странах имеет свои отличия. Так, Америка, Канада, некоторые страны Западной Европы к эпидемиче­ски неблагополучным территориям относят страны, где зарегистри­рованы случаи легочной чумы, контагиозных вирусных геморраги­ческих лихорадок. При прибытии из таких стран медицинские ка­рантинные инспекторы уточняют находились ли прибывшие в стра­ну лица в условиях реального риска заражения, выясняют их адрес­ные данные и выдают сигнальные карточки с напоминанием: «Если в последующие дни вы почувствуете себя плохо, немедленно обра­титесь к врачу, скажите ему, что в стране, откуда вы прибыли, заре­гистрированы случаи заболевания, вызовите врача на дом, не обра­щайтесь в поликлинику, не пользуйтесь общественным транспор­том». В Италии, Великобритании сигнальные карты заполняются и на лиц, прибывших из неблагополучных по холере стран. В Японии сигнальная карта заполняется в 3-х экземплярах: для прибывшего в качестве напоминания, для местного врача и для санитарно-карантинного пункта («на контроль»). Если в течение срока наблю­дения инфекционного заболевания не возникло, местный врач воз­вращает карточку на СКП, если возникло - СКП получает об этом извещение, являющееся основанием для розыска общавшихся с больным лиц. Таким образом, обеспечивается обратная связь, что делает систему более четкой и оперативной. Свои особенности име­ет система пограничного медицинского карантина в Австралии, что связано с островным положением, близостью с неблагополучными по целому ряду инфекционных заболеваний регионами Юго-Восточной Азии. Салон самолета, прибывшего из-за рубежа, сразу после приземления, до выхода пассажиров, обрабатывается инсек­тицидами (с целью профилактики завоза в страну переносчиков желтой лихорадки). Пассажиры, прибывшие в страну, получают желтую карточку -предупреждение, которую рекомендуется предъ­являть врачу при проявлении любого заболевания. Врач, в свою


очередь, заподозрив карантинную инфекцию, обязан немедленно сообщить об этом в директорат здравоохранения штата. Обязатель­ному сообщению в директорат подлежат случаи заболевания холе­рой, чумой, желтой лихорадкой, а также лихорадками Ласса, Эбола, Марбург и малярией.

Комплекс мероприятий по СОТ осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами предприятий и учреждений независимо от их организацион­но-правовых форм в соответствии с правилами, разработанными на основе федерального законодательства. В различные годы в стране действовали санитарные правила, которые изменялись и дополня­лись с учетом складывающейся эпидемической обстановкой в мире и рекомендаций Международных медико-санитарных правил.

Изменившаяся в 90-е годы XX века политическая и соци­ально-экономическая обстановка в стране, появление различных организационно-правовых форм собственности, создание новых границ свободных экономических зон, возросший объем междуна­родных транспортных перевозок как на федеральном, так и на ре­гиональном и территориальном уровнях, увеличение миграционных потоков, в том числе из неблагополучных по целому ряду инфекци­онных заболеваний стран ближнего и дальнего зарубежья, значи­тельно усложнили задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы по санитарной охране территории. По­этому в 1995 г. Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России были подготовлены и утвер­ждены санитарные правила и нормы «Санитарная охрана террито­рии Российской Федерации» СанПиН 3.4.035- 95, которые опреде­лили принципы обеспечения СОТ с учетом изменения структур го­сударственной власти, форм собственности и реформирования са­нитарно-эпидемиологической службы в рамках федерального зако­на Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения», 1991 г. Произошедшие в 1999 г. изменения федерального законодательства, касающейся обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения страны (ФЗ 1999) потребовали очередного пересмотра ряда положений санитарных правил СанПиН 3.4.035.-95 в части касающейся правового регули-

17-6772 257



рования отношений между субъектами международного транспорт­ного сообщения и пограничной политики. Значительно расширило задачи СКК принятие Федерального закона «О качестве и безопас­ности пищевых продуктов», 2000 г., включающая положения по обеспечению санитарной охраны от завоза на территорию страны потенциально опасных продуктов, товаров и грузов. В настоящее время постановлением Главного государственного врача РФ от 30 мая 2003 г. № 108 введены в действие и зарегистрированы в Мин­юсте РФ новые санитарные правила «Санитарная охрана террито­рии Российской Федерации СП 3.4.1328 - 03», которые определили права и обязанности должностных лиц ГСЭС (Роспотребнадзора), определили их задачи по проведению санитарно-карантинного кон­троля, конкретизировали требования к организации и обустройству транспортных предприятий, обеспечивающих международное со­общение, специальные требования к проведению противоэпидеми­ческих мероприятий на территории страны в случае завоза или вы­явления на территории страны опасных инфекционных заболева­ний.

Следует отметить, что положения п.З статьи 1 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при проведении государственного контроля (надзо­ра)» № 134-ФЗ, 2001 и приказа Минздрава России № 228 «О поряд­ке проведения мероприятий по контролю при осуществлении госу­дарственного санитарно-эпидемиологического надзора» не ограни­чивают действий представителей государственной санитарно-эпидемиологической службы только при проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в то же время, требования закона являются обязательными при осуществлении других видов государ­ственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе при организации ГСЭН за выполнением санитарного законодательства администрацией транспортных предприятий и владельцами транс­портных средств, проведении санитарно-эпидемиологических экс­пертиз ввозимых товаров и грузов. Условно порядок законодатель­ного и нормативного регулирования санитарной охраны территории страны может быть представлен следующим образом (рис. 4).


Таким образом, в соответствии с требованиями действующе­го законодательства РФ, мероприятия по санитарной охране прово­дятся в отношении следующих заболеваний: карантинных (холера, чума, желтая лихорадка); геморрагических лихорадок - Хунин (Ар­гентинская геморрагическая лихорадка), Мачупо (Боливийская ге­моррагическая лихорадка), Ласса, Марбург, Эбола; малярии, вы­званной Plasmodium falciparum, Plasmodium vivax, Plasmodium malanae, Plasmodium ovale, а также заболеваний не установленной этиологии, сопровождающихся проявлениями синдромов (острый респираторный, острый диарейный, неврологический, острый жел­тушный, острый геморрагический синдром).

Санитарная охрана территории страны обеспечивается про­ведением:

-санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских (реч­ных) портах, аэропортах, автодорожных и железнодорожных пере­ходах, открытых для международного сообщения в целях предот­вращения завоза карантинных и других болезней, ввоза потенци­ально опасных товаров и грузов;

-комплекса организационных, санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения карантинных и других болезней на территории страны,

-комплекса организационных, санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий в случае завоза или выявления карантинных и других болезней, в том числе в эндемичных природных очагах;

- введением, в случае угрозы распространения болезней, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, карантина или других ограничительных мероприятий.

Кроме того, представители государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют не только мероприятия по предупреждению завоза карантинных и других опасных инфек­ционных заболеваний, но и осуществляют контроль за ввозом на территорию страны потенциально опасных продуктов, товаров и грузов.

Направление деятельности органов и учреждений Роспот-ребнадзора, противочумных учреждений и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации четко опре­делено в Приказе МЗ РФ от 05.02.2004 г. № 37 "О взаимодействии


по вопросам обеспечения санитарной охраны территории Россий­ской Федерации и проведения мероприятий по профилактике каран­тинных и других особо опасных инфекций", где вменено в обязан­ность руководителям органов и учреждений Роспотребнадзора и Росздрава на всех уровнях:

• обеспечить взаимодействие при организации и проведении про­
филактических, противоэпидемических мероприятий по обеспе­
чению санитарной охраны территории и профилактики каран­
тинных и других особо опасных инфекций;

• обмен информацией (оперативной, ежемесячной, годовой) о со­
стоянии заболеваемости населения территории карантинными и
другими особо опасными и природно-очаговыми инфекциями,
результатах лабораторных исследований, обострении эпизооти­
ческой ситуации по особо опасным и природно-очаговым ин­
фекциям;

• участие в работе Санитарно-противоэпидемических комиссий и
Комиссий по чрезвычайным ситуациям, действующих при ад­
министрациях субъектов Российской Федерации;

• проведение эпидемиологической (эпизоотологической) экспер­
тизы территорий природных очагов инфекций предназначенных
для использования в хозяйственных, промышленных, строи­
тельных и рекреационных целях;

• заключение договоров о взаимодействии по вопросам обеспече­
ния санитарной охраны территории и профилактики карантин­
ных и других особо опасных инфекций.

Руководителям противочумных учреждений обеспечить:

• оказание методической, консультативной и при необходимости
практической помощи центрам Госсанэпиднадзора, органам и
учреждениям здравоохранения;

• санитарно-эпидемиологический контрольна выполнением сани­
тарных правил "Безопасность работы с микроорганизмами I-II
групп патогенности" (СП 1.3.1285-03) в центрах Госсанэпиднад­
зора, выполняющих работы с биологическим материалом II
группы патогенности;

• выборочный контроль противоэпидемической готовности учре­
ждений, предназначенных для перепрофилирования в госпи­
тальные и лабораторные базы в случае выявления больных
(умерших), подозрительных на карантинные инфекции.


Основными направлениями взаимодействия противочумных учреждений, органов и учреждений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии в регионах на транспорте (водном и воздушном) и органов управле­ния здравоохранением в субъектах Российской Федерации при обеспечении санитарной охраны территории и проведении меро­приятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций являются:

• организация и обеспечение мероприятий по предупреждению
завоза и распространения на территорию Российской Федерации
инфекций, на которые распространяются санитарно-
эпидемиологические правила "Санитарная охрана территории
Российской Федерации" (СП 3.4.1328-03);

• разработка и корректировка комплексных планов по санитарной
охране территории республик, краев, областей, городов и рай­
онов от заноса и распространения карантинных инфекций, а
также оказание помощи учреждениям здравоохранения в разра­
ботке оперативных планов по проведению мероприятий в случае
завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиоз­
ных вирусных геморрагических лихорадок и других инфекци­
онных заболеваний, представляющих опасность для населения
Российской Федерации и региона;

• контроль противоэпидемической готовности всех медицинских
учреждений на случай возникновения очагов карантинных ин­
фекций и контагиозных вирусных геморрагических лихорадок;

• проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов
карантинных и других особо опасных инфекций;

• участие в обеспечении противоэпидемических мероприятий при
угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций техногенно­
го или природного характера, при угрозе или совершении тер­
рористических актов с применением биологических агентов;

• проведение анализа заболеваемости населения болезнями, вы­
зываемыми возбудителями 1-П групп патогенности, результатов
исследования поверхностных водоемов на холеру, а также оцен­
ка состояния и прогнозирование эпидемиологической и эпизо-
отологической ситуации в природных очагах инфекций;

• подготовка специалистов лечебно-профилактических учрежде­
ний и центров Госсанэпиднадзора по вопросам эпидемиологии,
клиники, диагностики, профилактики, обеспечения противоэпи-


демической готовности и выполнения санитарно-эпидемиологических правил "Безопасность работы с микроорга­низмами I-II групп патогенности" (СП 1.3.1285-03);

• организация и проведение тренировочных учений и занятий по
проведению первичных мероприятий при выявлении больных
(умерших) карантинными инфекциями.

Основными задачами противочумных учреждений являются:

• оказание консультативной, методической и практической по­
мощи центрам Госсанэпиднадзора, органам и учреждениям
здравоохранения по вопросам организации и проведения про­
филактических и противоэпидемических мероприятий по каран­
тинным и другим особо опасным болезням, их лабораторной ди­
агностики, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил
"Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патоген­
ности" (СП 11.3.1285-03), при необходимости с выездом специа­
листов. Предложения противочумных учреждений по данным
вопросам являются обязательными для выполнения центрами
Госсанэпиднадзора и учреждениями здравоохранения;

• проведение идентификации микроорганизмов П группы пато­
генности, направляемых субъектами Российской Федерации, а
также диагностика инфекций не установленной этиологии;

• обеспечение оперативных выездов специалистов противочум­
ных учреждений в субъекты Российской Федерации по распо­
ряжению Ро'спотребнадзора для оказания практической помощи
в локализации и ликвидации эпидемических очагов карантин­
ных и других особо опасных инфекций;

• оказание на договорной основе практической помощи учрежде­
ниям Госсанэпиднадзора и здравоохранения по профилактике,
диагностике, проведению противоэпидемических мероприятий
при инфекционных болезнях, имеющих значение в краевой па­
тологии субъектов Российской Федерации.

Инфекционные болезни, требующие взаимодействия проти­вочумных учреждений, ТУ и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиоло­гии" Роспотребнадзора, органов и учреждений здравоохранения в организации и проведении профилактических и противоэпидемиче­ских мероприятий, необходимо осуществлять в соответствии с са­нитарно-эпидемиологическими правилами "Санитарная охрана тер­ритории" (СП 3.4.1328-03) и Постановлением Главного государст­венного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 145 "Об отмене постановления Главного государственного сани-


тарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 г. № 26 "О до­полнительных мерах по недопущению завоза и распространения синдрома острого респираторного заболевания (SARS)".

Инфекционные болезни неустановленной этиологии, имею­щие тенденцию к широкому (межгосударственному) эпидемическо­му распространению.

Особо опасные и природно-очаговые инфекции, вызывае­мые возбудителями II группы патогенности, включая тяжелый ост­рый респираторный синдром.

Другие инфекционные болезни в условиях угрозы, реализа­ции, развития чрезвычайных ситуаций техногенного или природно­го характера, а также угрозы или совершения террористического акта с применением биологических агентов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: