Психогенные

Биологические

Физико-химические

• механические воздействия с прямым повреждением органов и
тканей;

• наличие в воздухе и других элементах окружающей среды опас­
ных химических веществ,

• высокий уровень радиоактивности (почва, воздух, вода, пища,
здания и т.д.);

• высокое или низкое атмосферное давление, либо резкие его пе­
репады;

• высокие или низкие внешние температуры, переувлажняющее
либо высушивающее действие воздуха;

• изменение соотношений обычных компонентов воздуха, появ­
ление механических примесей.

• появление новых возбудителей либо известных, но с высокими
вирулентными свойствами - оспы, ВИЧ, атипичной пневмонии,
особо опасных вирусных геморрагических лихорадок, чумы, сибир­
ской язвы, птичьего гриппа и др.;

• зоны массовых инфекционных заболеваний людей и животных,
эпизоотии с антропозоонозными возбудителями;

• массовое распространение паразитозов (педикулеза, малярии,
глистных инвазий и т.д.).

• вторичный иммунодефицит у значительной части населения в
результате воздействия факторов катастрофы, массированного
медицинского вмешательства, стрессового состояния,

• необходимость нахождения в непривычной среде - вдыхание
воздуха с необычными компонентами или примесями, длитель­
ное питание консервированными продуктами, употребление
питьевой воды, обработанной высокими дозами хлорсодержа-
щих препаратов, длительные день или ночь;

• нарушение микропейзажа кишечника, отсутствие симбиоза
представителей его микрофлоры;

• активизация условно-патогенной флоры — синегнойная палочка
на этапах медицинской эвакуации для больных, отдельные
штаммы кишечной палочки для молодого организма и т.д.;


• появление патогенных штаммов микрофлоры кожных покровов
и слизистых (стафилококка, дифтерии и т.д.);

• высокая загрязненность воздуха, водоисточников или продуктов
питания патогенной микрофлорой.

• витальная угроза природных сил либо гибель близких людей,
устрашающие размеры (уровни, параметры) поражающего действия
факторов катастрофы;

• опасные для жизни и здоровья ранения, повреждения, заболева­
ния;

• групповая заболеваемость с тяжелыми исходами - инфекцион­
ная с особо опасным или неизвестным возбудителем, неинфек­
ционная с неясной причиной заболеваний;

• унижения, преследования, ущемление в правах, гибель близких
людей - родителей, детей и т.д.;

• влияние экстремальных и вредных факторов среды на лиц,
имеющих акцентуации характера, перенесших психические
травмы либо тяжелые заболевания или ранения, на ослаблен­
ных, больных, детей и других представителей общества, не спо­
собных самостоятельно противостоять факторам ЧС;

• недоверие к действиям представителей власти, недостаток све­
дений, избыток знаков смыслового отражения обстановки, лож­
ность информации;

• неожиданность данных о параметрах поражающих факторов
катастрофы, резкие изменения их структуры или затруднения в
получении сообщений о них.

Воздействие этих факторов приводит к переходу человека из комфортного состояния в экстремальное или кризисное. Эти со­стояния предъявляют повышенные требования к качеству среды обитания, организации всего спектра санитарно-противоэпидемических мероприятий. Все это требует согласован­ных действий всех ведомств и служб, в т.ч. органов управления, уч­реждений и специализированных формирований санитарно-эпидемиологического надзора.

Подсистема патологических и нреморбидных состояний значительных масс людей в зонах ЧС требует логического построе­ния основных проявлений с позиций требующихся мер противодей­ствия. Наибольшую опасность представляют и требуют наиболее


решительных мер следующие кризисные состояния организма, сре­ди которых следует отметить прежде всего:

• парализующий страх, паническое отчаяние;

• травматический или инфекциоино-токсический шок;

• острая недостаточность в деятельности внутренних органов
и систем;

• массивные массо-, влаго- или кровопотери;

• потеря сознания;

• патологический процесс, вызванный травматическим воз­
действием, высоковирулентными микроорганизмами, опас­
ными химическими веществами в высоких дозах или иони­
зирующими излучениями поражающих уровней;

• длительный дефицит поступления белка (до 50%), других
макро- и микронутриентов;

• другие патофизиологические процессы, требующие крайне­
го напряженного (на грани гибели) функционирования сис­
тем, органов и тканей.

Второй пласт состояний включает в себя экстремальные па­раметры, при которых требуется вплоть до максимального напря­жение функциональных систем противодействия факторам окру­жающей среды. Наиболее актуальными из них являются:

• вторичный иммунодефицит;

• психогенные, физические, токсикологические и патобиоло-
гические воздействия, требующие, напряжения защитных сил
организма;

• гипомоно- или полиавитаминоз, избыточная или недоста­
точная масса тела (до 30% от нормы);

• избыточная ретенция воды, макро- и микронутриентов, не­
достаточное усвоение их из поступающей пищи;

• недостаток макро- и микронутриентов в поступающей пище
и воде;

• высокая или пониженная температура тела;

• длительная неподвижность;

• монотония, психофизиологическое или физическое напря­
жение, стереотипные движения, напряженная поза.

Для прогнозирования используются методы экстраполяции, мо­делирования, экспертных оценок, инженерного и эпидемиологиче­ского анализов, социально-гигиенического мониторинга, информа­ционного слежения за динамикой обстановки и др. На основании


прогноза разрабатываются план действий и программа реализации принятых решений.

Модели имеются логические, информационные, математи­ческие. Последние из них основаны на строгих закономерностях, а включение в прогностическую модель нескольких переменных по­зволяет получить более точную картину предстоящих событий. Об­работка фактографической информации облегчается наличием баз данных, которые ведутся с помощью современных технических средств и соответствующего программного обеспечения.

Для планирования мероприятий госсанэпидслужбы состав­ляется санитарно-эпидемиологическая характеристика территорий с выделением и описанием потенциально опасных участков и объек­тов, нуждающихся в государственном санитарно-эпидемиологи­ческом надзоре с целью прогнозирования и предупреждения ЧС, организации санитарно-противоэпидемических мероприятий по со­гласованным с МЧС направлениям.

Как любая система управление должно иметь специально созданную автоматизированную систему получения, обработки и доведения информации от центральных органов до специализиро­ванных (штатных или нештатных) формирований в районах катаст­роф, соответствующие органы управления, устойчивую связь и под­готовленных для этих целей специалистов (санитарных врачей, ги­гиенистов, радиологов, токсикологов, инженеров и др.).

Управление организацией санитарно-противоэпидемических мероприятий включает: сбор (прием), обработку, хранение и преобразование информа­ции;

анализ информации и оценку санитарно-эпидемиологической обстановки;

принятие решения на проведение мероприятий,

организацию пунктов управления;

планирование (корректировку типовых планов),

доведение задач до исполнителей;

взаимодействие и поддержание его в ходе ликвидации санитар­но-эпидемиологических последствий ЧС;

контроль и оказание помощи подчиненным;

оценку качества и эффективности санитарно-противоэпиде-мического обеспечения населения в ЧС.

Для достижения эффективного управления организацией санитарно-противоэпидемическими мероприятиями информация


должна быть своевременной, полной и достоверной. Это может быть достигнуто соответствующей периодичностью и направленно­стью потоков информации, сочетанием их централизации и децен­трализации. Информационные потоки, сложившиеся в санитарно-эпидемиологических учреждениях, работающих в интересах охраны здоровья населения в ЧС, нами условно подразделены на следую­щие группы: директивно-нормативные, информационно-справочные, методические, плановые, учетные, отчетные, запросы, ответы на запросы и предложения.

Органы управления Роспотребнадзора получают исходные данные на организацию и проведение мероприятий:

а) от региональных органов (штабов) по делам ГОЧС:

- о порядке оповещения;

- об опасностях, возникающих при ЧС;

- о категории городов по ГО, на территории которых произошла
ЧС;

- о местах ПОО народного хозяйства;

- о границах зон возможных разрушений, опасного химического,
биологического и радиоактивного заражения (загрязнения), воз­
можного катастрофического затопления местности;

- о местах расположения пунктов управления ГОЧС и порядке свя­
зи с ними;

- о силах и средствах, выделяемых по планам органов ГОЧС на
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) от территориальных органов исполнительной власти:

- о районах рассредоточения в загородной зоне;

- о порядке и маршрутах следования в районы рассредоточения,

- о местах расположения эвакуационных комиссий и приемных

пунктов в загородной зоне;

- о порядке снабжения в зоне ЧС продуктами питания, предметами

первой необходимости и медицинского обеспечения;

в) от других министерств и ведомств (МЧС, МО, МВД России и

ДР-):

 

- о порядке связи, оповещения и взаимодействия;

- о границах зон возможных разрушений, опасного химического,
биологического и радиоактивного загрязнения местности по оценке
их органов управления,

- о силах и средствах, выделяемых на проведение работ и охрану
объектов.

77-6772


 



Оценка обстановки проводится с учетом материалов данного анализа и включает оценку:

- фактических результатов воздействия экстремальных факторов
(разрушения, затопления, радиоактивного, биологического и хими­
ческого заражения) на здоровье людей,

- готовности сил и средств Роспотребнадзора к выполнению стоя­
щих перед ними задач;

- степени защищенности населения и личного состава формирова­
ний Роспотребнадзора от воздействия факторов ЧС;

- климатогеографических и метеорологических условий, их влия­
ния на организацию и выполнение мероприятий.

В выводах из оценки обстановки определяется степень го­товности сил и средств Роспотребнадзора к действиям в ЧС и дается прогноз возможного развития ситуации, сказывающиеся на объеме принимаемых мер.

В решении на организацию и осуществление мероприятий отражаются следующие вопросы:

- содержание и алгоритм реализации основных усилий, способы и
последовательность выполнения задач;

- задачи формированиям санитарно-эпидемиологического профиля,

- основные вопросы взаимодействия,

- организация управления и всестороннего обеспечения.

Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями для органов и учреждений Рос­потребнадзора по планированию действий в функциональной под­системе РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстанов­кой. Мероприятия, планируемые и проводимые в зонах ЧС, вклю­чают:

- оповещение органов управления, сил и средств Госсанэпиднадзора
(ГСЭН) согласно установленному порядку и схемам;

- оценку санитарно-эпидемиологической обстановки,

- перевод органов и учреждений ГСЭН в Чрезвычайный режим
функционирования;

- выдвижение отрядов, бригад, групп экспертов, других сил и
средств ГСЭН в район ЧС;

- организацию ГСЭН в зонах ЧС;

- осуществление постоянного наблюдения и контроля (в общей сис­
теме СНЛК) за состоянием окружающей среды в зонах ЧС, обста­
новкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях;


- организацию материально-технического обеспечения работы спе­
циалистов ГСЭН;

- восполнение резерва и создание оперативных запасов медицин­
ского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностических и
других средств, необходимых для ликвидации ЧС.

Доведение задач до исполнителей осуществляется через рас­порядительные воздействия, которые включают весь комплекс управленческих действий, связанных с оперативным управлением ГСЭН. Они реализуются посредством приказов, приказаний, указа­ний и распоряжений на разных уровнях. Упорядочение оперативно­го воздействия осуществляется путем составления календарных и сетевых графиков подготовки и разработки управленческих реше­ний Для этой цели заблаговременно должны быть подготовлены соответствующие формализованные документы и бланки

Взаимодействие организуется во всех звеньях управления с целью обеспечения согласованных действий учреждений и форми­рований ГСЭН России, исполнительных органов власти и других ведомств, привлекаемых к выполнению задач по проведению меро­приятий в зонах ЧС. Взаимодействие осуществляется по задачам, месту, времени и способам действий.

Для организации управления могут развертываться КПУ -самостоятельные или в составе штабов ГОЧС, а также создаваться оперативные группы (ОГ) медицинской службы силовых структур. Для обеспечения работы органа управления должна быть отработа­на соответствующая документация:

- схемы оповещения и связи;

- оперативные документы общего назначения (планы зон ЧС, карты
обстановки, графики, таблицы, схемы и другие документы);

- документация, отрабатываемая в ходе выполнения своих обязан­
ностей по предназначению;

- списки личного состава специализированных формирований, их
функциональные обязанности;

- планы работ по ликвидации санитарно-эпидемиологических по­
следствий при возникновении природных, техногенных и биолого-
социальных ЧС;

- справочные, методические материалы, руководящие документы и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: