double arrow
Общая организация и состав вооруженных сил США и Германии

Самой боеготовой армией в мире в настоящее время всеми военными экспертами признаетсяармия США.

Во главе вооруженных сил США находится президент. Среди многочисленных его прав и обязанностей особое место занимают военные полномочия.

Правовые основы военных полномочий американского президента заложены в Конституции США (принята в 1787 г., вступила в действие в 1789 г.). Ее специальное положение (ст. 11, разд. 2, § 1) гласит, что «президент является главнокомандующим (в настоящее время – верховный главнокомандующий. – Прим. авт.) армии и флота Соединенных Штатов и милиционных формирований отдельных штатов, когда они призываются на действительную службу США».

В ходе исторического развития конституционные полномочия главы Белого дома в военной сфере неоднократно уточнялись, разъяснялись и конкретизировались в различных законодательных актах, происходило расширение его военных полномочий. В результате нынешний президент США имеет практически неограниченную власть при принятии решений в военной области и проведении их в жизнь. Ему дано право на введение в стране чрезвычайного положения и объявление мобилизации. Он может отдать вооруженным силам приказ о начале боевых действий.

Кроме того, президент представляет конгрессу предложения по военным ассигнованиям (в рамках бюджета страны), определяет пути и направления строительства вооруженных сил, назначает высшее военное руководство, присваивает воинские звания определенному контингенту высшего командного состава. В случае обострения международного положения, внутренней обстановки или для ликвидации последствий стихийных бедствий он имеет право перевести части национальной гвардии, подчиненные в мирное время губернаторам штатов, а также резерв вооруженных сил на положение регулярных войск сроком до шести месяцев без введения чрезвычайного положения.




В ноябре 1973 г. обе палаты конгресса одобрили закон о военных полномочиях конгресса и президента США. В соответствии с этим законом президент обязан консультироваться с конгрессом по применению вооруженных сил до начала их использования и в период военных действий. Во всех случаях, когда глава Белого дома вводит войска на территории других государств без объявления войны или существенно увеличивает их численность за рубежом, в течение 48 часов он обязан представить конгрессу соответствующий доклад. Если по истечении 60 дней после этого конгресс не объявит войну или не примет законодательства, санкционирующего использование вооруженных сил за рубежом, оно прекращается. При необходимости продлить данный период президент в письменной форме уведомляет конгресс, что дальнейшее пребывание американских воинских контингентов диктуется обстановкой, связанной с безопасностью подразделений и обеспечением их последующего вывода. В такой ситуации 60-дневный срок может быть увеличен не более чем на 30 дней.



Указанный выше закон задумывался как ограничительный, но он ничем (кроме доклада конгрессу и определенных сроков) не лимитирует президента США в применении вооруженных сил в любой части мира по своему усмотрению. Более того, теперь президент не обязан информировать конгресс о развертывании вооруженных сил, которое связано исключительно с их снабжением, заменой или обучением. Это дает ему возможность использовать военнослужащих США в кризисных ситуациях под видом советников или специалистов по ремонту, обучению и снабжению. Что же касается права конгресса принимать решение путем одобрения обеими палатами совместной резолюции о прекращении участия вооруженных сил США в войне или конфликте, то президент может обойти и его, используя установленное законом положение о необходимости «защиты жизни военнослужащих».

Глава Белого дома назначает министра обороны (гражданское лицо, с момента увольнения которого из вооруженных сил прошло не менее 10 лет), председателя комитета начальников штабов – КНШ (на два года в течение одного срока, в мирное время имеет право пребывать на этом посту в общей сложности не более шести лет, а по особому решению президента – восемь лет, кадровый военный), первого заместителя председателя КНШ (на два года, в мирное время может находиться на данном посту только два срока), министров (гражданские лица) и начальников штабов видов вооруженных сил (на четыре года, два срока). Кандидаты на все указанные посты утверждаются сенатом. Без такого утверждения президент назначает главнокомандующих объединенными командованиями вооруженных сил США и командующих специальными командованиями американских вооруженных сил.

Генерал (адмирал) может получить пост председателя КНШ только в том случае, если ранее он занимал должности первого заместителя председателя КНШ, начальника штаба Сухопутных войск, Военно-воздушных сил или Военно-морских сил, коменданта морской пехоты, главнокомандующего объединенным или командующего специальным командованием вооруженных сил США. Председатель КНШ и его первый заместитель не могут принадлежать к одному виду вооруженных сил.

В соответствии со своими полномочиями президент присваивает воинские звания генерал-лейтенанта, генерала, вице-адмирала, адмирала, требующие обязательного утверждения сенатом, и бригадного генерала, генерал-майора, контр-адмирала низшей и высшей категорий без такого утверждения.

Военные полномочия президента США распространяются также на использование военной силы внутри страны. Принимая во внимание его обязанности как верховного главнокомандующего, американские юристы выводят это право из разд. 3 Конституции, которая обязывает главу Белого дома заботиться о точном исполнении законов. Этот общий конституционный мандат на применение военной силы внутри страны конкретизируется в текущем законодательстве США. Так, § 331 гл. 15 титула 10 свода законов США определяет, что президент в случае восстания или возникновения беспорядков в каком-либо штате, если они направлены против его правительства, может по просьбе законодательного собрания или губернатора использовать национальную гвардию или регулярные войска «такой численности и в таких пределах, которые он считает необходимыми для подавления восстания».

Американское законодательство также дает право президенту самому (без соответствующего обращения со стороны властей штата) применять военную силу для устранения «незаконных препятствий» функционированию государственной власти и исполнению законов. Причем и в данном случае президент может привлекать национальную гвардию и регулярные войска в масштабах, «которые он считает необходимыми» для восстановления законности и правопорядка.

Важно отметить, что Конституция и законодательство США не только наделяют президента значительными военными полномочиями, но и предусматривают механизм их преемственности в мирное и в военное время, а также в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, при возникновении угрозы войны в США разработан план эвакуации и рассредоточения преемников президента.

Согласно Конституции США в случае смерти президента, отстранения его от должности или неспособности выполнять свои обязанности его преемниками становятся следующие лица (в указанной последовательности): вице-президент, спикер палаты представителей, временный председатель сената, государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социального обеспечения, жилищного строительства и городского развития, транспорта, энергетики, образования.

Для условий военного времени и чрезвычайной обстановки порядок принятия экстренных мер и решений военного характера определяется специальной директивой, которая издается каждым президентом практически сразу после его вступления в должность. В большинстве случаев в этих директивах право решения на принятие срочных мер по обеспечению безопасности страны (вплоть до применения ядерного оружия в ответных действиях) в случае гибели президента или отсутствия с ним связи предоставляется в порядке очередности вице-президенту, министру обороны, первому заместителю министра обороны или председателю КНШ.

Военные полномочия президента реализуются с помощью разветвленного исполнительного аппарата, включающего различные министерства, федеральные ведомства, агентства и управления. Среди них можно выделить учреждения, которые занимаются только военными вопросами (министерство обороны, министерства видов вооруженных сил, КНШ), и органы, ведающие, помимо того, экономикой, внешней политикой, экологией и т. д. К ним относятся Совет национальной безопасности (СНБ), федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА) и т. д.

Совет национальной безопасности является, по существу, главным консультативным органом президента по вопросам военной и внешней политики. Он также координирует деятельность всех правительственных и государственных организаций, ведомств и учреждений в области военного строительства. В его состав на правах постоянных членов входят глава Белого дома, вице-президент, государственный секретарь и министр обороны. Постоянными советниками СНБ являются председатель КНШ (военные проблемы) и директор ЦРУ (вопросы разведки). Помимо постоянных членов и советников, согласно закону о национальной безопасности в СНБ могут вводиться другие лица по усмотрению президента. В отдельных заседаниях СНБ принимают участие представители различных министерств и ведомств, если рассматриваемые вопросы имеют непосредственное отношение к их деятельности. В состав СНБ включены три должностных лица – помощник президента по национальной безопасности (руководит деятельностью аппарата СНБ), его заместитель и исполнительный секретарь.

Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях осуществляет общее руководство и координирует федеральные программы по мобилизационной подготовке экономики, гражданской обороне и ликвидации последствий военных действий и стихийных бедствий. Его возглавляет директор, подчиняющийся непосредственно президенту США. Это учреждение организационно состоит из девяти управлений, ряда центральных и периферийных отделов. Последние расположены и действуют в округах военно-экономической мобилизации.

Постоянная рабочая резиденция президента США в мирное время – Белый дом, где расположены основные органы исполнительного аппарата. Здесь же проводятся заседания СНБ и кабинета министров, находятся технические средства закрытой правительственной связи, используемые для переговоров с членами СНБ, правительства, руководством министерства обороны, КНШ, губернаторами штатов, командованием американских вооруженных сил в стране и за рубежом, главами государств и правительств других стран.

В Белом доме размещен центр слежения за обстановкой (ЦСО), подчиненный помощнику президента по национальной безопасности. В ЦСО установлены оконечные устройства системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, системы визуального отображения обстановки, на которые поступает информация с пунктов управления КНШ, стратегического авиационного командования и главнокомандующих вооруженными силами в зонах. По закрытой линии цветной телевизионной связи, соединяющей ЦСО и основной командный центр КНШ (в здании Пентагона), председатель КНШ может докладывать обстановку президенту с показом карт, схем, диаграмм и фотографий.

В ЦСО силами дежурной смены (восемь офицеров от всех видов вооруженных сил) осуществляется круглосуточное дежурство в целях контроля за обстановкой и поддержания всех систем, средств управления и связи в постоянной боевой готовности. При возникновении кризисных ситуаций по распоряжению президента в центре слежения за обстановкой создаются специальные рабочие группы из представителей различных министерств и ведомств (в первую очередь управлений министерства обороны, КНШ, ЦРУ). С этого момента ЦСО из дежурного режима переходит на функционирование в полном объеме, занимаясь обобщением информации, поступающей из различных источников, с последующим докладом ее и возможных вариантов действий президенту.

В Белом доме развернут и постоянно функционирует пункт слежения за местонахождением президента и его преемников. Причем сведения о маршруте передвижения, времени убытия и прибытия заранее не сообщаются.

Для полетов президента на большие расстояния внутри страны и за ее пределами используются два личных самолета (основной и запасной), построенных по типу «Боинг-707». Они не имеют специального оборудования и постоянной оперативной группы, обеспечивающей руководство вооруженными силами. При длительных перелетах самолет президента сопровождается одним из воздушных командных пунктов (ВКП) КНШ. В период нахождения за рубежом ВКП базируется на одной из близлежащих американских авиационных баз и поддерживает постоянную связь с президентом и командными центрами КНШ в различных регионах. Кроме того, во время полета над континентальной частью США непрерывная связь самолета президента с Белым домом и Пентагоном поддерживается с помощью специальной системы связи «Эко Фокс». В ее состав входят около 50 наземных ретрансляционных станций, сопряженных между собой и с объединенной системой связи министерства обороны.

В распоряжении президента для передвижения на небольшие расстояния имеются личный вертолет, автомобиль и яхта, оборудованные средствами связи. Используя их, он может связаться с любым абонентом в системе связи министерства обороны.

При поездках президента постоянно сопровождает офицер с «черным чемоданом», в котором хранятся «президентский код» и другая документация, необходимая для принятия решения на применение ядерного оружия в условиях чрезвычайной обстановки.

Армия Германии (бундесвер) была создана через 10 лет после окончания Второй мировой войны – 7 июня 1955 г. Первые 100 добровольцев новой германской армии в Бонне 12 ноября 1955 г. присягнули на верность отечеству в соответствии с традициями и ритуалом «старой германской армии». Однако название «бундесвер» появилось лишь в 1956 г. Основанию германской армии предшествовало подписание соглашений в Париже в 1954 г., по которым на территории Германии был отменен оккупационный режим, восстановлен ее государственный суверенитет. Германию приняли в НАТО.

В Основном законе страны был закреплен запрет на использование армии за пределами Германии. На протяжении первых 40 лет после своего создания бундесвер в соответствии с Конституцией Германии не участвовал в боевых операциях. Лишь в середине 1990-х гг. ситуация изменилась. 12 июля 1994 г. Конституционный суд Германии принял решение об отмене поправки 1982 г. к гл. 24 Основного закона, запрещавшей участие бундесвера в военных операциях за рубежом. Решением Конституционного суда были сняты какие-либо «конституционные возражения» против участия Германии в санкционированных ООН операциях по установлению и поддержанию мира. Германские военнослужащие стали привлекаться к участию в миротворческих операциях за рубежом.

На данный момент бундесвер является наиболее боеспособной армией в Европе. Бундесвер имеет трехвидовую структуру (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морские силы). Также в качестве отдельных компонентов в составе бундесвера в 2000 г. созданы объединенные силы обеспечения и медико-санитарная служба.

Бундесвер состоит из вооруженных сил и гражданского управления. Глава бундесвера – федеральный министр обороны, который является главнокомандующим в мирное время. В случае необходимости оборонительных действий командование переходит к канцлеру Германии (ст. 115b Конституции Германии). Высшим званием в бундесвере является звание генерал-инспектора, который хотя и носит звание генерала, однако не является командующим бундесвером. Должности командующего как таковой не существует. Ответственность за готовность соответствующих подразделений бундесвера несут инспектора родов войск (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морские силы) и военных управляющих структур (объединенные силы обеспечения, медико-санитарная служба).

Согласно принятой модели армии численность бундесвера должна к 2012 г. составлять 305 тыс. военных и 75 тыс. гражданских лиц. Во времена «холодной войны» численность бундесвера составляла 500 тыс. военнослужащих.

С 2001 г. сняты все ограничения на службу для женщин. До того времени женщины имели право служить только в медицинских и музыкальных частях. По состоянию на 2011 г. в бундесвере несут службу примерно 12 тыс. женщин, половина из них служат в санитарных частях. Женщины составляют примерно 6,2 % контрактников. В Военно-морских силах – 8,4 %, в пехоте – 6,9 % и в Военно-воздушных силах – 4,9 %.

До 1 июля 2011 г. в Германии службу в обязательном порядке проходили по призыву все совершеннолетние граждане страны (шесть месяцев военной службы или альтернативная трудовая служба в социальных и благотворительных организациях). Число призывников в составе бундесвера варьировалось от 60 до 80 тыс. военнослужащих. Приблизительно треть из них по окончании срочной службы изъявляли желание остаться на сверхсрочную службу до 23 месяцев и считались после этого призывниками-добровольцами. Помимо этого, в бундесвере служат контрактники (срок их службы – от 2 до 12 лет) и кадровые военные, численность которых свыше 250 тыс. человек.

Военнообязанными являлись все мужчины – граждане Германии в возрасте от 18 до 45 лет, а в случае обороны страны (Verteidigungsfall) – и до 60 лет. Законом предусматривались следующие виды службы на основе воинской обязанности:

1) основная обязательная военная служба (Grundwehrdienst);

2) прохождение учебных сборов (Wehrübungen);

3) бессрочная служба в период Verteidigungsfall.

Лица, призываемые впервые, называются рекрутами. Призыв для прохождения Grundwehrdienst проводится в том календарном году, в котором рекруту исполняется 19 лет. Лица, имевшие отсрочку от призыва, могут быть призваны в дальнейшем до достижения ими возраста 25 лет. В отдельных оговоренных законом случаях призыв может быть осуществлен до достижения ими 28 и даже 32 лет. Срок обязательной службы – шесть месяцев, по завершении которого можно продлить службу на 1 – 14 месяцев в добровольном порядке (freiwilliger zusätzlicher Wehrdienst im Anschluss an den Grundwehrdienst).

Находящиеся в резерве военнообязанные могут периодически призываться на учебные сборы (Wehrübungen). Продолжительность сборов не должна превышать трех месяцев, а суммарное время привлечения на все виды сборов для рядового состава – не более девяти месяцев. После достижения 35-летнего возраста общее время привлечения на сборы не должно превышать трех месяцев. Следует заметить, что законом предусмотрена возможность добровольного досрочного призыва по достижении полных 18 лет. В этом случае требуется согласие родителей. В бундесвере 49 % составляют солдаты, призванные на основе Закона о воинской обязанности, в том числе 10,7 % находятся на добровольной дополнительной службе.

Служба на основе добровольного обязательства бывает двух видов: бессрочная (Berufssoldaten) и на определенное время (Soldaten auf Zeit). Berufssoldaten составляют профессиональный костяк армии. К ним относятся все проходящие на основе добровольных обязательств бессрочную службу офицеры и унтер-офицеры в звании фельдфебеля. Предельный возраст службы для Berufssoldaten – 65 лет. Soldaten auf Zeit также являются профессиональным контингентом. К ним относятся офицеры и унтер-офицеры, проходящие службу в течение определенного срока на основе добровольных обязательств. Предельный возраст службы для Soldaten auf Zeit – 60 лет. Berufssoldaten и Soldaten auf Zeit составляют 51 % (в том числе около 11 % офицеров) от общей численности бундесвера.

В Германии реализовано конституционное право военнообязанных, внутренним убеждениям которых претит военная служба с оружием, отказаться от нее в установленном порядке. В соответствии с Законом о гражданской службе (Zivildienstgesetz) они привлекаются к альтернативной гражданской службе, как правило, в социальной сфере. Продолжительность альтернативной службы на один месяц дольше обязательной военной службы и в настоящее время составляет 10 месяцев. Организацией гражданской службы занимается Федеральное ведомство (Bundesamt für Zivildienst), которое и распределяет военнообязанных этой категории по социальным объектам. В 1960 г., когда Закон о гражданской службе был введен, от «отказников» поступило 5,5 тыс. заявлений, а в 1999 г. – 173,3 тыс. заявлений. Всего же к настоящему времени число «отказников» всех возрастов составляет более 2,5 млн человек, что создает значительные сложности при каждом очередном призыве в бундесвер. Однако государство не идет по пути ужесточения законодательства, а проводит эффективные военные реформы, при которых сокращается общая численность вооруженных сил, но их боевые возможности, тем не менее, адекватны сегодняшней ситуации в стране и в мире.

С 1 июля 2011 г. обязательный воинский призыв в армию Германии прекращен. Таким образом, бундесвер перешел к полностью профессиональной армии.

В организационном отношении Сухопутные войска состоят из подразделений (отделение, взвод, рота), частей (отдельный батальон, полк), соединений (бригада, дивизия, корпус) и объединений (отдельный корпус, армия, фронт). В своем составе Сухопутные войска имеют различные рода войск, специальные войска и службы. Всего в составе Сухопутных войск: 23 бригады (девять развернутых механизированных, две воздушно-десантные, две тылового обеспечения, горнопехотная, воздушно-механизированная, армейской авиации, артиллерийская, инженерная, ПВО, войск АВС и три механизированные сокращенного состава); командование сил специального назначения; немецкий компонент франко-германской бригады.

Военно-морские силы включают: флот, морскую авиацию и подразделения специального назначения (Морская пехота, SEK M). Руководство Военно-морскими силами осуществляет инспектор Военно-морских сил через главный штаб Военно-морских сил. Ему подчинены оперативное командование и центральное управление. Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала Германии, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Германии и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Военно-воздушные силы возглавляет инспектор, который осуществляет руководство ими через главный штаб Военно-воздушных сил. Общая численность Военно-воздушных сил составляет 43 тыс. военнослужащих; в их составе: четыре дивизии, включающие одну разведывательную, четыре истребительно-бомбардировочных, три истребительные эскадры и четыре эскадры ПВО, четыре района управления оперативным применением и батальон прикрытия объектов; командование военно-транспортной авиации, включающее три эскадры военно-транспортной авиации и авиагруппу перевозок министерства обороны Германии; командование оперативного управления Военно-воздушных сил; два полка материально-технического обеспечения и центр обслуживания вооружений.

Объединенные силы обеспечения возглавляет инспектор в ранге заместителя генерального инспектора бундесвера. С завершением формирования Объединенных сил обеспечения на них планируется возложить задачи управления, обеспечения и обучения. В числе наиболее важных функций нового компонента вооруженных сил названы следующие: оперативное управление, централизованное обеспечение, обработка информации, обеспечение обороны национальной территории, содержание складов центрального подчинения.

Медико-санитарную службу бундесвера возглавляет инспектор, в распоряжении которого находится около 23 тыс. военнослужащих. Оперативному командованию медико-санитарной службы подчинены оперативное командование медико-санитарной службы и четыре военных округа. В апреле 2001 г. началось формирование центрального управления медико-санитарной службы.

Часть вооруженных сил Германии находится за ее пределами. По данным на 1 февраля 2012 г., текущие операции за рубежом осуществляются бундесвером в рамках следующих миссий:

– Группировка кораблей Военно-морских сил Германии, патрулирующих территориальные воды Ливана;

– ISAF – Афганистан – 5 350 человек;

– KFOR – Косово – 1 500 человек;

– EUFOR – Босния и Герцеговина – 120 человек;

– Active Endeavour – Средиземное море – 800 человек;

– UNIFIL – Ливан – 460 человек;

– ATLANTA – Сомали – 1 400 человек;

– UNMIS – Судан – 75 человек.

Священнослужители в бундесвере. Религиозному воспитанию в вооруженных силах Германии всегда уделялось серьезное внимание. Хотя законодательства о военном духовенстве до 1919 г. там не было, но уже в конце XV в. в штате немецкого полка ландскнехтов состоял полковой капеллан. После Второй мировой войны между церковью и бундесвером сложились новые отношения, отличающиеся от моделей деятельности военного духовенства в других странах Запада. В ст. 4 Конституции Германии говорится: «Свобода веры, совести и свобода религиозного и мировоззренческого исповедания неприкосновенны. Беспрепятственное исполнение предписаний религии гарантируется». О том же идет речь в ст. 36 Закона о военнослужащих, принятого в 1956 г.: «Военнослужащий имеет право на получение духовного окормления и беспрепятственное исполнение религиозных обязанностей. Военнослужащие принимают участие в богослужениях на основе добровольности».

В августе 1956 г. министр обороны подписал директиву бундесвера ZDV 66/1 об организации военно-церковной службы в войсках. В директиве определена организация духовного воспитания в вооруженных силах и поставлены соответствующие задачи священнослужителям и командирам частей, показаны формы деятельности военных священников. Директива предусматривает участие священников в работе советов по вопросам «внутреннего руководства» при командирах частей и обязывает проводить богослужения, исполнять религиозные обряды, организовывать досуг военнослужащих, занятия по вопросам морали и нравственности, групповые и индивидуальные беседы с военнослужащими. В июле 1957 г. был принят Закон о духовном обслуживании армии, в соответствии с которым деятельность военно-церковной службы финансируется в основном из государственного бюджета. Общее руководство этой службой возложено на евангелического и католического военных епископов.

Общее число служащих в бундесвере католических и протестантских капелланов составляет около 90. С 2011 г. в связи со все возрастающим числом мусульман в бундесвере в обществе Германии идут дискуссии о возможности введения должности военного имама.

Структура воинских званий. Звания в бундесвере делятся на три категории: офицеры, унтер-офицеры и рядовые. Звания офицеров разделены еще на три подкатегории: генералы (адмиралы); старшие офицеры; младшие офицеры.

Звания унтер-офицеров разделены на две подкатегории: унтер-офицеры с портупеей и унтер-офицеры без портупеи.

В видах вооруженных сил армии и в люфтваффе звания идентичны. Унтер-офицеры и офицеры военно-морского флота, а также офицеры медицинской службы имеют другие звания.

Уволенные в запас могут подать ходатайство о разрешении на ношение военной формы одежды. В этом случае они должны носить дополнительные знаки отличия (черно-красно-золотая буква R (резерв) на погонах для армии и люфтваффе и золотая на погонах и рукавах для Военно-морских сил). Разрешается носить повседневную форму одежды и только в исключительных случаях (с разрешения начальника гарнизона) – полевую.

Немецкий бундестаг 24 марта 2011 г. принял Закон о добровольной общественной службе. Вслед за воинским призывом Закон с 1 июля 2011 г. отменяет альтернативную воинскую службу. Вместо этого ежегодно власти будут набирать 35 тыс. добровольцев – мужчин и женщин любого возраста. Помимо оплаты расходов на жилье и питание добровольцам ежемесячно будет выплачиваться 330 евро. Правительство готово выделять на эти цели 234 млн евро каждый год.

Отмена альтернативной службы и введение службы добровольцев тесно связаны с запланированной правительством масштабной реформой бундесвера. Она предусматривает сокращение численности вооруженных сил и приостановку призыва с 1 июля 2011 г. Призывников власти рассчитывают заменить добровольцами. Планируется сократить бундесвер с 250 тыс. до 185 тыс. человек.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте содержание основных нормативных актов, регулирующих деятельность вооруженных Сил США.

2. Дайте характеристику полномочий президента США и иных государственных органов по руководству вооруженными силами.

3. Охарактеризуйте структуру Бундесвера и основных органов военного управления ФРГ.

4. Покажите особенности прохождения военной службы гражданами ФРГ.






Сейчас читают про: