Военно-юридические органы основных стран НАТО

США. Организация деятельности военно-юридической службы в этой стране регламентируется Единым военно-юридическим кодексом, введенным в действие конгрессом США в 1950 г.

Центральное место в системе органов военной юстиции США занимает управление юридических служб министерства обороны США, возглавляемое генеральным юрисконсультом. Генеральный юрисконсульт подчиняется непосредственно министру обороны и является главным специалистом по вопросам права и законодательства в министерстве обороны и главой всей юридической службы вооруженных сил США, насчитывающей около 12 тыс. человек. Он назначается президентом США из числа гражданских лиц и утверждается сенатом.

Управление юридических служб министерства обороны США выполняет функции консультативного органа по вопросам законодательства и права для управлений центрального подчинения, вспомогательных органов управления министерства обороны, а также других организаций. Оно формулирует единую позицию министерства обороны в отношении выполнения законодательных актов и исполнительных указов, обеспечивает функционирование справочного центра министерства обороны по законодательству, разрабатывает политику в области норм поведения военнослужащих и руководит разработкой кодексов поведения. Численность управления составляет около 80 человек.

В видах вооруженных сил США также предусмотрена должность генерального юрисконсульта (гражданское лицо) с аппаратом заместителей и помощников. Генеральный юрисконсульт вида вооруженных сил подчинен непосредственно министру соответствующего вида вооруженных сил и является его консультантом по всем правовым вопросам.

Важную роль в осуществлении надзора за соблюдением законности и правопорядка в вооруженных силах, предупреждении различных злоупотреблений, контроле за разумным и эффективным расходованием финансовых и материальных средств играет институт генеральных инспекторов министерства обороны и вооруженных сил США.

Законодательной основой, регламентирующей деятельность генеральных инспекторов министерств и ведомств США, является Закон о генеральном инспекторе 1978 г., в котором определены основные обязанности генерального инспектора, порядок его назначения на должность, а также критерии, по которым отбирается тот или иной кандидат на должность генерального инспектора.

Генеральный инспектор назначается на должность президентом США и утверждается сенатом американского конгресса.

Управление генерального инспектора министерства обороны США создано в 1982 г. Оно является основным органом расследований в вооруженных силах США, осуществляющим прокурорские функции надзора за соблюдением законности и правопорядка в вооруженных силах, предупреждения различных злоупотреблений, контроля за разумным и эффективным расходованием финансовых и материальных средств. Управление включает восемь основных отделов: аудиторских проверок, политики в сфере аудита и надзора, криминальных расследований, политики в области криминальных расследований и надзора, внутриведомственных расследований, анализа и оценок, административной деятельности и информационного обеспечения, по связям с конгрессом. Численность сотрудников управления – около 1 500 человек.

В министерстве обороны США на должность генерального инспектора назначаются лица из числа гражданских юристов, имеющих большой опыт прокурорской деятельности. Генеральный инспектор министерства обороны США является основным советником министра обороны по всем вопросам, относящимся к соблюдению законности и расследованию правонарушений в вооруженных силах США.

Особенностью статуса генерального инспектора министерства обороны США, как и других генеральных инспекторов федеральных ведомств, является их подотчетность конгрессу США, в частности его профильным комитетам, что обусловливает сохранение определенной самостоятельности генеральных инспекторов, несмотря на их подотчетность соответствующим министрам.

В соответствии с разд. 10 «Вооруженные силы» Свода законов США и Законом о генеральном инспекторе в министерствах видов вооруженных сил страны сформированы управления генеральных инспекторов – армии, Военно-воздушных сил и Военно-морских сил. На должности генеральных инспекторов армии, Военно-воздушных сил и Военно-морских сил распоряжениями министров соответствующих видов вооруженных сил назначаются высшие офицеры, состоящие на действительной службе, в звании бригадного генерала/контр-адмирала и выше сроком на четыре года (сроки могут продлеваться в случаях, когда министры видов сочтут это целесообразным «в интересах общества»).

Имеются также назначенные генеральные инспектора. Данная достаточно многочисленная категория должностных лиц представлена генеральными инспекторами объединенных командований вооруженных сил США (например, объединенного командования вооруженных сил США в зоне Тихого океана), генеральными инспекторами командований видов вооруженных сил (например, боевого авиационного командования Военно-воздушных сил США), генеральными инспекторами учреждений видов вооруженных сил (научно-технических и учебных центров, лабораторий, полигонов, арсеналов), а также генеральными инспекторами отдельных объектов – гарнизонов, баз, пунктов базирования и т. д. На эти должности назначаются офицеры, состоящие на действительной службе, по решению генерального инспектора министерства обороны или генеральных инспекторов видов вооруженных сил.

По решению непосредственных начальников и исходя из необходимости назначенным генеральным инспекторам определяется штат помощников. В их число могут входить:

– помощники генеральных инспекторов из числа старших уоррент-офицеров, сержантов (от первых сержантов и выше) и гражданских служащих, которые выполняют свои обязанности на постоянной основе;

– временные помощники генеральных инспекторов из числа офицеров, уоррент-офицеров, сержантов и рядовых, которые выделяются на периоды проведения инспекций, проверок и расследований;

– исполняющие обязанности генеральных инспекторов из числа офицеров, которые выделяются на временной основе для оказания помощи назначенным генеральным инспекторам, в частности, в тех случаях, когда инфраструктура военного объекта размещается в нескольких географически разнесенных районах;

– сотрудники – рядовые военнослужащие и гражданские служащие, исполняющие обязанности секретарей, водителей, операторов ПЭВМ, машинисток и т. д.

В состав военно-юридической службы каждого вида вооруженных сил США, помимо генерального юрисконсульта с подчиненным ему аппаратом и генерального инспектора, входит также военный прокурор (офицер в звании генерал-майора), подчиняющийся начальнику штаба вида вооруженных сил, и военно-юридическое управление, возглавляемое офицером в звании бригадного генерала.

В интересах координации своей деятельности военно-юридические службы видов вооруженных сил имеют по одному своему представителю в министерстве юстиции США.

Управления юридических служб и генерального инспектора министерства обороны США, а также военно-юридические органы видов вооруженных сил имеют право санкционировать проведение расследований различных правонарушений и осуществлять надзор за соблюдением законности, привлекая в этих целях соответствующие службы министерства обороны и видов вооруженных сил. К ним относятся:

– служба расследований министерства обороны США;

– управление уголовных расследований министерства обороны США;

– командование уголовных расследований Сухопутных войск США;

– служба специальных расследований Военно-воздушных сил США;

– командование расследований и контрразведки Военно-морских сил США;

– следственные подразделения военной полиции в видах вооруженных сил.

Подготовка военных юристов ведется в юридических колледжах и на юридических факультетах университетов, где, кроме основного юридического образования, они получают дополнительное образование – военное.

Высшей судебной инстанцией в вооруженных силах США является высший военный апелляционный суд, состоящий из пяти гражданских судей, назначаемых президентом США сроком на 15 лет. Этот суд обладает правами судов штатов США. Его особенность состоит в том, что, занимаясь судебно-правовой деятельностью в отношении организаций и личного состава вооруженных сил, этот суд в то же время не входит в структуру министерства обороны США и не подчинен ему.

Кассационный суд вида вооруженных сил состоит из трех или большего числа военных или гражданских судей; рассматривает и утверждает решения военных судов низших инстанций.

Главный военный трибунал созывается командиром соединения (дивизия, отдельная бригада, отдельное авиакрыло) и вышестоящими командирами (начальниками). Главный военный трибунал наделен правом применять в отношении военнослужащих все меры наказания, включая смертную казнь. Заседания проводятся в составе военного судьи, адвокатов и пяти или более членов суда.

Специальный военный трибунал созывается командиром бригады. Данный трибунал рассматривает правонарушения, высшей мерой наказания за которые может быть определено тюремное заключение сроком до шести месяцев или увольнение из вооруженных сил. Заседания проводятся в составе судьи, адвокатов и трех членов суда.

Дисциплинарный суд может проводиться командирами от батальона и выше.

Великобритания. В вооруженных силах этого государства создана стройная система органов военно-юридической службы. Общее руководство военно-юридической службой осуществляет генеральный прокурор, который является главным консультантом министра обороны по всем правовым и законодательным вопросам. В соответствии с занимаемой должностью он имеет ранг государственного чиновника 3-го класса, что соответствует воинскому званию «генерал-лейтенант». Генеральный прокурор координирует и направляет работу военно-юридических органов Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морских сил, контролирует выполнение законов, касающихся вооруженных сил.

В аппарат генерального прокурора входят 15 высококвалифицированных гражданских юристов.

В каждом из видов вооруженных сил Великобритании имеется военно-юридическая служба, возглавляемая главным прокурором вида вооруженных сил (ранг соответствует воинскому званию генерал-майора): в Сухопутных войсках – военно-юридическое управление главного управления генерал-адъютанта (около 60 человек); в Военно-воздушных силах – военно-юридическая служба главного управления личного состава штаба Военно-воздушных сил (около 40 человек); в Военно-морских силах – военно-юридическая служба главного управления личного состава штаба Военно-морских сил (около 30 человек).

Всего в военно-юридических органах вооруженных сил Великобритании на различных должностях проходят службу около 150 офицеров-юристов (примерно один на 1 700 военнослужащих) и более 20 гражданских служащих (большей частью в аппарате генерального прокурора).

Судопроизводство в вооруженных силах Великобритании построено по территориальному принципу и осуществляется в военных трибуналах, создаваемых в военных округах, соединениях и частях. Военно-уголовное расследование преступлений, совершенных военнослужащими, проводят специально назначаемые для этого офицеры. Для рассмотрения конкретных уголовных дел могут создаваться следующие виды военных трибуналов: высший военный трибунал, окружной военный трибунал, военно-полевой трибунал.

Высший военный трибунал является высшим судебным органом вооруженных сил Великобритании. В его состав входят председатель (в звании не ниже полковника) и не менее четырех членов (в звании не ниже капитана). Окружные военные трибуналы созываются по решению командиров всех степеней от командира отдельного батальона и выше и правомочны рассматривать дела лиц рядового и сержантского состава. В состав окружных военных трибуналов включается не менее трех офицеров, имеющих выслугу не менее двух лет, один из которых назначается председателем. Ограничений в их званиях не предусматривается. Присутствие защитника желательно, но не обязательно. Права окружных военных трибуналов по вынесению приговоров ограничены максимальным сроком заключения до двух лет.

Военно-полевые трибуналы могут назначаться командиром соединения (части) регулярных войск в военное время для рассмотрения преступлений, предусмотренных военным законодательством. Трибунал состоит из трех офицеров, один из которых – председатель (в звании не ниже капитана) и имеет право выносить любой приговор военнослужащим, совершившим преступление, вплоть до высшей меры наказания. Однако если в состав военно-полевого трибунала входят два человека, то мера наказания не может превышать двух лет лишения свободы.

Для оказания помощи офицерам, входящим в состав военных трибуналов, может назначаться высококвалифицированный юрист из аппарата генерального прокурора. Он разъясняет членам трибунала правовые вопросы и порядок применения норм права, однако в голосовании по вопросам виновности и наказания участия не принимает.

Функции дознания и проведения следственных действий в вооруженных силах закреплены за военной полицией и имеющимся в ее структуре специальным следственным отделом.

Органы военной полиции Великобритании непосредственно подчинены командирам соответствующих гарнизонов и военно-морских баз. Оперативное руководство их деятельностью осуществляет начальник военной полиции, который подчинен министру обороны через его заместителя.

Франция. В структуру военно-юридических органов вооруженных сил этого государства входят служба военной юстиции, территориальные и войсковые военные трибуналы, военно-дисциплинарные суды, военно-юридическая комиссия при государственном совете и сеть полковых отделений юридической, административной и социальной информации.

Служба военной юстиции включена в центральную администрацию министерства обороны. В ее составе имеются следующие отделы: административный, личного состава, исследований, организационный, юридических отношений. Службе военной юстиции подчинены офицеры – юридические советники при штабах зон обороны, военных округов Сухопутных войск и жандармерии, военно-воздушных и военно-морских округов. Общая численность сотрудников с юридическим образованием (без учета административно-технического персонала) составляет около 200 человек, в том числе около 150 офицеров.

До 1982 г. военно-юридические органы вооруженных сил Франции включали постоянные военные трибуналы. В 1982 г. осуществлена реформа военно-юридической системы, в соответствии с которой в мирное время на территории Франции были упразднены постоянные военные трибуналы и введен принцип общего процессуального и уголовного права для воинских преступлений и правонарушений. Деятельность военных трибуналов сохранена только для военного времени, а в мирное время они действуют лишь во французских войсках, дислоцированных вне территории Франции.

Особенностью судебной процедуры по воинским преступлениям и правонарушениям является то, что принятие к судопроизводству дел военнослужащих может быть санкционировано только прокурором Республики после обязательного согласования с министром обороны или командующим зоной обороны.

Военный дисциплинарный суд имеется во всех воинских частях, его члены (пять человек) назначаются командиром части. Военный дисциплинарный суд является консультативным органом при командире части, который после консультаций принимает окончательное решение о применении дисциплинарного взыскания в отношении военнослужащего и передаче его дел в судебные органы. Кроме того, суд имеет право рассматривать жалобы военнослужащих, поданные в соответствии с установленным порядком.

Военно-юридическая комиссия при государственном совете создана в соответствии с Законом о всеобщей национальной повинности. Единственной задачей комиссии является рассмотрение дел гражданских лиц, уклонившихся от исполнения повинности и уже понесших за это уголовное наказание в виде лишения свободы. Комиссия, заседания которой проводятся один раз в месяц, определяет, в какой форме и какой продолжительности лицо, отбывшее наказание, обязано исполнить национальную повинность.

С 1984 г. во всех частях Сухопутных войск, а также на авиационных и морских базах существуют отделения юридической, административной и социальной информации. Они комплектуются гражданскими специалистами или унтер-офицерами, имеющими юридическое образование. Деятельность юридических консультантов курируется офицером – советником командира части по работе с личным составом, а также офицером – юридическим советником штаба зоны обороны (военного района, военно-воздушного и военно-морского округа). Ведение расследования правонарушений, совершенных военнослужащими, в их компетенцию не входит. Эти задачи возложены на следственные бригады военной жандармерии, выполняющие в отношении военнослужащих функции военной полиции.

Германия. Высшим военно-юридическим органом бундесвера является отдел служебных, правовых вопросов, судопроизводства и военно-церковной службы. Организационно он входит в состав управления военно-административного и права министерства обороны. Отделу подчинены по специальным вопросам военные суды и военные трибуналы (судебные палаты), юридические советники при штабах объединений, соединений и других учреждений, а также преподаватели юриспруденции военных учебных заведений. Всего в вооруженных силах ФРГ имеется около 200 юристов, при этом 60 из них – гражданские служащие. Общее соотношение числа юристов к численности вооруженных сил (280 тыс. человек) составляет примерно 1: 1400. При этом, в соединениях и органах управления вооруженными силами (от дивизионного звена и выше) работают в качестве личных консультантов командующих или командиров по вопросам служебного права в общей сложности 113 юрисконсультов.

В училищах и академиях вооруженных сил имеются 44 должности преподавателя юриспруденции (гражданские лица). Преподаваемый ими предмет охватывает такие сферы, как государственное, военное и международное право.

К военным судам относятся: федеральный административный суд, состоящий из двух высших военно-дисциплинарных судов, и военно-дисциплинарные суды первой инстанции.

Высшие военно-дисциплинарные суды федерального административного суда (сфера компетенции федерального министра юстиции) выступают в качестве высшей апелляционной инстанции в отношении решений дисциплинарных судов первой инстанции при рассмотрении дел о нарушении дисциплинарного устава. В некоторых случаях они также рассматривают жалобы и заявления военнослужащих, поданные в соответствии с требованиями дисциплинарного устава и Положения о порядке рассмотрения жалоб и заявлений. Свои решения они выносят в следующем составе: трое профессиональных судей (гражданские лица) и двое судей на общественных началах (военнослужащие). Судьи в высшие военно-дисциплинарные суды назначаются федеральным министром юстиции.

В интересах объективности рассмотрения дел и соблюдения законности при каждом суде министром обороны назначаются советники по юридическим вопросам. Советники в ходе следствия представляют командование бундесвера и сторону обвиняемого военнослужащего. В федеральном административном суде такой советник представляет лично министра обороны и работает в его интересах.

Военно-дисциплинарные суды первой инстанции учреждены на основании ст. 96 Конституции ФРГ как независимые суды. В их компетенцию входит рассмотрение жалоб и заявлений, поданных в соответствии с требованиями дисциплинарного устава и других правовых актов. Одновременно они действуют и как служебные суды по дисциплинарному производству в отношении военнослужащих. Они также принимают решения по заявлениям на опротестование результатов выборов и на отзыв доверенных лиц военнослужащих согласно Закону о выборах доверенных лиц военнослужащих.

Военно-дисциплинарные суды первой инстанции передают рассмотрение принципиально важных дел в федеральный административный суд.

Рассмотрение споров военнослужащих по административным или социальным вопросам находится в компетенции соответственно административных или социальных судов. Они состоят из председателя и необходимого количества судей.

Военные трибуналы (судебные палаты) являются низшей судебной инстанцией. Они существуют при дивизионных и им равных командованиях. В их состав входят председатель – профессиональный судья (гражданское лицо) и двое военных судей, выполняющих свои функции на общественных началах и обладающих равным с председателем правом голоса.

В дисциплинарных судах первой инстанции государственные служащие, облеченные судебными правами, исполняют функцию военных прокуроров по административно-дисциплинарным вопросам. Они представляют органы, возбуждающие дела о дисциплинарной ответственности (командные органы начиная от дивизионного звена), выносят обвинительный приговор в отношении военнослужащих на основе положений законов и уставов о дисциплинарной ответственности в дисциплинарных судах первой инстанции и приводят в исполнение выносимые военно-дисциплинарными судами решения. Функции военных прокуроров по административно-дисциплинарным вопросам, сравнимые с функциями гражданских прокуроров, исполняют юрисконсульты органов, возбуждающих дела о дисциплинарной ответственности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте структуру и предназначение военно-юридических органов вооруженных сил США.

2. Дайте характеристику военно-судебной системы США.

3. Раскройте особенности военно-юридических органов ФРГ.


[1] Изложенные целевые ориентиры военного строительства в Российской Федерации приведены по: Арбатов А.Г., Дворкин В.З. Новая военная реформа России. М., 2011.

* Авторы – В.М. Корякин, А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев.

[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 17; Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 22.

[3] Военная администрация: в 8 т. Т. 1. М., 1997. С. 90.

[4] Согласно п. 32 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, это состояние Вооруженных Сил именуется новым обликом.

[5] Золотарев В.А. Военная безопасность Государства Российского. М., 2001. С. 23.

[6] См. подробнее: Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004; Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: учеб. М., 2005.

[7] Авторы учебного пособия «Советское военно-административное право» такие нормы называют уполномочивающими. По их мнению, в условиях боевой обстановки уполномочивающие нормы приобретают большое значение, хотя по-прежнему преобладают нормы императивные. В бою действиям командиров должна быть предоставлена значительно большая самостоятельность (Советское военно-административное право: учеб. пособие / под ред. С.С. Студеникина. М., 1945. С. 10).

[8] Романов П.И. Управление Вооруженными Силами СССР. М., 1954. С. 21 – 22.

[9] Штейн фон Л. Военный быт как часть науки о государстве / пер. А. Эртеля. СПб., 1875. С. 19.

[10] См. подробнее: Фатеев К.В. Оперативное право и военные проблемы права безопасности как направления дальнейших исследований комплексной отрасли военного права // Рос. военно-правовой сб. 2007. № 9. С. 200 – 204.

[11] К таким ученым относится, в частности, профессор П.И. Романов (Военная администрация: учеб. М., 1980. С. 11).

[12] Лобко П.Л. Записки военной администрации для военных и юнкерских училищ. СПб., 1908. С. 5.

[13] Лузанов П. Конспект лекций по военно-административным законам. СПб., 1887. С. 1 – 15.

[14] Добровольский А.М. Военно-административное право: лекции, читанные в 1913 – 1914 гг. СПб., 1914. С. 1 – 87.

[15] Военная энциклопедия. Т. 1. СПб., 1911. С. 150 – 153.

[16] Постановление Совета Военно-юридической академии «О задачах профессорско-преподавательского состава по ликвидации ошибок и извращений в научно-исследовательской и учебной работе по вопросам уголовного, судебного и административного права и недостатков в разработке вопросов советского военного законодательства» (М., 1954).

* Авторы – В.М. Корякин, А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев.

[17] Колесниченко О. Армия будущего: Эксперты РАН и Центра Карнеги о демократизации и трансформации Вооруженных Сил // Независимое военное обозрение. 2011. № 31.

[18] Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.

[19] Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность: очерк теории. М., 1976; Голиков С.Н. Социалистическая законность – конституционный принцип советского военного управления (правовое исследование по опыту управления воинской частью): дис. … канд. юрид. наук. М., 1981; Побежимов И.Ф. Единоначалие, воинская дисциплина и законность в Советской Армии (опыт правового исследования): дис.... д-ра юрид. наук. М., 1955; Савенков А.Н. Актуальные проблемы конституционной законности в Вооруженных Силах Российской Федерации и роль прокуратуры в их решении: дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002 и др.

[20] Указ Президента Российской Федерации «Вопросы деятельности военных советов» от 5 августа 2002 г. № 846.

* Авторы – В.М. Корякин, А.В. Кудашкин.

[21] Например, связь – телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты и др.; медицина – дезинфектор, оператор дезинсекционных установок, инструктор-дезинфектор, фельдшер, фармацевт, зубной врач, зубной техник, рентгенолаборант и др.

[22] Шлыков В. Военная реформа – планы или благие намерения? // Отечественные записки. 2002. № 8.

[23] Военная политика и военное строительство. Доклад Совета по внешней и оборонной политике от 2 апреля 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: www.svop.ru/live/materials.

[24] Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2008. С. 95.

[25] Во Франции и некоторых других странах Европы: форма воинской повинности, допускающая замену призываемого другим лицом или денежный откуп от призыва. С 60-х гг. 19 в. конскрипция заменена всеобщей воинской повинностью (Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2009. С. 386).

[26] Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

[27] Такая возможность предусмотрена ст. 15 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, согласно которой иностранные граждане вправе быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований на основании действующего законодательства.

[28] Утверждено постановлением Минтрудсоцразвития России от 21 августа 1998 г. № 37.

[29] Рос. газ. 2011. 20 мая; 14 авг.

[30] Приказ министра обороны Российской Федерации «О Перечне должностей военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых военнослужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» от 29 августа 2009 г. № 920дсп.

[31] Возраст определяется по состоянию на 1 августа года приема в вуз.

[32] К числу таких оснований увольнения относятся: лишение военнослужащего воинского звания; вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно; вступление в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; невыполнение военнослужащим условий контракта; вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности.

[33] Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ размер стипендии составляет 1 100 руб. в месяц.

* Авторы – В.М. Корякин, А.В. Кудашкин.

[34] Под юридическими фактами понимаются обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

[35] Добровольский А.М. Военно-административные законы. Военная служба. СПб., 1905. С. 108 – 109.

[36] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в ст. 49 устанавливает предельный возраст пребывания на военной службе: для Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала – 60 лет; для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала – 55 лет; для полковника, капитана 1 ранга – 50 лет; для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, – 45 лет. Предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих женского пола составляет 45 лет. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

[37] Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ.

[38] Более подробно социальные права военнослужащих будут рассмотрены в гл. IX настоящего учебника.

[39] Устав Международного военного трибунала, подписанный в Лондоне 8 августа 1945 г. Т. 82. Нюрнберг, 1945. С. 278 – 310.

[40] Обер М. Вопрос о приказах старших войсковых начальников и ответственности командиров / Международный комитет Красного Креста. [Б. м.], 1997. С. 15.

[41] Вопросы юридической ответственности военнослужащих рассматриваются в гл. V настоящего учебника.

[42] К числу таких оснований увольнения с военной службы относятся: истечение срока контракта; состояние здоровья; организационно-штатные мероприятия; существенное и (или) систематическое нарушение в отношении военнослужащего условий контракта; семейные обстоятельства; наделение военнослужащего полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначение его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избрание (назначение) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; избрание военнослужащего депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществление указанных полномочий на постоянной основе.

[43] Безвозмездный – бесплатный, неоплачиваемый (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 36).

* Автор – Е.А. Глухов.

[44] Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 276.

[45] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. М., 2004.

[46] Выдающийся итальянский правовед и общественный деятель Ч. Беккариа писал: «Следует применять только такое наказание, которое производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника» (Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 244).

[47] Криминология / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2005. С. 392.

[48] Беккариа Ч. Указ. соч. С. 308 – 309.

[49] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004.

[50] Административное право: учеб. / под ред. Л.Л. Попова. М., 2005.

[51] Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2011 г. № 208-АД11-1.

[52] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.).

[53] Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9.

[54] Далее в настоящем параграфе для краткости и ясности изложения, если не оговорено особо под военнослужащими будут пониматься также и граждане, проходящие военные сборы.

[55] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 г. № 212-В10-4.

[56] Разбирательство не следует отождествлять с административным служебным расследованием, проведение которого назначается только командиром воинской части и поручается только офицерам, а срок его проведения может составлять до двух месяцев.

[57] Пункт 3 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

[58] Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учеб. М., 2008.

[59] Под воинскими частями в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих» понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования.

[60] Гусейнова Н.Ч., Титов А.В., Тюрин А.И. Комментарий к Федеральному закону «О материальной ответственности военнослужащих» (постатейный). М., 2010.

[61] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2011 г. № 201-В10-40

* Автор – С.Н. Шарапов.

* Автор – С.С. Харитонов.

[62] Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 164.

[63] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 3. М., 1995. С. 218.

[64] Соблюсти – исполнить в точности, строго (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 642).

[65] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. М., 2004. С. 201.

[66] Корякин В.М. Усмотрение в деятельности командира // Право в Вооруженных Силах. 2007. № 1.

[67] Юридическая энциклопедия. С. 345 – 346.

[68] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 209.

[69] Ожегов С.И. Указ. соч. С. 251, 322.

[70] См., напр.: Административное право Российской Федерации: учеб. / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 435 – 436; Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учеб. М., 1998. С. 366.

[71] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 4. М., 1999. С. 161.

[72] Разрешить – исследуя, найти правильный ответ; найти решение чего-нибудь, устранить, разъяснить, рассудить (Ожегов С.И. Указ. соч. С. 567).

[73] Более подробно о порядке осуществления контроля за хозяйственной деятельностью воинской части см. гл. VIII настоящего издания.

[74] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С. 431.

[75] Осипова М.М. Гражданский контроль в военной сфере // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке: материалы второй науч.-практ. конф., 10 – 11 декабря 2002 г. М., 2003. С. 377.

[76] Цымбаренко И.Б. Судебная защита прав военнослужащих Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 10.

[77] Цит. по: Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. М., 1994. С. 1.

[78] Настольная книга военного прокурора: пособие / под. общ. ред. С.Н. Фридинского. М., 2012. С. 39.

* Автор – В.М. Корякин.

[79] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 640.

[80] Военное право: учеб. пособие / под общ. ред. А.Г. Горного. М., 1977. С. 105.

[81] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 5. М., 2001. С. 35.

[82] Под материальными средствами подразумевается различная продукция материального производства (все виды вооружения, боевой и другой техники, ракеты, боеприпасы, топливо, горючее, продовольствие, вещевое, культурно-просветительное, инженерное, химическое, медицинское и иное имущество, материалы, специальные жидкости и т. п.), используемая для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.

[83] Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 г. № 589.

[84] Государственный оборонный заказ – правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ).

[85] Синерги́я (от греч. συνεργία synergos – (syn) вместе; (ergos) действующий, действие), т. е. суммирующий эффект; взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

[86] Апальков Ю. Полевой аутсорсинг // Красная звезда. 2010. 22 июня; Владыкин О. И в поле хочется комфорта // Независимое военное обозрение. 2010. 2 июля.

[87] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С. 463.

[88] Состав учебно-материальной базы высших военно-учебных заведений установлен приказом министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 80.

[89] Под движением материальных средств понимаются их прием, отпуск (выдача), передача (сдача) и списание с учета.

[90] Военное право: учеб. С. 455.

[91] Военное право: учеб. С. 476.

[92] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2002. С. 113.

[93] Военный энциклопедический словарь. М., 1983. С. 109.

[94] Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды база для начисления страховых взносов составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2012 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № 974).

[95] Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е., по существу, он является сборщиком, а покупатель – плательщиком косвенного налога.

[96] Добавленная стоимость – это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (т. е. выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.).

[97] Военное право: учеб. С. 485.

[98] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» от 17 февраля 2000 г. № 135.

[99] Военное право: учеб. С. 487.

* Автор – В.М. Корякин.

[100] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 7. М., 2003. С. 6.

[101] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 2. М., 1994. С. 82.

[102] Военно-юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М., 2008. С. 148.

[103] Согласно ЖК РФ малоимущими граждан признают органы местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Установление порядка определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

[104] Основаниями увольнения в данном случае должны быть: достижение предельного возраста пребывания на военной службе; в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; по семейным обстоятельствам.

[105] В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими составляет: в городах Москве и Санкт-Петербурге – 15 000 руб.; в других городах и районных центрах – 3 600 руб.; в прочих населенных пунктах – 2 700 руб. Если совместно с военнослужащим проживают три и более членов семьи, то указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 %.

[106] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 3. М., 1995. С. 55.

[107] Денежное довольствие и социальное обеспечение военнослужащих: учеб. Ярославль, 2003. С. 26.

[108] Корякин В.М. Новая система денежных выплат военнослужащим и лицам, проходившим военную службу (комментарий к федеральным законам от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ и от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ). М., 2012.

[109] Каждой воинской должности соответствует определенный тарифный разряд. Всего действующая в настоящее время тарифная сетка включает 50 тарифных разрядов: 1 – 5-й разряды – солдаты, матросы, сержанты и старшины; 6 – 9-й разряды – прапорщики и мичманы; 10 – 50-й разряды – офицеры.

[110] Нахождение в распоряжении – это период прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (п. 4 ст. 42) устанавливает следующие случаи прохождения военной службы не на воинских должностях: 1) нахождение в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев;

нахождение в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более шести месяцев;

нахождение в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.

[111] Единовременное пособие не выплачивается военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при увольнении с военной службы по следующим основаниям: 1) в связи с лишением военнослужащего воинского звания; 2) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; 3) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно; 4) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования; 5) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; 6) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений; 7) в связи с невыполнением условий контракта; 8) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска; 9) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности; 10) как не выдержавшего испытание; 11) в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

[112] Кроме увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться.

[113] Членами семьи военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), имеющими право на получение указанного единовременного пособия, считаются: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в зарегистрированном браке с ним; 2) родители военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы); 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

[114] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 5. М., 2001. С. 66.

[115] Там же. С. 63.

[116] Крылов Н.Л., Мамонтов М.В., Фатеев К.В. Юридический справочник по вопросам медицинского обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2003. С. 9.

[117] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004. С. 286.

[118] Приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 18 июня 2011 г. № 800.

[119] Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 7. М., 2003. С. 369.

[120] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. № 6-П.

[121] Под службой в правоохранительных органах подразумевается служба в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

[122] Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

[123] Размер социальной пенсии определен в размере 2 562 руб. в месяц (подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). При этом, предусмотрено проведение ее ежегодной индексации. С учетом индексации размер социальной пенсии составляет: с 1 апреля 2010 г. – 2 787 руб.; с 1 июня 2010 г. – 2 882 руб.; с 1 апреля 2011 г. – 3 178 руб.

[124] Кормилец – тот, кто кормит, дает пропитание кому-нибудь (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 254).

[125] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П.

[126] Части 8 – 11 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отельных выплат».

* Автор – В.В. Калашников.

[127] Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное министром обороны Российской Федерации 8 августа 2001 г.

[128] Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М., 2007. С. 7 – 8.

[129] Репрессалии (старолат. repressaliae, от лат. reprehendere – сдерживать, останавливать) – в международном праве правомерные принудительные меры политического и экономического характера, которые применяются одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства.

[130] Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. – международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Приняты в г. Женеве 12 августа 1949 г.

[131] Гаагские конвенции приняты в Гааге в 1899 и 1907 гг. на 1-й и 2-й мирных конференциях о законах и обычаях войны.

[132] Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта принята в Гааге 14 мая 1954 г.

[133] Римский статут Международного уголовного суда – это международный договор, учредивший Международный уголовный суд. Принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 г. Россия подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., но до настоящего времени не ратифицировала.

[134] Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: моногр. М., 2009. С. 240.

[135] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 11. М., 1955. С. 165 – 172.

[136] Lex specialis derogat generali (лат. «специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон») – общий принцип права, восходящий к римскому праву. Суть этого принципа сводится к тому, что в случае конкуренции норм общего (generalis) и специального (specialis) характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам.

[137] Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002. С. 63.

* Автор – В.А. Михалев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: