Технико-тактические одинарные упражнения со взаимопомощью

Глава III. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Методические указания

Независимо от разряда занимающихся все боевые приемы до овладения структурой движения изучаются на мишенях и чучелах с вмонтированными в них клинка­ми, так как болевые ощущения от неправильно постав­ленных уколов, ударов не позволяют многократно выпол­нять их во взаимодействии с партнером, лишенным спе­циальных защитных средств тренера.

Использование подсобных снарядов проходит в течение всего времени занятий фехтованием, однако если в уроке 1-й группы эти упражнения главные, то при работе со старшими разрядами они применяются как средство спе­циальной разминки в подготовительной части урока.

Естественно, что ни одна из форм, методов, методи­ческих приемов, как бы совершенна она ни была, не является всеобъемлющей и исчерпывающей для подготовки спортсмена. Однако такое положение неприемлемо в практике занятий, когда тренер, оставляя без внимания педагогический процесс становления и совершенствова­ния всей группы, работает с одним учеником над прие­мом, который он может освоить в групповом уроке.

Расположение учеников в зале должно обеспечивать безопасность, свободу их действий и обозримость учеб­ного процесса со стороны тренера.

Изучение начальной школы фехтования, пока спорт­смен не овладеет интеллектуальной игрой с глубоким проникновением в замыслы противника средствами так­тики и соответствующими боевыми действиями, выпол­няемыми с правильной техникой и оптимальной скорос­тью, — процесс необходимый, длительный и, по правде говоря, даже с использованием всех предлагаемых форм обучения, довольно монотонный. Он ведет к большому отсеву занимающихся, если не использовать в 1-й группе такие эмоционально насыщенные средства подготовки, как соревнования и специальные подвижные игры.

Игры — эмоциональная деятельность, представляю­щая большую ценность как средство формирования фехтовальщика. В играх решающее значение приобре­тает личная инициатива, умение использовать свои ка­чества и моторные возможности.

Высокий эмоциональный накал, постоянно меняющая­ся ситуация в игре почти исключает возможность прог­раммировать индивидуальную нагрузку занимающихся по величине и направленности — обстоятельство, предъ­являющее повышенную требовательность к педагогиче­скому мастерству тренера.

Из перечня подвижных игр мы рекомендуем игры для развития скоростно-силовых качеств нижних конечнос­тей, быстроты и ловкости (Л. В. Былеева, Н. М. Коротков. Подвижные игры. М.: ФиС, 1982.).

Игры для развития скоростных качеств. Перемена мест. Рывок за мячом. Наступление. Встречная эстафета. Старт с преследованием. Собери флажки. Убегай — до­гоняй. Круговая эстафета по беговой дорожке. Русская лапта.

Игры для развития скоростно-силовых качеств. Чел­нок. Удочка. Эстафета с палками и прыжками. Скакуны. В дальнюю зону. Перемена мест прыжками. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Пятнашки с бегом и прыжками. Кто выше. В дальнюю зону.

Игры на ловкость. Салки с прыжками. Эстафета с прыжками чехардой. Конь-козел. С берега на берег. Уп­рямые козлики. Четыре мяча. Через маты. Бег — пресле­дование с препятствиями. Мини-футбол, баскетбол по упрощенным правилам.

Специальные игры. Меткий укол. Сабли, рапиры, шпаги. Поменяйся рапирой. Бой султанчиков. Скакуны. Увернись от мяча.

Во всех видах игр там, где это возможно, перемеще­ния играющих должны быть на основе фехтовальных приемов (передвижения, выпады, флеши и т.п.).

Фехтование как вид спорта относится к числу единоборств с активным противодействующим противни­ком. Поэтому обучение и совершенствование в парах орга­низационно и методически являются основной формой организации занимающихся в уроке.

Упражнения с партнером требуют развернутого фех­товального мышления и позволяют перейти от изучения приема в формах — без партнера и на подсобных снаря­дах — к использованию его в качестве боевого действия.

Упражнения со взаимопомощью применяются на всех этапах обучения. Как следует из названия, они предполагают изучение и совершенствование опреде­ленного действия, причем партнеры на первых порах содействуют друг другу в выполнении конкретного зада­ния, а не противоборствуют взаимным планам, как это имеет место в других видах парных упражнений.

Тренер вначале показывает и тактически обосновы­вает изучаемое действие, затем уточняет детали техники выполнения его обоими партнерами. Получив общее представление, занимающиеся выполняют действие само­стоятельно: если движение сложно и не похоже на пре­дыдущие — сначала по частям, затем в целом, добиваясь выполнения его в боевом темпе.

Один из партнеров выполняет роль атакующего, дру­гой — защищающегося и предпринимающего ответные действия (рипосты, контратаки). Таким образом, сам ме­тод предусматривает изучение занимающимися противо­положных боевых действий.

Упражнения могут проводиться в тройках, когда один, не участвуя в упражнении, наблюдает за действиями партнеров, делая им товарищеские замечания по ходу. Например (вид оружия шпага), задача обучить уколу с переводом, закрепить 4-ю защиту и ответ прямо, ранее выполняемые в одношереножном строю и на мише­нях. И. п. — дистанция ближняя, 6-е соединение, владеет 1-й номер.

Тренер делает указание: «Поочередно выполнять укол с переводом в 4, 1, 2-й секторы поражаемой поверхности, в ногу».

1-е номера: бездействуют, позволяют наносить уколы. Проверяют конечное положение оружия. 2-е номера: колют плавно, медленно, через показ укола, добиваясь, чтобы собственный перевод был за локтем 1-го номера.

Меняются ролями после 8—10 попыток, убыстряя темп в конце.

2-е номера: то же упражнение с шагом вперед. 1-е номера: вначале с шагом назад, затем на месте, закры­ваются 4-й защитой и отвечают прямо: вначале расчле­няя, затем соединяя защиту и ответ в одно целое, остав­ляя оружие в оппозиции.

И. п. то же, дистанция средняя. 2-е номера колют с выпадом самостоятельно, показывая перед выпадом укол с переводом, затем выполняют как целостное движение. Внимание на отсутствие замаха при переводе. 1-е номера бездействуют, принимая укол. 2-е номера действуют по командам тренера: «Показать перевод!», «Остаться на выпаде!», «Коли!» — выполняют действие. Пауза. «Закройсь!» 1-е номера. Защищаются 4-й защитой, в паузу от­вечают прямо. По команде «Закройсь!» восстанавливают и. п. Упражнение выполняется более быстро и слитно.

Затем повторяют упражнение из 8-го соединения.

По мере усвоения структуры приема вводятся усложне­ния в виде выбора момента для начала атаки: на шаг вперед свободно маневрирующего противника, на его вызов — приглашение, на попытку войти или поменять сое­динение и т. п.

Здесь и далее дается только типологическая схема изучения боевого действия безотносительно его сложности и даже принадлежности к виду оружия, имея в виду, что тренер-специалист, зная специфику своего вида, су­меет в рамки, установленные каждой формой организа­ции занимающихся, методом и методическим приемом по­местить материалы фехтовальных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: