Глава III. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Методические указания
Независимо от разряда занимающихся все боевые приемы до овладения структурой движения изучаются на мишенях и чучелах с вмонтированными в них клинками, так как болевые ощущения от неправильно поставленных уколов, ударов не позволяют многократно выполнять их во взаимодействии с партнером, лишенным специальных защитных средств тренера.
Использование подсобных снарядов проходит в течение всего времени занятий фехтованием, однако если в уроке 1-й группы эти упражнения главные, то при работе со старшими разрядами они применяются как средство специальной разминки в подготовительной части урока.
Естественно, что ни одна из форм, методов, методических приемов, как бы совершенна она ни была, не является всеобъемлющей и исчерпывающей для подготовки спортсмена. Однако такое положение неприемлемо в практике занятий, когда тренер, оставляя без внимания педагогический процесс становления и совершенствования всей группы, работает с одним учеником над приемом, который он может освоить в групповом уроке.
|
|
Расположение учеников в зале должно обеспечивать безопасность, свободу их действий и обозримость учебного процесса со стороны тренера.
Изучение начальной школы фехтования, пока спортсмен не овладеет интеллектуальной игрой с глубоким проникновением в замыслы противника средствами тактики и соответствующими боевыми действиями, выполняемыми с правильной техникой и оптимальной скоростью, — процесс необходимый, длительный и, по правде говоря, даже с использованием всех предлагаемых форм обучения, довольно монотонный. Он ведет к большому отсеву занимающихся, если не использовать в 1-й группе такие эмоционально насыщенные средства подготовки, как соревнования и специальные подвижные игры.
Игры — эмоциональная деятельность, представляющая большую ценность как средство формирования фехтовальщика. В играх решающее значение приобретает личная инициатива, умение использовать свои качества и моторные возможности.
Высокий эмоциональный накал, постоянно меняющаяся ситуация в игре почти исключает возможность программировать индивидуальную нагрузку занимающихся по величине и направленности — обстоятельство, предъявляющее повышенную требовательность к педагогическому мастерству тренера.
Из перечня подвижных игр мы рекомендуем игры для развития скоростно-силовых качеств нижних конечностей, быстроты и ловкости (Л. В. Былеева, Н. М. Коротков. Подвижные игры. М.: ФиС, 1982.).
|
|
Игры для развития скоростных качеств. Перемена мест. Рывок за мячом. Наступление. Встречная эстафета. Старт с преследованием. Собери флажки. Убегай — догоняй. Круговая эстафета по беговой дорожке. Русская лапта.
Игры для развития скоростно-силовых качеств. Челнок. Удочка. Эстафета с палками и прыжками. Скакуны. В дальнюю зону. Перемена мест прыжками. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Пятнашки с бегом и прыжками. Кто выше. В дальнюю зону.
Игры на ловкость. Салки с прыжками. Эстафета с прыжками чехардой. Конь-козел. С берега на берег. Упрямые козлики. Четыре мяча. Через маты. Бег — преследование с препятствиями. Мини-футбол, баскетбол по упрощенным правилам.
Специальные игры. Меткий укол. Сабли, рапиры, шпаги. Поменяйся рапирой. Бой султанчиков. Скакуны. Увернись от мяча.
Во всех видах игр там, где это возможно, перемещения играющих должны быть на основе фехтовальных приемов (передвижения, выпады, флеши и т.п.).
Фехтование как вид спорта относится к числу единоборств с активным противодействующим противником. Поэтому обучение и совершенствование в парах организационно и методически являются основной формой организации занимающихся в уроке.
Упражнения с партнером требуют развернутого фехтовального мышления и позволяют перейти от изучения приема в формах — без партнера и на подсобных снарядах — к использованию его в качестве боевого действия.
Упражнения со взаимопомощью применяются на всех этапах обучения. Как следует из названия, они предполагают изучение и совершенствование определенного действия, причем партнеры на первых порах содействуют друг другу в выполнении конкретного задания, а не противоборствуют взаимным планам, как это имеет место в других видах парных упражнений.
Тренер вначале показывает и тактически обосновывает изучаемое действие, затем уточняет детали техники выполнения его обоими партнерами. Получив общее представление, занимающиеся выполняют действие самостоятельно: если движение сложно и не похоже на предыдущие — сначала по частям, затем в целом, добиваясь выполнения его в боевом темпе.
Один из партнеров выполняет роль атакующего, другой — защищающегося и предпринимающего ответные действия (рипосты, контратаки). Таким образом, сам метод предусматривает изучение занимающимися противоположных боевых действий.
Упражнения могут проводиться в тройках, когда один, не участвуя в упражнении, наблюдает за действиями партнеров, делая им товарищеские замечания по ходу. Например (вид оружия шпага), задача обучить уколу с переводом, закрепить 4-ю защиту и ответ прямо, ранее выполняемые в одношереножном строю и на мишенях. И. п. — дистанция ближняя, 6-е соединение, владеет 1-й номер.
Тренер делает указание: «Поочередно выполнять укол с переводом в 4, 1, 2-й секторы поражаемой поверхности, в ногу».
1-е номера: бездействуют, позволяют наносить уколы. Проверяют конечное положение оружия. 2-е номера: колют плавно, медленно, через показ укола, добиваясь, чтобы собственный перевод был за локтем 1-го номера.
Меняются ролями после 8—10 попыток, убыстряя темп в конце.
2-е номера: то же упражнение с шагом вперед. 1-е номера: вначале с шагом назад, затем на месте, закрываются 4-й защитой и отвечают прямо: вначале расчленяя, затем соединяя защиту и ответ в одно целое, оставляя оружие в оппозиции.
И. п. то же, дистанция средняя. 2-е номера колют с выпадом самостоятельно, показывая перед выпадом укол с переводом, затем выполняют как целостное движение. Внимание на отсутствие замаха при переводе. 1-е номера бездействуют, принимая укол. 2-е номера действуют по командам тренера: «Показать перевод!», «Остаться на выпаде!», «Коли!» — выполняют действие. Пауза. «Закройсь!» 1-е номера. Защищаются 4-й защитой, в паузу отвечают прямо. По команде «Закройсь!» восстанавливают и. п. Упражнение выполняется более быстро и слитно.
|
|
Затем повторяют упражнение из 8-го соединения.
По мере усвоения структуры приема вводятся усложнения в виде выбора момента для начала атаки: на шаг вперед свободно маневрирующего противника, на его вызов — приглашение, на попытку войти или поменять соединение и т. п.
Здесь и далее дается только типологическая схема изучения боевого действия безотносительно его сложности и даже принадлежности к виду оружия, имея в виду, что тренер-специалист, зная специфику своего вида, сумеет в рамки, установленные каждой формой организации занимающихся, методом и методическим приемом поместить материалы фехтовальных действий.