double arrow

Коносамент

Основные термины

Продолжая тему особенностей морских перевозок и их влияния на «эффективную» стоимость, нельзя не обратить внимание на терминологию, используемую в документах, сопровождающих грузы и оформляемых в процессе перевозки.

В прошлом номере журнал «Мир климата» начал публикацию цикла статей, посвященных «практической логистике» — применению логистических подходов с целью оптимизации работы логистических подразделений компании.

Документы, оформляемые при осуществлении морских перевозок, такие как коносамент, тарифы, коммерческие предложения морских линий, счета за доставку, уведомления о прибытии грузов, содержат массу специфических терминов, о которых необходимо знать участнику ВЭД.

Bill of Lading, B/L (коносамент) — морская накладная на перевозку груза, аналог договора перевозки.

Shipper — отправитель груза.

Consignee — получатель груза. Обычно это компания — покупатель товара, участник ВЭД. Редко получателем является экспедитор.

Notify party — сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Обычно это экспедитор или другой представитель получателя в порту. Представитель получателя должен иметь доверенность на право распоряжения грузом в порту.

Freight (фрахт) — плата за перевозку груза.

Loading — погрузка.

Discharging — выгрузка.

Документ, содержащий условия договора морской перевозки, называется коносамент (от французского connaissement). Он выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством приема груза и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент является товарораспорядительным документом, предоставляющим держателю коносамента право распоряжения грузом.

В коносамент должны быть включены следующие данные:

· наименование перевозчика и место его нахождения;

· наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

· наименование отправителя и место его нахождения;

· наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

· наименование получателя, если он указан отправителем;

· наименование груза, необходимые для идентификации груза основные маркировки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

· внешнее состояние груза и его упаковки;

· фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

· время и место выдачи коносамента;

· число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;

· подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

В обязанности сотрудника логистической службы компании — участника ВЭД должна входить тщательная проверка содержания коносамента на предмет правильности указания наименований, количества и веса товара, наименований и адресов отправителя, получателя и notify party. Это позволит избежать возможных задержек груза в порту прибытия и недоразумений при таможенном оформлении.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов. Выдача груза в порту прибытия осуществляется при предъявлении получателем или его представителем оригинального экземпляра коносамента. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

С момента оформления коносамента перевозчик несет ответственность перед отправителем за утрату или возможную порчу груза, а также за сроки доставки груза в порт прибытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: