Содержание
Предисловие. 1
1. Что нам обещает социология. 4
2. «Высокая теория». 17
3. Абстрактный эмпиризм.. 31
4. Типы практицизма. 46
5. Бюрократический дух. 60
6. Философии науки. 70
7. Человеческое многообразие. 77
8. О пользе истории. 83
9. Разум и свобода. 95
10. О политике. 101
Об интеллектуальном творчестве. 111
Выражение признательности. 128
Именной указатель. 129
В XIII веке происходит дифференциация различных многоголосных жанров:
1. клаузула;
2. кондукт;
3. мотет.
1. Первоначально клаузула представляла собой расширенный дискантовый раздел органума, который мог исполняться отдельно. Однако клаузула больше, чем дискантовый раздел. Клаузула могла «вставляться» внутрь органума, могла и заменять его. В клаузуле большая часть григорианского хорала звучала одноголосно, и только одно слово с соответствующим мелизматическим распевом получало многоголосное оформление.
В клаузулах происходит стабилизация формообразующих музыкальных принципов:
1. повторение мелодического фрагмента хорала в vox principalis (в органальных голосах повторения нет);
|
|
2. клаузулы – это композиции от одного до четырёх голосов с большим разнообразием приёмов мотивного развития.
Внутри жанра клаузулы закрепляется принцип повторения мелодического фрагмента в теноре. Данный принцип затем будет использоваться в мотете.
Нормы контрапункта в клаузуле те же, что и в органуме.
2. Расцвет кондукта приходится на ту же эпоху. Кондукты – это сочинения с латинским текстом, в основном, духовного содержания (но возможно и светское содержание). Это пышные, значительные произведения.
Условия исполнения кондукта:
• в церкви во время богослужения;
• при дворе (светские).
«Происхождение» тенора:
1) свободная переработка фразы григорианского хорала;
2) заимствованные мелодии;
3) переработанные мелодии из светских бытовых песен;
4) мелодии, соединяющие в себе черты различных первоисточников;
5) свободно сочинённые мелодии (данная возможность для кондукта является дискуссионной для учёных).
Важная особенность кондукта – способ организации тенора, который очень часто несёт в своей структуре следы песенных форм (как в гимнах, секвенциях, многих светских песнях).
Кондукты – это двух—четырёхголосные композиции. Соотношение голосов регулируется через модусную ритмику. Преобладает contrapunctus simplex (простой контрапункт, «нота против ноты»). Основа вертикали – перфектные созвучия, параллелизм совершенных консонансов, но много терций и секст.
Виды кондуктов:
1. простые кондукты: силлабическое сложение – на один слог приходится один звук, строение соответствует строению текста, нередка структура aa bb cc dd и т. д.
|
|
2. кондукты cum caude (лат. «с хвостом») – пышные, праздничные, включают в себя мелизматические разделы. По характеру фактуры близки органумам. Местоположение мелизматических разделов – на первом и предпоследнем слогах каждой строфы текста.
3. Мотет (от фр. «mot» – «слово»). Постепенно мотет превратился в один из ведущих жанров не только в XIII, но и в последующие века. Генезис названия жанра указывает на то, что главную содержательную роль начинает играть текст. Определение мотета (Тинкторис, XV в.): «Сочинение среднего размера, слова которого могут быть всякого содержания, но чаще – духовного».
Композиционно-стилистические признаки мотета:
1. Почти обязательное трёхголосие. Функции голосов строго закреплены. Названия: нижний – тенор (заимствованная мелодия), средний – мотетус (голос с текстом), верхний – триплум. В теноре проводится фраза из григорианского хорала, как правило, небольшого размера, которая неоднократно (минимум 2—3 раза) повторяется. Данная фраза разрабатывалась с использованием модусов и ордо. Мотетус и триплум – свободно сочинённые мелодии.
2. Отсутствует та вертикальная координация голосов, какая была в органуме. Голоса сочинялись мелодически.
3. Ритм – главное связующее звено между голосами.
4. Нормы контрапунктирования – такие же, как в органуме.
5. Возможность сочетания не только различных мелодий, но и разных текстов (разнотекстовые, или политекстовые мотеты).
6. Для истории бытования мотета XIII века наиболее показательна техника контрафактуры (пересочинение, переизложение). Существовали переходные явления: клаузул-мотеты, кондукт-мотеты.
7. Текст в теноре не пелся, чаще исполнялся на инструменте.