Многоголосие в малых жанрах XIII века

Содержание

Предисловие. 1

1. Что нам обещает социология. 4

2. «Высокая теория». 17

3. Абстрактный эмпиризм.. 31

4. Типы практицизма. 46

5. Бюрократический дух. 60

6. Философии науки. 70

7. Человеческое многообразие. 77

8. О пользе истории. 83

9. Разум и свобода. 95

10. О политике. 101

Об интеллектуальном творчестве. 111

Выражение признательности. 128

Именной указатель. 129

В XIII веке происходит дифференциация различных многоголосных жанров:

1. клаузула;

2. кондукт;

3. мотет.

1. Первоначально клаузула представляла собой расширенный дискантовый раздел органума, который мог исполняться отдельно. Однако клаузула больше, чем дискантовый раздел. Клаузула могла «вставляться» внутрь органума, могла и заменять его. В клаузуле большая часть григорианского хорала звучала одноголосно, и только одно слово с соответствующим мелизматическим распевом получало многоголосное оформление.

В клаузулах происходит стабилизация формообразующих музыкальных принципов:

1. повторение мелодического фрагмента хорала в vox principalis (в органальных голосах повторения нет);

2. клаузулы – это композиции от одного до четырёх голосов с большим разнообразием приёмов мотивного развития.

Внутри жанра клаузулы закрепляется принцип повторения мелодического фрагмента в теноре. Данный принцип затем будет использоваться в мотете.

Нормы контрапункта в клаузуле те же, что и в органуме.

2. Расцвет кондукта приходится на ту же эпоху. Кондукты – это сочинения с латинским текстом, в основном, духовного содержания (но возможно и светское содержание). Это пышные, значительные произведения.

Условия исполнения кондукта:

• в церкви во время богослужения;

• при дворе (светские).

«Происхождение» тенора:

1) свободная переработка фразы григорианского хорала;

2) заимствованные мелодии;

3) переработанные мелодии из светских бытовых песен;

4) мелодии, соединяющие в себе черты различных первоисточников;

5) свободно сочинённые мелодии (данная возможность для кондукта является дискуссионной для учёных).

Важная особенность кондукта – способ организации тенора, который очень часто несёт в своей структуре следы песенных форм (как в гимнах, секвенциях, многих светских песнях).

Кондукты – это двух—четырёхголосные композиции. Соотношение голосов регулируется через модусную ритмику. Преобладает contrapunctus simplex (простой контрапункт, «нота против ноты»). Основа вертикали – перфектные созвучия, параллелизм совершенных консонансов, но много терций и секст.

Виды кондуктов:

1. простые кондукты: силлабическое сложение – на один слог приходится один звук, строение соответствует строению текста, нередка структура aa bb cc dd и т. д.

2. кондукты cum caude (лат. «с хвостом») – пышные, праздничные, включают в себя мелизматические разделы. По характеру фактуры близки органумам. Местоположение мелизматических разделов – на первом и предпоследнем слогах каждой строфы текста.

3. Мотет (от фр. «mot» – «слово»). Постепенно мотет превратился в один из ведущих жанров не только в XIII, но и в последующие века. Генезис названия жанра указывает на то, что главную содержательную роль начинает играть текст. Определение мотета (Тинкторис, XV в.): «Сочинение среднего размера, слова которого могут быть всякого содержания, но чаще – духовного».

Композиционно-стилистические признаки мотета:

1. Почти обязательное трёхголосие. Функции голосов строго закреплены. Названия: нижний – тенор (заимствованная мелодия), средний – мотетус (голос с текстом), верхний – триплум. В теноре проводится фраза из григорианского хорала, как правило, небольшого размера, которая неоднократно (минимум 2—3 раза) повторяется. Данная фраза разрабатывалась с использованием модусов и ордо. Мотетус и триплум – свободно сочинённые мелодии.

2. Отсутствует та вертикальная координация голосов, какая была в органуме. Голоса сочинялись мелодически.

3. Ритм – главное связующее звено между голосами.

4. Нормы контрапунктирования – такие же, как в органуме.

5. Возможность сочетания не только различных мелодий, но и разных текстов (разнотекстовые, или политекстовые мотеты).

6. Для истории бытования мотета XIII века наиболее показательна техника контрафактуры (пересочинение, переизложение). Существовали переходные явления: клаузул-мотеты, кондукт-мотеты.

7. Текст в теноре не пелся, чаще исполнялся на инструменте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: