Вариант 2
Вариант 1
Безусловное уважение клиента
Эмпатия в консультировании
Позитивное значение эмпатического понимания для результатов консультирования лучше всего подтверждено эмпирически. Этого значения не оспаривают представители всех ориентаций.
Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и психотерапии. Она включает идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей.
Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой аффективный и когнитивный навык — аффективный, поскольку позволяет консультанту идентифицировать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязывает консультанта устанавливать события, вызывающие соответствующие чувства
Под понятием "безусловное уважение" имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. Последователи С. Rogers используют еще термин "безусловное позитивное отношение", которое отождествляется с эмоциональной теплотой и заботой — сложнейшими и противоречивыми составляющими терапевтического климата.
С. Rogers (1957) предлагает следующее определение: "Безусловное позитивное отношение" — это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает никаких условий типа: "ты мне понравишься, если будешь таким-то", исключается также установка на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные — зрелые, но и негативные — отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью".
1) Укажите площадь материка с Океанией:
a) 9 тыс. кв. км
b) 19 млн. кв. км
c) 9 млн. кв. км
2) Крайняя южная точка материка Австралии – это мыс:
a) Южный
b) Юго – Восточный
c) Байрон
3) Самый большой полуостров материка:
a) Аравийский
b) Арнем – Ленд
c) Кейпт - Йорк
4) Какие заливы омывают берега материка:
a) Большой Австралийский и Карпентария
b) Бенгальский, Большой Австралийский
c) Карпентария. Гвинейский
5) Высшей точкой материка является гора:
a) Аконкагуа
b) Косцюшко
c) Кука
6) Кто из русских путешественников жил и работал в Австралии:
a) Семенов Тян–Шанский
b) Пржевальский
c) Миклухо–Маклай
7) Каково происхождение островов Новая Зеландия, Новая Гвинея?
a) материковое
b) тектоническое
c) вулканическое
8) Что такое «атолл»:
a) скопление раковин
b) группа островов
c) кораллы, находящиеся по краям подводного вулкана
9) Самая крупная река Австралии:
a) Дарлинг
b) Виктория
c) Муррей
Тест «Австралия и Антарктида»
1) Материк Австралия омывается морями:
a) Коралловым, Тасмановым, Тиморским
b) Коралловым, Южно – Китайским, Филиппинским
c) Тасмановым, Арафурским, Красным
2) Крайняя северная точка материка Австралии – это мыс:
a) Йорк
b) Юго – Восточный
c) Байрон
3) Самый большой остров материка:
a) Мелвилл
b) Тасмания
c) Эйр
4) Большую часть Австралии занимает климатический пояс:
a) Субэкваториальный
b) Тропический
c) Субтропический
5) Где расположен Большой водораздельный хребет:
a) на западе материка
b) на востоке
c) на юге материка
6) Кто из знаменитых мореплавателей открыл восточное побережье Австралии:
a) Дж. Кук
b) А. Тасман
c) Миклухо–Маклай
7) Остров Новая Гвинея расположен от Австралии к:
a) Северу
b) Югу
c) Востоку
8) Большая часть рек материка относится к бассейну:
a) Индийского океана
b) Атлантического
c) Тихого океана
9) Самое крупное озеро Австралии:
a) Макай
b) Виктория
c) Эйр
10) Укажите растительность, характерную для Австралии:
a) секвойя, лиственница, папоротник
b) пальма, акация, пихта
c) эвкалипт, травяное и бутылочное дерево
11) Столица Австралийского Союза:
a) Сидней
b) Канберра
c) Мельбурн
12) Указать площадь Антарктиды с шельфовыми ледниками:
a) 12,5 млн. кв. км
b) 41 млн. кв. км
c) 14 млн.кв. км
13) В каком году был открыт материк Антарктида:
a) 1820
b) 1911
c) 1818
14) Вулкан, расположенный в Антарктиде:
a) Котопахи
b) Гекла
c) Эребус
15) Средняя высота Антарктиды:
a) 200 м
b) 2000 м
c) 20000 м
16) Найдите обитателей Антарктиды:
a) олень, медведь, волк, заяц, котик
b) морж, тюлень, олень, белый медведь
c) пингвин, котик, тюлень, буревестник, поморник
10) Уникальность органического мира Австралии объясняется тем, что она:
a) самый маленький из материков
b) самый сухой
c) давно отделился от других материков и располагается изолированно
11) Коренное население материка:
a) англичане – аборигены
b) европейцы – аборигены
c) австралийцы - аборигены
12) Указать площадь Антарктиды без шельфовых ледников:
a) 12,5млн. кв. км
b) 41 млн. кв. км
c) 14 млн.кв. км
13) Кем был открыт материк Антарктида:
a) Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым
b) Дж. Куком
c) Амундсеном и Р. Скоттом
14) Антарктида имеет лишь один полуостров:
a) Арктический
b) Полярный
c) Антарктический
15) Высшая точка Антарктиды – массив Винсон с отметкой:
a) 3390 м
b) 5140 м
c) 2550 м
16) Найдите птиц, обитающих на берегах Антарктиды:
a) сова, гага, гусь, гуменник
b) куропатка, колибри, клест
c) буревестник, поморник, чайка
Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа А до психологического климата типа В определите ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля.
Оценки:3 - свойство проявляется в группе всегда;
2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ п/п | Свойства психологического климата А | Оценка | Свойства психологического климата В |
Преобладает бодрое жизнерадостное настроение | Преобладает подавленное настроение | ||
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | Конфликтность в отношениях, антипатии | ||
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание | Группировки конфликтуют между собой | ||
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | ||
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы | Успех или неудача товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство | ||
С уважением относятся к мнению других | Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей | ||
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные | Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов | ||
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного» | В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения | ||
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство | К похвалам и поощрениям группы относится равнодушно | ||
Группа активна, полна энергии | Группа инертна, пассивна | ||
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность | ||
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту | Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым | ||
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |