Задание для самостоятельной работы
Учебно-методические материалы для изучения темы №3: «Современные взгляды на происхождение Вселенной, Солнечной системы и планет».
Задание для самостоятельной работы
Учебно-методические материалы для изучения темы №2: «Земля в космическом пространстве».
Учебно-методические материалы для изучения темы №1: «Введение».
При изучении данной темы учащимся следует использовать учебники по геологии для высших учебных заведений (см. графу 4, таблицы 4), где в разделе общие сведения обычно рассматриваются следующие аспекты:
- место дисциплины в системе наук о Земле;
- основные этапы развития геологии;
- роль российских и зарубежных учёных в развитии геологической науки;
- круг вопросов, решаемых геологией;
- иерархия объектов, изучением которых занимается геология;
-основные родственные и пограничные дисциплины.
Задание для самостоятельной работы:
1. Приобрести или получить в библиотеке учебники по геологии для высших учебных заведений, задачник-практикум и атлас схематических геологических и бланковых карт по общей геологии, а также методические указания к контрольным работам.
|
|
2.Завести общие тетради (для лекций, семинарских занятий и для конспектирования тем самостоятельной работы).
3.Получить на кафедре Учебно-методический комплекс по дисциплине Геология.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
1.Основные этапы развития геологии.
2.Роль российских и зарубежных учёных в развитии геологической науки.
3. Родственные и пограничные дисциплины.
4. Геологические и физические методы исследований.
5. Теоретическая и практическая геология.
6. Значение геологии в жизни современного общества.
7. Экологическая роль геологии. Геология и человек.
Дополнительная литература:
1. Геологический словарь. Т. 1,2. / Отв. редактор акад. К.Н. Паффенгольц. – М.: Изд-во Недра, 1973. – 942 с.
2. Жуков, М.М. Основы геологии. / М.М. Жуков, В.И. Славин, Н.Н. Дунаева. – М.:, 1970.
При подборе материалов для изучения данной темы следует обратить внимание на следующие основные аспекты:
- представления о масштабах Вселенной;
- строение и размеры Галактики Млечного Пути;
- положение Солнечной системы в нашей Галактике;
- химический состав космических объектов (звёзд, туманностей, планет).
Рекомендуемые литературные источники указаны в графе 4 таблицы 4.
Законспектировать в тетради из рекомендуемых источников основные разделы темы и наиболее употребляемые термины.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На практических (семинарских) занятиях обсудить тему № 2 и ответить на такие контрольные вопросы, как:
|
|
1. Что собой представляет Вселенная?
2. Из чего состоит Галактика Млечного Пути?
3. Где располагается Солнечная система и каков её состав?
4. Основные характеристики звёзд. Диаграмма «спектр-светимость» Герцшпрунга-Рессела.
5. Какова внутренняя структура Солнца?
Дополнительная литература:
1. Базилевский, А.Г. Новые данные о строении планет, полученные с помощью космических аппаратов. / А.Г. Базилевский. Энциклопедия «Современное естествознание». Т.9 – М.:, 2000.
2. Витязев, А.В. Современные представления о происхождении Солнечной системы. / А.В. Витязев. Энциклопедия «Современное естествознание». Т.9 – М.:, 2000.
3. Витязев, А.В. Планеты земной группы. Происхождение и ранняя история. / А.В. Витязев, Г.В. Печерникова, В.С. Сафронов. – М.:,1990.
4. Очерки сравнительной планетологии. – М.:, 1981.
5. Физика космоса. / Малая энциклопедия. – М.:,1986.
Три вышеперечисленные лекционные темы намечаются к прочтению в первые четыре недели учебного процесса и завершаются двумя контрольными работами, для успешного выполнения которых студентам потребуется как лекционный материал, так и знания, полученные на практических занятиях и при самостоятельном изучении рекомендованной литературы.
Особое внимание при выполнении самостоятельного задания следует обратить на следующие разделы темы:
1. Гипотеза Большого Взрыва.
2. Закон Хаббла.
3. Химический состав Вселенной.
4. Происхождение Солнечной системы. Распределение вращательного момента в Солнечной системе. Зависимость времени от гравитации.
5. Отличия планет земной групп от внешних планет.
6. Спутники планет, астероиды, кометы и метеориты.
7. Основные гипотезы возникновения спутника Земли – Луны.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
Для обсуждения на практические занятия (семинары) будут вынесены следующие вопросы:
1. Что такое Большой Взрыв?
2.Факты, подтверждающие гипотезу расширяющейся Вселенной.
3. Что такое гравитационное красное смещение?
4. Каково строение и происхождение Солнечной системы?
5. Солнечная энергия. Солнечные вспышки и циклы солнечной активности.
6. Каково будущее Солнца?
7. Какие планеты входят в состав земной группы и каково их строение?
8. Каково строение планет внешней группы?
9. Какие существуют малые космические тела?
10. Каково строение комет, астероидов и метеоритов?
11. Каково строение спутника Земли – Луны?
12. Основные гипотезы происхождения Земли и других космических тел.
Как уже отмечалось, по завершении темы № 3, студенты обязаны будут выполнить две контрольные работы. Содержание индивидуального задания по контрольной работе преподаватель выдает каждому учащемуся во время практических занятиий на третьей и четвертой неделе учебного процесса. Через неделю контрольная работа сдается в готовом и оформленном виде на проверку преподавателю.
Помимо лекционного материала, составления конспектов по рекомендованной литературе, дополнительную информацию по изучаемой теме студенты могут получить также из следующих литературных изданий:
Дополнительная литература:
1. Браун, Д. Недоступная Земля. / Д. Браун, А. Массет. Пер. с англ. – М.: Мир, 1984.
2. Войткевич, Г.В. Основы теории происхождения Земли. / Г.В. Браун. – М.:, 1988.
3. Магницкий, В.А. Внутреннее строение и физика Земли. / В.А. Магницкий. – М.:, 1965
4. Рингвуд. А.Е. Состав и происхождение Земли. / А.Е. Рингвуд. – М.:, 1981.
5. Сорохтин, О.Г. Развитие Земли. / О.Г. Сорохтин, С.А. Ушаков. – М.: МГУ,2002.
Лекции по рассматриваемой теме читаются на пятой неделе первого семестра. На лекциях будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Аккреция Земли и других планет земной группы.
2. Длительность процесса аккреции планет.
3. Источники энергии начального разогрева холодной и гомогенной Земли.
|
|
4. Ранние периоды в истории развития Земли: лунная стадия, возникновение атмосферы и гидросферы, образование овоидов (нуклеарная стадия) и пангранитизация.
5. Время окончательного формирования первичной континентальной коры.
6. Сравнение среднего состава земной коры, изверженных пород и тектитов.