Дополнительная литература
Задание для самостоятельной работы
Учебно-методические материалы для изучения темы №5: «Форма и размеры Земли».
Задание для самостоятельной работы
Во время самостоятельной проработки литературных источников, студентам предлагается выяснить следующие моменты:
1. Как планеты сформировались из протосолнечного диска?
2. Образование нашей планеты произошло до или после рассеяния Солнечной туманности?
3. Каков был механизм формирования протопланетного вещества?
4. Химия и минералогия образующихся планет.
5. Модели химического фракционирования вещества ранней Земли.
Вопросы для обсуждения на семинарах:
1. Какой была наша планета в начале своей геологической истории, т.е. в так называемой «точке геологического нуля»?
2. Какие важнейшие источники сведений имеются о первоначальном составе Земли?
3. Была ли аккреция в масштабе планет однородной (гомогенной) с последующим развитием слоев или же расслоение возникло непосредственно в результате процессов неоднородной (гетерогенной) аккреции?
|
|
4. Почему наиболее ранний период истории Земли носит название лунная стадия?
На семинарах предусматривается провести контрольный опрос студентов с целью определения степени усвоения пройденного материала.
Материал при составлении лекций заимствовался из литературных источников [2,7], Глава 1; [11], Глава 3 и [12], Часть II.
Фигура Земли образовалась под совместным действием гравитационных и центробежных сил. Равнодействующая этих сил называется силой тяжести, она выражается в ускорении, которое приобретает каждое тело у поверхности Земли. Под воздействием силы тяжести Земля принимает форму эллипсоида или сфероида. Реальная же поверхность более сложная. Наиболее близкой к форме Земли является своеобразная фигура, получившая название геоида (дословно – землеподобный). В связи с этим рассмотрим в данной теме такие вопросы, как форма и размеры Земли, масса, объём, средняя плотность, ускорение силы тяжести на полюсе и экваторе, площадь поверхности суши и Мирового океана.
В ходе самостоятельной работы учащимся предлагается проработать дополнительный материал, для того чтобы ответить на два следующих вопроса:
1. Почему вращаются Земля и другие планеты?
2. Почему сохраняется момент количества движения вращающегося объекта?
3. Как изменяется ускорение силы тяжести в направлении от поверхности Земли к её центру?
Вопросы для обсуждения на семинарах:
На семинарских занятиях шестой недели проводится устный опрос и проверка конспектов для самостоятельной работы. При устном опросе студенты должны быть готовы ответить на следующие вопросы:
|
|
1. Как определяли размеры и форму Земли в древности?
2. Почему часы на экваторе идут медленнее?
3. Какова степень сжатия земного шара у полюсов?
4. Каковы форма и размеры Земли?
При подготовке к семинарам недостающие сведения учащиеся могут почерпнуть в нижеследующей дополнительной литературе:
1. Проблемы планетарной геологии. / Под ред. Д.В. Наливкина и Н.В. Тупицина. – М.:,Госгеолтехиздат, 1963.
Внутренние и внешние оболочки – это составные части нашей планеты. В связи с этим данным разделам отводится самое большое время – шесть недель учебного процесса. В отведенное время намечается осветить следующие темы:
Оболочки твердой Земли.
1. Источники сведений о внутреннем строении Земли. Продольные, поперечные и поверхностные сейсмические волны.
2. Изменение термодинамических параметров с глубиной.
3. Модель современной Земли по сейсмическим данным.
4. Земная кора.
5. Мантия. Три варианта модельного состава мантии.
6. Фазовые переходы в мантии.
7. Астеносфера.
8. Представления о самой мощной оболочке Земли - нижней мантии (слой Д).
9. Особенности раздела Д1 (граница Гутенберга). Поведение скоростей сейсмических волн (Р- и S-волн) в слое Д1.
10. Ядро Земли. Химическая природа границы мантии и ядра. Изменение всех параметров на глубине 2891км.
11. Представления о составе внешнего и внутреннего ядра. Основные различия между ними.