ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ. СИСТЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В либеральной идеологии (Кант, Милль, Новгородцев), а также в анархизме интересы личности и государства противопоставляются. В тоталитаристских идеологиях (Гегель), в солидаризме (Дюги), в немецком национал-социализме, итальянском фашизме, русском коммунизме интересы личности поглощаются общественными и гос. интересами. Личность рассматривается не в качестве цели правопорядка, а в качестве средства для достижения коллективного блага – блага нации, государства, класса, народа. Марксизм понимал свободу как осознанную необходимость. Противоречие между интересами личности и государства характерно для эксплуататорского государства. После победы коммунизма государство отмирает и противоречия между интересами личности и общества исчезают. Развитие всех является условием развития каждого.
Идея прав человека возникла в рамках либеральной идеологии и бурное развитие получила в эпоху буржуазных революций. Первоначально речь шла о естественных правах человека, происходящих от естественного стремления людей к счастью (личная свобода и право собственности). Позднее система прав человека и гражданина была дополнена политическими правами (свобода слова, свобода ассоциаций, избирательные права).
|
|
Таким образом, первоначально декларировались лишь так называемые «формальные права»
Ценность прав человека наиболее ярко осознается после осознания существа тоталитаризма после победы союзников во Второй мировой войне. В 1948 г.
Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всеобщую декларацию прав человека, где признаются не только формальные, но и социально-экономические права. Система прав человека и гражданина в России включает 3 блока прав:
1) личные права и свободы: 1) право на жизнь.
2) на свободу и неприкосновенность личности (включая неприкосновенность частной жизни и жилища, тайну переписки и иных сообщений уголовно-процессуальные гарантии личной свободы), 3) свободу передвижения и выбора места жительства, 4) свободу совести и вероисповедания, свободу слова;
2) политические права и свободы: 1) свобода печати и информации, 2) право на объединения, 3) право на манифестации, 4) право участвовать в управлении делами государства (в том числе избирательные права, право петиций, право на доступ к государственной службе);
3) социальные, экономические и культурные права: 1) право частной собственности, экономическая свобода, 2) на труд и на охрану труда, 3) социальные права (право на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья)
4) культурные права (право на образование, свободу творчества, на участие в культурной жизни).
|
|
В конституционном праве РФ принято различать права человека (т. е. права каждого, напр., все личные права) и права гражданина (т. е. права, которые принадлежат только гражданам РФ, напр. избирательные).
Государство, право, экономика – социальные институты. Вопрос об их взаимодействии обычно ставится в двух аспектах: 1) в аспекте первичности, т. е. об определяющем влиянии одного из этих факторов на другие; 2) в аспекте роли государства в регулировании экономики.
В марксистском учении производственные отношения рассматриваются в качестве базиса, а государство и право – в качестве элементов надстройки, т. е. экономика первична по отношению к государству и праву в каждой конкретной социально-экономической формации. Вместе с тем в учении о производственных отношениях марксизм исходит из того, что в основе производственных отношений лежит право собственности на средства производства, т. е. право все-таки влияет на производственные отношения. Однако изначально важнейшее значение имеют орудия и средства производства, прежде всего уровень развития орудий труда. Если бы развитие орудий труда не привело к появлению излишков результатов труда, то классовое неравенство, государство и право вовсе не возникли бы.
Если говорить о роли государства в управлении экономикой, то тут существует множество теорий от умеренных до радикальных. Наиболее радикальная либеральная теория – монетаризм – исходит из принципа наименьшего воздействия государства на экономику. Государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества. Государственные расходы должны соответствовать доходам и быть минимальными. Экономика развивается самостоятельно под воздействием рыночных факторов Наиболее радикальной государственнической теорией является теория, реализованная в СССР, где все народное хозяйство было превращено в одно гигантское предприятие, которое управлялось административными распорядительными способами.
Существуют промежуточные между двумя упомянутыми радикальными теориями. Напр., кейнсианство (наиболее известное в связи с «Новым курсом» американского президента Рузвельта 30-х годов) исходит из того, что государство должно активно вмешиваться в экономику с целью предотвращения кризисов. Основной способ воздействия – насильственное перераспределение национального богатства в пользу широких слоев населения с целью создания платежеспособного спроса, установление высокой минимальной зарплаты, организация общественных работ, жесткий контроль банковской ставки, повышение налогов, стабильность банковской системы и желательная умеренная инфляция (чтобы побудить население покупать товары).