Политический режим

ФЕДЕРАЦИЯ

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО И КОНФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

Форма правления – это организация верховной власти гос-ва, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов гос-ва между собой. Основные формы правления – монархия и республика. Чрезвычайные формы правления – военная, революционная и иные виды диктатуры, которые в отличие от монархии основаны не на праве, а на силе.

В монархии глава гос-ва (монарх) занимает престол на праве престолонаследия, обладает полной неприкосновенностью личности, как политической так и юридической безответственностью. В большинстве случаев монарх один и никем не избирается, в некоторых арабских монархиях избирается членами правящей династии из числа ее членов В федерациях может быть несколько монархов, напр. в ОАЭ. Английская королева Елизавета II, напротив, является королевой не только Соединенного Королевства, но и, напр., Канады, Австралии.

В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена, кроме естественного права (если монарх признает такие права за своими подданными) Сегодня абсолютные монархии существуют в некоторых африканских и арабских странах (Саудовская Аравия).

Сословно-представительная монархия существовала до абсолютизма и постепенно трансформировалась в абсолютную. Ее специфика в том что монарх привлекал к управлению гос-вом сословно-представительные (совещательные) органы Некоторые современные абсолютные монархии, напр. Ватикан, Саудовская Аравия, являются теократическими, т. е. глава гос-ва является и главой церкви.

В конституционной монархии (дуалистической или парламентарной) власть монарха ограничена писаной или неписаной конституцией в пользу органов народного представительства. При этом в дуалистической монархии правительство формируется и подотчетно монарху, а не парламенту, который имеет лишь ограниченные законодательные функции и утверждает бюджет.

Наиболее распространенной является парламентарная монархия (Великобритания, Испания Нидерланды, Бельгия). Монарх «царствует, но не правит». Правительство формируется партией, победившей на выборах в парламент, и подотчетно парламенту. Монарх выполняет представительные функции, является символом единства нации, формально подписывает законы и лишь в редких случаях принимает политические решения самостоятельно.

В республике глава гос-ва избирается населением либо представительными органами власти. Президентские (дуалистические) республики – (США, страны Латинской Америки) характеризуются строгим разделением законодательной и исполнительной властей, их взаимной независимостью Правительство формируется президентом, либо роль правительства выполняет администрация президента. Парламент не вправе выразить вотум недоверия правительству и отправить его в отставку. Президент не вправе распустить парламент. Парламент имеет широкие не только законодательные, но и контрольные полномочия. Парламентские комиссии могут вызвать и допросить любое должностное лицо, включая президента. Однако отстранить должностное лицо от должности по политическим соображениям парламент не может. Импичмент применяется строго по правовым, а не по политическим соображениям (напр., в случае совершения президентом преступления, но не в связи с неправильностью его политики).

В парламентарных республиках (ФРГ) правовое положение главы гос-ва сходно с правовым положением монарха в парламентарной монархии – это всего лишь почетная должность с чисто формальными полномочиями. Президент может распустить парламент, но лишь когда он обязан это сделать при наличии формальных оснований, указанных в законе (напр., если парламент не может сформировать правительство), он формально назначает должностных лиц по указанию парламента. Ключевой фигурой является глава правительства. Правительство формируется победившей на парламентских выборах партией или партийной коалицией. Оно несет не только юрид., но и полит, ответственность перед парламентом. В случае утраты правительством доверия перед парламентом (напр., премьер-министр не является уже лидером правящей партии или правящая коалиция распалась) парламент принимает резолюцию о «вотуме недоверия» правительству, отправляет его в отставку и формирует новое правительство.

Смешанные республики (РФ и большинство стран СНГ) характеризуются смешанными полномочиями президента – это полномочия распускать парламент, причем не только по формальным основаниям, а напр., в случае, когда парламент не может договориться с президентом по вопросу о главе и составе правительства; полномочия в сфере исполнительной власти. Президент формирует правительство и руководит его деятельностью. Хотя правительство и несет политическую ответственность перед парламентом, однако это бессмысленно поскольку фактически правительством руководит не премьер-министр, а президент, который политической ответственности перед правительством не несет. Ограничиваются полномочия парламента и в сфере юрид. контроля. Напр., президент не может быть допрошен в парламентской комиссии под угрозой импичмента и уг. ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний, как это делается в США.

Форма гос. устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство гос-ва, соотношение территориальных частей гос-ва и их органов с гос-вом в целом. Основные формы гос. устройства – унитарное гос-во и федерация.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос. образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Иногда унитарное гос-во имеет автономные образования, напр. Италия Испания. Некот. унит. гос-ва сохраняют исторические области со значительной автономией, напр. Соедин. Королевство (Великобритания) состоит из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Признаки унит. гос-ва:

1. Правовое положение террит. образований полностью определяется центральной властью Напр., парламент Соедин. Королевства принимает законы как для страны в целом, так и особые законы для Англии и Уэльса, для Шотландии и для Сев. Ирландии. Статус административно-территориального образования, в том числе и автономного, определяется центральной властью.

2. На территории унит. гос-ва действует одна конституция, единая система законод-ва, одно гражд-во.

3. Составные части унит. гос-ва (области, департаменты, округа, провинции, графства) гос. суверенитетом не обладают.

4. Все внешние сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

5. Гос-во имеет единые вооруженные силы, подчиненные центральной власти.

Конфедерация – это временный юрид. союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения их общих интересов. По существу, это переходная форма от междунар. организации к федерации. Члены конфед. сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. Конфед. не имеет высших органов гос. власти, решения которых были бы обязательны для ее участников, – все обязательные (в силу междунар. права) решения принимаются участниками конфед. на основе консенсуса (т. е. общего согласия). Нет механизма принуждения в отношении участника конфед. Конфед. недолговечны, они распадаются либо превращаются в федерацию: напр., в ходе Войны за независимость против Англии амер. колонии сначала образовали конфед. и лишь затем объединились в федерацию – США. Швейцария до сер. XIX в. считалась конфед., но когда неск. кантонов попытались выйти из ее состава – попытка эта была пресечена с помощью военной силы. Сегодня Швейцария считается федерацией, хотя по-французски и по-итальянски официально именуется «конфедерацией» а по-немецки «клятвенным товариществом».

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Реже федерации образуются из унитарных государств путем децентрализации.

Федерации могут быть национальными, территориальными и смешанными. РФ является смешанной. Наряду с национальными республиками – Татарстаном, Башкортостаном в нее входят практически равноправные с национальными республиками русские области и края. Федерации могут быть децентрализованными, где имеются значительные полномочия, отнесенные к исключительному ведению субъектов федерации (напр., Швейцария) и кооперативными, где центральная власть может законодательствовать практически по любому вопросу, а субъекты федерации регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы на федеральном уровне (напр., ФРГ).

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, земель, республик и т. д.

2. От международных организации федерация отличается наличием высших фед. органов гос власти, решения которых по предметам их ведения обязательны для субъектов федерации.

3. Предметы ведения федерации и ее субъектов обычно разграничены в конституции, что отличает федерацию от унит. гос-ва. Например, Конституция США определяет исключит, компетенцию фед. органов гос. власти. Все остальное относится к ведению штатов. В Конституции РФ определяются исключительная компетенция федерации, предметы совместного ведения а все остальное, напр. органы гос. власти субъекта федерации, отнесено к ведению субъекта.

4. Субъекты федерации имеют свою конституцию, свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы (в России – мировые судьи), свое законодательство.

5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство субъектов федерации.

6. Внешние сношения осуществляют центральные органы, хотя отдельные полномочия в этой сфере могут быть предоставлены субъектам федерации.

7. В федеральном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

8. В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Напр., вооруж. силы Швейцарии состоят из вооруж. сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т. н. «национальная гвардия» которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах).

Политический режим – это совокупность способов и методов фактического осуществления гос власти.

Демократия – это такой режим, который обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и государства. Демократия невозможна без политического плюрализма и, как правило, без разделения властей. Хотя в маленьких государствах, напр. в Швейцарии, разделение властей может быть слабо выражено.

Авторитаризм – устранение широких слоев населения от управления делами общества и государства. При авторитарном режиме не исключается либеральная политика, при условии, что власть имущие привержены либеральным ценностям и обладают высокими нравственными качествами.

Либеральный режим обеспечивает максимальную реализацию прав и свобод человека, прежде всего так называемых формальных прав и свобод, т. е. прав и свобод личных и политических, а также экономической свободы, понимаемой как свобода предпринимательства и свобода труда в смысле недопущения принудительного труда.

Тоталитарный режим характеризуется отрицанием ценности прав и свобод человека. Государство мелочно регламентирует все стороны человеческой жизни. Первичной ценностью объявляются не люди а коллективы: нация, напр. у немецких национал-социалистов, либо государство – у итальянских фашистов, либо рабочий класс, а позже народ – у коммунистов. Человек превращается в тоталитарном государстве из автономной личности, носителя прав и свобод в «винтик» государственного механизма, исполнителя полезных для государства функций Формальные права сводятся к минимуму, ограничивается свобода передвижения и выбора места жительства, труд нередко становится принудительным больше всего страдают политические права и свободы – свобода слова и массовой информации, право на объединение. Оппозиция уничтожается. Образование идеологизируется. Появляется официальная идеология, всякая другая объявляется враждебной и насильственно пресекается.

Тоталитарный режим всегда является и авторитарным, так как особенности этого режима неизбежно ведут к сосредоточению власти в руках узкой группы лиц. Соединение тоталитаризма с демократией возможно только на очень короткое время. По мере наведения порядка на почве тоталитарной идеологии всегда устанавливается не только тоталитарный, но и авторитарный режим.

Иногда наряду с политическим режимом говорят о государственном режиме – составной части политического режима, совокупности способов и методов фактического осуществления власти именно государственными органами (а не общественными объединениями, напр. партиями). Другая точка зрения: государственный режим – это специфика организации власти в парламентарных республиках и монархиях. Тогда различают министериальный режим, напр. в Великобритании, и парламентский режим, напр. в ФРГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: