double arrow

Архитектурно-планировочные особенности


Главными элементами панорам (диорам) являются: зал, живописное полотно, объемный предметный план, смотровая площадка, зонт-рефлектор, освещение.

Панорамный (диорамный) зал. Основная схема панорамного зала в плане - традиционный круг или многоугольник, диорамного зала - полукруг или половина многоугольника (иногда половина эллипса).

Размер зала определяется размерами живописного холста, смотровой площадки, захолстового пространства, глубиной предметного плана, пропускной способностью, схемой движения посетителей и наличием подсобного помещения.

Диаметр панорамного зала от 18 до 42 м, диорамного - от 7 до 20 м. Увеличение диаметра зала влечет за собой увеличение размеров смотровой площадки и, следовательно, пропускной способности. При этом расстояние между зрителями и холстом, определяемое наилучшими условиями видимости (12 - 14 м), не меняется.

Высота зала и его радиус определяются высотой живописной картины. От соотношения между радиусом зала и высотой картины зависят условия видимости. При удалении зрителя от картины на расстояние L, равное высоте H, или отношение 3:4, достигаются наилучшие условия видимости.




В диорамах расстояние наблюдения можно регулировать с помощью ограждения.

Живописное полотно. Панорамность изображения и эффект участия в значительной мере определяются размерами живописного холста.

Сравнение размеров живописного холста приведено в табл. 13.

Таблица 13

Название панорамы и города Дата проекта или строительства, годы Размер холста, м
«Штурм Перекопа» (проект) 1934 - 1935 130×18
«Оборона Севастополя» (Севастополь) 115×14
«Сталинградская битва» (Волгоград) 120×16
«Бородинская битва» (Москва) 115×15
«Битва за Новороссийск. Малая Земля» (проект), (Новороссийск) 1982 - 1983 120×16

Предметный план лимитирует объемные предметы. Как правило, он состоит из рельефного макета местности с расположенными на нем постройками, утварью, оружием и манекенами в натуральную величину или в соответствующем перспективном уменьшении. При его выполнении должна соблюдаться мера условности и реальности. Его нельзя перегружать излишними деталями - наносить надо лишь характерные атрибуты обстановки и местности, находящие свое продолжение на живописном полотне. Некоторые объемы размещаются на предметном плане так, что одна часть их передается в натуре, а другая изображается на полотне.

Закономерность видимости, по В.Л. Петропавловскому, иллюстрирует рис. 17. Зритель находится на смотровой площадке С и рельеф местности СБ предметного плана приподнимается от него к панорамной картине. В силу законов перспективы и психологического стремления человека представить землю горизонтальной, рельеф местности будет казаться ему не приподнятым, а горизонтальным, а предмет АБ на рельефе - больше настоящей величины и гораздо более удаленным от него А1Б1.



При понижении рельефа местности предметного плана в сторону к панорамной картине участок СД также будет казаться горизонтальным, однако в отношении высоты предмета АД будет наблюдаться обратное явление: он будет казаться ближе и меньше А2Д2.

Смотровая площадка. Уровень площадки должен соответствовать высоте горизонта живописной картины за вычетом среднего роста человека (154 см). При этом изображение холмистой местности на картине влечет за собой повышение уровня смотровой площадки.

Диаметр площадки и ее высота зависят от размеров картины. При обычной высоте холста 15 м площадка имеет 14 м в диаметре и располагается на высоте 4 - 5 м от нижней кромки полотна. Вход и выход на смотровую площадку делаются на расстоянии 6 - 8 м от ограждения. Желательно их разделять, чтобы потоки входящих и выходящих посетителей не пересекались. Для удобства осмотра на площадке могут быть 1 - 3 уровня с превышением верхнего над нижним в 60 см. Размеры смотровой площадки должны позволять находиться на ней, не мешая друг другу, расчетному числу посетителей. Перед входом на площадку желательна зона ожидания.



Зонт-рефлектор. Над смотровой площадкой подвешивается зонт-рефлектор, который скрывает от зрителя источники света, верхний край полотна и создает затемнение в зоне наблюдения. Контрастность освещения между картиной и местом расположения зрителя усиливает иллюзию панорамности.

Зонт-рефлектор - пространственная конструкция, обтянутая изнутри, со стороны зонта, темным материалом и снаружи, со стороны рефлектора, - белым, способная опускаться и подниматься для регулировки освещения и пылеуборки. В некоторых панорамах применяется жесткое крепление. В отдельных случаях для усиления отраженного света нижний пояс обтягивается фольгой выше светильников, расположенных по карнизу зонта-рефлектора. Пространство над зонтом-рефлектором используется для замены светильников, и его объем желательно свести к минимуму.

Освещение. Восприятие панорамно-диорамной живописи определяется условиями ее освещения и видимости.

Необходимо освещение, при котором можно не только различать детали на картине и предметном плане, но и воспринимать их цветовую гамму. Нужно избегать отблесков, теней и слепящего света. Этим требованиям лучше всего удовлетворяет рассеянное освещение.

Естественный свет, совмещенный с искусственным, или только искусственный, отражаясь от поверхности рефлектора, рассеивается по картине и предметному плану. Зонт, совмещенный с рефлектором, затемняет смотровую площадку и создает контраст освещенности для иллюзии реального пространства.

При сравнительно небольшой освещенности живописная картина с предметным планом представляется залитой светом, как в натуре.

Цветовая температура света, падающего на холст, рекомендуется 3500 - 4000 К при спектральном составе, близком к естественному, что достигается применением смешанной системы освещения люминесцентными лампами и лампами накаливания. Для общей освещенности зала рекомендуются диффузные светильники с люминесцентными лампами белого света, а также зеркальные лампы накаливания, работающие при фиксированном режиме. Для акцентирования отдельных мест на картине или предметном плане необходима театральная аппаратура с линзовой оптикой. В диорамах применяются светогасители, регулирующие силу света в соответствии с программой. Рекомендуемый уровень освещенности: в верхней части полотна - 400 лк, в нижней - 200 лк, предметного плана ближе к смотровой площадке - 50 лк.

Степень освещенности корректируется в соответствии с замыслом художника регулируемыми светильниками на зонте-рефлекторе.

Ориентировочный состав и площади помещений зданий панорам приведены в табл. 14.

Таблица 14

Помещение Площадь, м2 Дополнительные данные
Входная группа помещений
Вестибюль  
Гардероб  
Кассовый вестибюль  
Киоск для продажи сувениров  
Экскурсбюро  
Пост охраны  
Курительная и санузлы  
Итого  
Экспозиционная часть
Вводный зал  
Аванзал  
Панорамный зал Размер полотна 120×16 м
Заключительный зал  
Итого  
Кинолекционный зал
Фойе Площадь фойе может быть объединена с вестибюлем
Зал на 200 мест с эстрадой, кинопроекционной и радиоузлом  
Комната при эстраде  
Итого  
Помещения для почетных гостей
Вестибюль с гардеробом  
Гостевая с буфетной стойкой  
Комната отдыха  
Санузлы  
Итого  
Административные, рабочие и подсобные помещения
Кабинет директора  
Кабинет заместителя директора по научной работе  
Кабинет заместителя директора по общим вопросам  
Приемная секретаря  
Канцелярия и бухгалтерия  
Массовый сектор  
Кабинеты для научной работы (6×15)  
Кабинет инженера по эксплуатации  
Комната персонала (2×15)  
Библиотека с читальным залом и книге хранилищем  
Итого  
Лаборатории и мастерские
Фотолаборатория  
Реставрационные мастерские  
Столярная мастерская  
Слесарная мастерская  
Итого  
Фондохранилище    
Приемная экспонатов с изолятором  
Помещение хранения (4×60)  
Итого  
Технические помещения   По расчету
Итого 3681 м2  






Сейчас читают про: