СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ
Социальная политика
Роль гос. рег-я экономики в проведении модерниза
М. - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества
Роль через функции: Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности; Поддержание конкуренции на рынках; Перераспределение доходов; Перераспределение ресурсов; Стабилизация экономики страны
Законы, стимулирующ. Модерниз (в разн. сферах): 1. Прямое финансирование проектов; целевые программы: Программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года", Программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"., гос.заказы, сколково, развитие малого предпринимательства
Под социальной политикой понимается комплекс мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой зашиты, созданию социальных гарантий в обществе. Основными направлениями социальной политики, отражающими ее специфику, являются:1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.).3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).5. Социоэкологическая политика.6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя торговая миграция).8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, политика в отношении детей, женщин, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.
Хотя приоритеты в проведении соц. пол-ки принадлежат гос-у, в обеспечении многих жизненных потребностей населения большую роль призвано играть МСУ(местн.самоупр-е). Поскольку задачи МСУ имеют преимущественно обслуживающий характер, усилиями муниципалитетов может эффективно решаться значительная часть соц проблем.
Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной соц. политики.
Муниц-ая соц. пол-ка – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения соц. услугами, на содержания и развитие соц. сферы муниц-го образования.
Главная и конечная цель – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.
Вопросами местного значения, входящие в предмет ведения местного самоуправления и имеющими очевидное соц. содержание являются:
- социальное развитие МО
- Обеспечение соц. поддержки и содействие занятости населения
- Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, решение иных финансовых вопросов местного значения.
- Содержание использования муниц. жилищного фонда и нежилых помещений
- Содержание и развитие муниц. учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования
- Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло, -, водоснабжения и канализации
- Организация утилизации и переработки бытовых отходов
- Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания
- Сохранение памятников истории культуры
- Создание условий для развития физической культуры и спорта
- Организация транспортного облсуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи
- Обеспечение пожарной безопасности и т.д..
Современная соц пол-ка должна строиться с учетом следующих обстоятельств:
- Приоритетность проблем соц защищенности населения в условиях вхождения в рынок;
- Повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении мат, соц-культ и бытовых потребностей населения;
- Формирование нового механизма обоснования и реализации соц. пол-ки.
Структура местной соц. пол-ки должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности соц. пол-ки на совершенствование качества жизни населения, то структура местной соц пол-ки заключается в след направлениях:
- пол-ка повышения уровня жизни населения;
- пол-ка обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения;
- политика формирования здорового образа жизни населения
Необходимо учитывать ряд факторов:
1) гос соц политика
2) региональная соц политика
3) учет финансовых возможностей и существующих соц проблем.
Важнейшим механизмом реализации местной социальной политики является местный социальный бюджет, представляющий собой неотъемлемую часть местного бюджета. Экономическую основу формирования местного социального бюджета должны составлять: муниципальная собственность, местные финансы, имущество находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам МСУ. и т.п.
Социальная защита населения - одно из важнейших направлений соц. пол-ки гос-ва, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и соц. положения всех членов общества.
Право граждан на соц. защиту гарантировано ст 7 конституц.РФ и регламентировано законодательством РФ. Система соц. защиты населения включает в себя: соц. обеспечение, соц. страхование и соц. поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов соц. поддержки населения, негос-ых фондов.
Основные цели соц. защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной эк-ки.
В первоочередном порядке в соц. защите в РФ нуждаются: • граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; • инвалиды, инвалиды ВОВ, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды; • пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС; • вынужденные беженцы и переселенцы; • дети - круглые сироты, дети с девиантным поведением; • малообеспеченные, многодетные семьи, одинокие матери;
Важнейшей составной частью соц. защиты населения является институт органов соц. работы. Основные функции органов соц. защиты: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; соц. обслуживание; медико-соц. экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; соц. помощь семье и детям; подготовка законодательства по соц. защите населения.
Соц. пол-ка в отношении пожилых людей и инвалидов строится на основе след. законодат. актов: констит.РФ, гражданский кодекс, Фед.законе. («Об основах соц. обслуживания населения в РФ», «О соц. обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О ветеранах».)
Соц. пол-ка по отношению к инвалидам включает 3 основных направления: 1) изменение общ. мнения к проблеме инвалидности, 2) создание системы соц. и рационального трудоустройства., 3) создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным реалиям.
ФЗ РФ «О соц. защите инвалидов в РФ» (1995г.)
Соц. защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О доп. гарантиях по соц. защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуются целевые программы фед-ого и регионального уровня, например «Федеральная целевая программа профилактики безнадзорности» и т.п.). Основными направлениями деят-ти органов власти в этой области остаются:
- Создание и обеспечение функционирования Детских домов и домов-интернатов
- Оказание бесплатных медицинских и образовательных услуг, профподготовки
- Обеспечение жильем выпускников образовательных учреждений для детей сирот
- Возмещение опекунам затрат на питание таких детей.
Законом «О гос. соц. помощи» от 17.07.99 N 178-ФЗ. Настоящий ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания гос соц помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Гос. соц. помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов соц. пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;
Соц. пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;
Гос. соц. помощь оказывается в целях: - поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедуш. доход кот. ниже величины прожиточного минимума; - адресного и рационального использования бюджетных средств.
Оказание гос. соц. помощи осуществляется в следующих видах: - денежные выплаты (соц. пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); - нат. помощь (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и др. виды).