Правовые основы гос. прогнозирования и планирования в РФ
Правовая основа гос прогнозирования – ФЗ «О государственном прогнозировании и программах соц.-эк-го развития Р.Ф.»
К нормативным документам, регулирующим вопросы гос. прогнозирования и планирования относятся:
1. Основа – Конституция Рф
2. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных гос. нужд" – определение целей задач и источников финансирования федеральных целевых программ.
3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных гос. нужд" - определяет порядок, сроки и условия реализации и разработки федеральных целевых программ.
4. Бюджетный кодекс РФ – определяет источники финансирования федеральных целевых программ.
Федеральный закон определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения системы гос прогнозов социально-экономического развития, концепций социально-экономического развития, среднесрочных программ социально-экономического развития и индикативных планов социально-экономического развития РФ.
Состоит из 6 статей: 1. Основные понятия 2. Система гос. прогнозов (опр-ет принцип системности) 3. О досроч. прогнозах 4. О среднесроч. прогнозах 5. О краткосроч. прогнозах 6. Заключительные положения.
Гос. прогнозы соц.-эк-го развития - научно обоснованная, сбалансированная система ожидаемых в перспективе показателей соц.-эк-го, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития. Гос. прогнозирование соц.-эк-го развития - деятельность федеральных органов законодательной и исполнительной власти по разработке, утверждению и корректировке гос. прогнозов соц.-эк-го развития, их использованию в управлении развитием экономики.
Концепция СЭР(соц-эк. равит-я) - система стратегических целей и приоритетов СЭР на долгосрочную перспективу, важнейших мер, направленных на их достижение и реализацию.
Правительство обеспечивает разработку гос прогнозов.
Прогнозы соц.-эк-го развития разрабатываются в целом по РФ, по гос-му сектору эк-ки, по межотраслевым комплексам, по отраслям эк-ки и по субъектам.
Прогнозы основываются на системе демографических, экол, научно-технических, внешнеэк-их, соц., а также отраслевых, региональных и др прогнозов.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятного воздействия на развитие эк-ки внутренних и внешних политических, эк-их, научно-технических и других факторов, а также с учетом направлений гос. соц.-эк.ой политики, мер гос. регулирования соц.-эк-их процессов и сроков их реализации.
Прогноз соц.-эк-го развития на долгосрочную перспективу разрабатывается с привлечением Российской академии наук и других научных организаций на двадцать лет, корректируется и продлевается раз в четыре года.
На среднесроч перспективу - 4 года с погодовой разбивкой и ежегодно корректируется.
На краткосрочную перспективу – 1 год с поквартальной разбивкой и служит для обоснования федерального бюджета на, индикативного плана соц.-эк-го развития и плана развития гос. и муниц-ого секторов эк-ки.
Прогнозы соц.-эк-го развития подлежат опубликованию.
Регион – целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Помимо ядра-комплекса в границы региона входит периферия – тяготеющие территории.Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:системообразующая база;системообслуживающий комплекс;экология; население;инфраструктура рынка. Для эффективности регионального управления ученые предлагают использовать следующие основные принципы: децентрализации(принятие решений от центральных органов переходит к агентам рынка. П. ограничивает монополию регионального управления, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений,обеспечивает передачу функций на рег уровень. П.партнерства предполагает уход от жесткой иерархической со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров. П. субсидиарности заключается в выделении фин ресурсов под заранее определенные цели. п мобильности и адаптивности является способность системы рег управления гибко реагир на изменения внеш среды. п. проявляется через пост трансформ. функциональной и организац структур рег управления, позволяющую субъектам управления адаптироваться к меняющимся рыноч условиям.П выделенной компетенции (в отличие от п разграничения функций) состоит в дифференц функций не между сферами рег управления, а внутри них. По этому п осуществляется перераспред функций субъектов фед, рег и мун управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.






