Соотношение общества и государства
В паре взаимосвязанных понятий-феноменов «общество» и «государство» ведущую роль все-таки играет общество. Именно оно изначально порождает государство, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы существования общества.
В наше время государство — это лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает демократический характер такого общества (правовое государство). Принцип преобладания института общества над государственным остается объяснимым и понятным даже тогда, когда речь заходит о политической системе тоталитарного типа.
Вообще, тоталитаризм, как и противоположная ему демократия, социально обусловлен. Историческими предпосылками тоталитаризма являются такие общественные условия, при которых деклассированные, люмпенизированные элементы общества и маргинальные группы готовы объединиться и образовать тем самым социальную базу политического режима. Они готовы принять полное или частичное обобществление или передел собственности в любой форме и даже насилие как одно из политических средств.
Победа либерализма как идеологии свободного рынка в ХХ веке поставила вопрос: «Какой должна быть организационная форма государства?» Так вот, если исходить из того, что государство — это объединение суверенных индивидов, то оно не может быть не чем иным, как корпорацией, которая строится по принципу «снизу вверх», основывает все на открытом и прямом голосовании и является выражением демократии.
Противники либеральной философии — марксисты и консерваторы — усматривали сущность государства в публичной власти, которая стоит над населением, и полагали, что государство не может быть не чем иным, как учреждением, которое строится по принципу «сверху вниз».
Указанные выше две точки зрения представляют собой противоположные полюса. Ознакомление же с существующими в мире примерами государств свидетельствует о том, что государство носит в своем составе как элементы корпорации, так и элементы учреждения. Если при построении государства реализовать только принцип корпорации, то общество неизбежно окажется в состоянии анархии. Государственное же управление, напротив, требует профессионализма, которым рядовые граждане без специальных знаний никогда не обладали.
Таким образом, логично предположить, что государство должно строиться по принципу учреждения либо хотя бы включать его элементы. Если все же государство будет построено лишь по принципу централизованного учреждения, тогда оно лишит своих граждан возможности проявить активность, жестко ограничит их свободу, оставит нереализованными многие из имевшихся у людей идеи.
Вообще, теория государства и права определила ряд взаимосвязанных факторов, которые непосредственно влияют на соотношение в государственном устройстве двух начал: корпоративного и учрежденческого. Можно привести следующие такие факторы:
• величина территории,
• плотность населения,
• характер государственной политики,
• уровень хозяйственного развития страны,
• национальный и религиозный состав страны,
• социальная структура общества,
• уровень развития правосознания и правовой культуры общества.
Итак, рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть — это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания.
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «политическая власть», необходимо уяснить, что такое «власть» вообще, т. е. нужно рассмотреть власть как общесоциологическую категорию. Политическая (государственная) власть — это не единственный вид общественной власти. Власть изначально присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей.
Вообще, существуют следующие основные разновидности общественной власти:
1) власть рода, племени, общины,
2) политическая (государственная) власть,
3) экономическая власть,
4) власть различных общественных объединений,
5) родительская власть,
6) церковная власть.
Каждая из названных разновидностей власти обладает известным своеобразием, отличается от иных видов специфическими особенностями. Вместе с тем всем из перечисленных видов общественной власти присущи общие черты, совокупность которых позволяет определить власть как социальную категорию. При всем многообразии научных взглядов на понятие «власть» всем течениям общественной мысли присуща характеристика власти как авторитета, который обладает возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле волю других людей.
Итак, все разновидности общественной власти, несмотря на обширное многообразие, обладают следующими общими характеристиками:
1. Неотъемлемым элементом содержания любого вида власти является принуждение, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Общественная власть немыслима без мер обеспечения выполнения распоряжений властвующих структур.
2. Отношения по поводу власти всякий раз будут носить волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из двух совокупных отношений: «власти-подчинения» и «руководства-подчинения». Однако в зависимости от конкретных исторических условий властные отношения могут строиться либо из совокупности указанных отношений, либо только на отношении «руководства-подчинения».
Власть является непосредственным воплощением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению общих и личных интересов и смягчению при этом противоречий, а как следствие этого — к возможному компромиссу и определенному порядку управления. Таким образом, власть представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве общественной жизни. Кроме того, власть — это средство функционирования любой социальной общности, которое проявляется в виде отношения непосредственного подчинения лиц, входящих в данную социальную общность, единой руководящей воле.
Исходя из рассмотренного материала, можно дать следующее целостное определение любой общественной власти. Итак, власть — это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования любой социальной общности, которое заключается в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.
Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть» являются синонимами. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, то есть такая, которая исходит непосредственно от государства и реализуется только при его прямом либо косвенном участии.
Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты есть политическое бытие гражданского общества. К. Маркс приравнивал понятия «политическая власть» и «государственная власть».
Однако сторонники разделения указанных понятий употребляют термин «политическая власть» в широком смысле этого слова, по их мнению синонимичное отождествление понятия «политическая власть» с понятием «государственная власть» с точки зрения научного подхода весьма условное, т. к. сама политическая власть, с одной стороны, и степень участия в ней, в ее реализации некоторых политических организаций (партий, массовых общественных объединений), с другой стороны, не одно и то же. Однако данная точка зрения нецелесообразна, т. к. даже в том случае, если политическая власть осуществляется некоторыми политическими объединениями, все равно она остается государственной, т. к. санкционируется самим государством.
Итак, политическая (государственная) власть — это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т. е. проводится от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке.
Ф. Энгельс отмечал следующие характерные черты политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, т. е. власти в родовом строе:
1. При родовом устройстве власть выражала интересы всего общества, не поделенного на классы. Политическая же власть при классовом обществе выражает интересы определенных слоев населения — классов.
2. Родовая власть доклассового общества осуществлялась старейшинами, при этом не было какого-либо особого аппарата управления. Однако осуществление политической власти производится только специальным механизмом — аппаратом государственных служащих.
3. При общественной власти родового строя не было какого-либо аппарата принуждения, кроме как сила общественного мнения. Но политическая власть носит именно принудительный характер за счет специально созданных карательных либо правоохранительных государственных органов.