Лекция 5. Образование Казахского ханства

Литература

1.Краткая история уйгуров. Алматы, 1991

2.Пищулина Н.А. Юго-Восточный Казахстан в середине 14-16 вв. Алматы,1979

3.Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М., 1997

4.Утемши-хаджи. Чингиз –наме. Алматы, 1992

5.Хара-Даван. Чингисхан как полклвоводец и его наследие. Алматы, 1992

6.Юдин В.П. Орда Белая, Синяя, Золотая…// Казахстан, Средняя Азия в 16-18 вв. Алма-Ата, 1983

7.Данияров К. Альтернативная история Казахтана. Алматы, 1998

8.Данияров К. Альтернативная история Улыса-Жошы- Золотой Орды. Алматы, 1999.

Цель – уяснить материал по государственно-правовой эволюции Казахстана в период монгольского владычества.

Задачи – исследовать управленческий аппарат и правовую систему в улусах Джучи и Чагатая, составить четкое представление о Золотой Орде и Могулистане как государств на территории Казахстана.

Казахстан под властью монголов. Характер монгольского нашествия. Система управления местным населением в улусах Джучи и Чагатая. Политическая организация. Слияние родовой аристократии тюркских племен с монгольской военно-родовой аристократией. Действие Ясы Чингисхана на территории Казахстана. Система управления местным населением в улусах Джучи и Чагатая. Политическая организация. Слияние родовой аристократии тюркских племен с монгольской военно-родовой аристократией. Действие Ясы Чингисхана на территории Казахстана.

В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн.

Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном.

В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра.

Завоевание Хорезма. Хорезм в начале XIII в. был на вершине своего могущества, он объединял земли собственно Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Хорасана, Южного Казахстана. Однако уязвимым местом в государстве было всесилие кыпчакской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппарате. Мать хорезмшаха Мухаммеда (1200-1220) Теркен-хатун происходила из кыпчакского правящего рода и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием. Теркен даже организовала выступление кыпчаков против хорезмшаха в 1216 г. Это восстание возглавил ее племянник Кайыр хан Алып-Дерек, бывший наместником в долине Сырдарьи. Кыпчаки потерпели поражение, однако Теркен-хатун не только не позволила наказать Кайыр хана, но даже настояла на передаче ему Отрара. Значительные кыпчакские гарнизоны стояли во всех крупных городах Хорезма, Самарканде, Бухаре, Отраре, и хорезмшах не без основания им не доверял.

Встревоженный вестью о победах монголов хорезмшах Мухаммед отправил своих послов в Монголию. Вслед за этим в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Следовавший за посольством торговый караван, остановился в Отраре, Кайыр хан Алып-Дерек, будучи наместником города, заподозрил купцов в шпионаже и приказал казнить их. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Кайыр хана, но хорезмшах, боясь гнева кыпчакской знати, отказался. Более того, Мухаммед приказал казнить послов, чего монголы простить не могли.

Хорезмшах, опасаясь заговора со стороны кыпчакских военачальников, разделил свою армию на несколько частей и гарнизонов, чем фактически обрек ее на поражение. Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сырдарье, сам же направился к Бухаре.

Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.

В результате военных действий 1219-1241 гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу – до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус – собственно Монголию.

Одновременно с разделением завоеванной территории Чингисхан распределил свою армию. Войско его в это время по приблизительным данным насчитывало 129 тыс. человек, из них 101 тысяча была передана Тули, другим сыновьям – по четыре тысячи, остальные 16 тыс. были распределены между родственниками.

Владения Жоши, которые наследовал его сын Бату, получили название Улуг Улуса - "Великого Улуса".

Формирование управленческой структуры средневекового монгольского государства можно отнести к рубежу XII–XIII вв., когда Тэмуджин был впервые провозглашен ханом группой своих сподвижников. Именно тогда будущий Чингис-хан созвал курултай, на котором распределил между своими ближайшими сподвижниками функции по управлению различными сферами государственной деятельности. Довольно подробную характеристику системы органов управления государства Чингис-хана можно почерпнуть из монгольской исторической хроники «Сокровенное сказание», созданной, как принято считать, в 1240 г. Рассмотрим кратко основные институты исполнительной власти, о которых сообщает этот источник.

Конечно же, основное внимание было уделено армии: особо были выделены командующие лучниками, мечниками (тяжелой конницей) и легкой разведывательной кавалерией. Были также учреждены и «гражданские» должности. Несколько сподвижников Чингис-хана были назначены кравчими-бавурчинами, т. е. ответственными за ханскую кухню (и в более широком смысле — за обеспечение питания армии и формирующегося аппарата управления). Некоторым из приближенных был поручен контроль за выпасом стад овец — одного из основных источников жизни монголов; другим — аналогичный контроль за выпасом коней. Были введены и более специфические должности — одному вельможе было поручено заведовать кочевыми колясками (кибитками), другому – «домочадцами и слугами».

Структура управления, созданная Чингис-ханом на первом этапе формирования его Империи была не только разветвленной, но и многоуровневой. Так, вышеперечисленные должностные лица, уже являясь представителями центральной власти, в свою очередь подчинялись двум первым сподвижникам Чингис-хана - Джэбэ и Боорчу, чьи обязанности соответствовали функциям премьер-министров более поздних эпох. В последние годы правления Чингис-хана и особенно при его преемнике Угедэе появляется официальный пост «чжуншулин» – канцлер Империи, отвечавший за административное управление и сбор налогов. Интересно отметить, что уже в тот период времени появились и должности нойонов-темников, ставших правителями в отдельных областях — своего рода «полномочными представителями», впоследствии получившими звание «баскаков» или «даругачи».

Историки считают созданное Чингис-ханом общество раннефеодальным государством, опираясь как раз на факт создания подобного аппарата управления. Вместе с тем, кочевое общество, имевшее многовековые традиции, не нуждалось в какой-либо централизованной организации своего натурального хозяйства и обмена, разрешения бытовых споров и даже социальных конфликтов. Любые проблемы и противоречия довольно легко и быстро решались в рамках традиционных институтов внутри общества.

Зато в государствах Чингизидов, возникших в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников (Империя Юань, Золотая Орда, Государство Хулагуидов и пр.) необходимость в создании четкой, упорядоченной централизованной структуры была. Чингизиды оказались не готовы к столь быстрому расширению своих владений за счет присоединения к ним Уйгурии, государства Кара-киданей, Хорезма, Северного Китая, Ирана, Волжской Булгарии и не могли обеспечить эффективное управление ими из одного центра, каковым к 1220 г. только-только становился Каракорум. В то же время недавно присоединенные земли без эффективного управления могли вновь легко выйти из-под контроля монгольских властей. Каждый из правителей вновь созданных государства имел возможность привлечь на службу местных администраторов и учитывать исторические традиции управления, сложившиеся в том или ином регионе, сохраняя при этом принципы государственного управления, заложенные Чингис-ханом в 1180‑е гг.

Так и ханы Золотой Орды создали оригинальный управленческий аппарат, сочетавший в себе черты кочевой феодальной монархии и традиции оседлого общества, во главе которого эти кочевники оказались волей судьбы. К сожалению, подробные сведения о государственном аппарате Золотой Орды до нас не дошли, но есть косвенные источники, позволяющие судить о его развитой и сложной структуре.

В первую очередь, это - ханские ярлыки, в которых довольно подробно перечисляются должностные лица разных уровней и направлений деятельности — от улуг-бека (главнокомандующего) и везира (руководителя хозяйственного и финансового направлений государственной деятельности) до региональных правителей, начальников таможен, ямских и лодочных служб и т. д. Упоминаются также более специфические должности - сокольники и «звериные ловцы» (предшественники сокольничих при московских царях и егермейстеров периода Российской империи, функции которых отнюдь не ограничивались организацией охоты для царей).

Из другого источника - средневековых летописей и хроник, а также мемуаров современников (в частности - Плано Карпини и Рубрука) можно также почерпнуть сведения о распределении функций между чиновниками ханского двора. Некоторые из них отвечали за прием иностранных дипломатов, другие занимались религиозными вопросами, третьи — организацией церемоний, пиров и пр.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингиз-хана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т. д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингиз-хана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право но­сить звание султанов, занимать ханский престол. Сам хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущест­венное право на занятие высших государственных постов. Верховная, власть в государстве при­надлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматри­вались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопро­сам. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайны­ми или открытыми убийствами претендентов.

Хан прежде всего являлся верховным собственником и распоря­дителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и долж­ностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назна­чения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

К высшим должностным лицам относился прежде всего визирь, в ведении которого находились ханская казна и общее управление де­лами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков, секретарей диванов и других чиновников. Воен­ное управление в государстве было сосредоточено в руках бекляри-бека, который направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане. Кроме того, в столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана и его визиря, и букаул, ведав­ший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделе­ний и гарнизонов, учетом военной добычи и ее доставкой и распреде­лением по указаниям хана и высших должностных лиц.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь чле­нами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от спод­вижников Чингиз-хана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханны­ми грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязан­ностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры – дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности – сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населе­ния тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их об­ладателям предоставлялись различные привилегии.

В первой четверти XIV в. Золотая Орда официально принимает ислам, и провозгласивший новую официальную религию хан Узбек проводит реформу аппарата управления. Произошел переход от традиционного аппарата, существовавшего со времен Чингис-хана к более формализованной структуре, позаимствованной из арабского и персидского опыта государственного управления. В частности, упомянутая выше должность везира становится постоянной в составе ордынского правительства именно при Узбеке. Должность кади — также продукт чисто мусульманской культуры. Так, в конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назна­чаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведе­ния о положении дел в той или иной отрасли управления или на мес­тах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

Высший командный состав – темники, тысячники – состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Сотниками и десятниками назначались обычно нукеры и другие представи­тели родоплеменной знати. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Поэто­му строжайше запрещался переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему подразделению и его командиру. В войске поддерживалась жесточайшая дисциплина. За любое ослушание, невыполнение приказа грозила су­ровая кара, вплоть до смертной казни.

Еще Чингиз-хан, придавая исключительное значение добыванию всевозможных сведений о предполагаемом противнике, организовал разведывательную службу. Ханы Золотой Орды - Бату, Берке и их преемники обязывали своих воинских начальников вести разведку через лазутчиков, изменников, купцов, добывать сведения о числен­ности и вооружении противника, его командирах, настроениях, расп­рях и т.п. Впоследствии секретная служба была учреждена и для соб­ственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку. Все секретные сведе­ния доставлялись бекляри-беку, визирю и докладывались хану.

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были уч­реждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием госу­дарства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались спе­циальные судьи-яргучи. Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам.

У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин-биев.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческий аппарат Золотой Орды отличался развитой структурой и четким разделением обязанностей между различными чиновниками. Причем все обязанности и действия представителей власти (начиная с самого хана и кончая местными чиновниками в какой-либо отдаленной области) фиксировались в соответствующих реестрах, созданных по единому образцу — «Коко Дефтер-Бичик» («Синяя роспись»), созданному еще при Чингис-хане на основании китайских аналогов руководству по делопроизводству. Каждый чиновник обладал своего рода удостоверением, подтверждающим его полномочия — так называемой пайцзой, табличкой, которая (в зависимости от ранга ее обладателя) могла быть золотой, серебряной с позолотой, просто серебряной, медной и даже деревянной. Разумеется, выдача всех этих табличек строго фиксировалась, так что вероятность их подделок была ничтожной.

Конечно же, не обходилось и без трудностей, проблем. Главными из них были — дробление и дублирование функций, а также мздоимство и злоупотребления чиновников, отраженное и в русских летописях, и в записках западных дипломатов, и в восточных хрониках.

Яса Чингисхана (яса - тюркская форма монгольского джасак, буквально — закон), свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206. Первоначально, вероятно, представляла собой кодификацию неписаного монгольского обычного права и содержала преимущественно перечень наказаний за тяжкие преступления. В последующем (по-видимому, в период завоевательных походов Чингисхана в Среднюю Азию и Китай) Яса Чингисхана была изменена и дополнена. Текст Яса Чингисхана не сохранился. Известны только фрагменты её в передаче персидских, арабских и армянских авторов 13 в. Не существует сохранившейся полной копии Великой Ясы, хотя восточные авторы XIII – XV веков свидетельствуют, что такие списки существовали. Согласно историку Джувейни (ум. 1283 г.), подобный список хранился в сокровищнице каждого потомка Чингисхана.

Законы Чингис-хана карали смертью за:

· убийство;

· блуд мужчины и неверность жены;

· кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба;

· чародейство, направленное ко вреду ближнего;

· троекратное банкротство, т.е., невозвращение долга;

· невозвращение товарищем оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою ("Если кто-нибудь, нападая или отступая, обронит свой вьюк, оружие или часть багажа, то находящийся сзади его, должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее, в противном случае он предастся смерти");

· отказ путнику в воде и пище.

Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям.
Яса воспрещала кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу.

В общей трапезе ни один не должен был есть более другого.

Наказанием за тяжелые преступления была смертная казнь, за малые преступления полагались телесные наказания или ссылка в отдаленные места (Сибирь). Иногда за конокрадство и убийство на монгола накладывалась пеня...

Самым значительным нововведением надо считать закон о взаимопомощи, точнее - взаимовыручке. Обыватель охотно признает запреты, ограничивающие его свободу, но не может даже представить, что он кому-то чем-то обязан, если он не видит в этом выгоды... Зато члены консорций - группы космонавтов, экипаж корабля, экспедиции в безлюдные места, банды разбойников, батальона солдат и т.п. - имеют диаметрально противоположный стереотип поведения. Без взаимовыручки они обречены на гибель и должны быть уверены, что боевой товарищ их не бросит. Чингис сделал из своих подчиненных организацию фазы этнического подъема с общественным императивом "Будь тем, кем ты должен быть".

Новый общественный императив монголов - взаимовыручка - включал в себя гарантию, даваемую боевому товарищу, ставшему жертвой предательства. Если его не могли спасти, то за него следовало отомстить нарушителям закона гостеприимства. Противники монголов на это возражали, что и на войне убивают, и что обман, ныне называемый дезинформацией, дозволен, и что те, кто не убивал посла, не виноваты, а, следовательно, не несут за чужой поступок ответственности.

На это монгольское правосознание возражало, что смерть на войне действительно естественна, ибо "за удаль в бою не судят". Более того, самым доблестным противникам, попавшим в плен, предлагалась не только лошадь, но и прием в ряды монгольского войска с правом на выслугу. Дезинформацию монголы, как митраисты, делили на обман противника, который должен воспринимать обстановку критически, и на предательство или обман доверившегося клятве, т.е. договору или обычаю гостеприимства. Предателей и гостеубийц уничтожали беспощадно вместе с родственниками, ибо, полагали они, склонность к предательству - наследственный признак.

И, наконец, истребление населения городов, где были убиты послы, с точки зрения монголов, было тоже логично. Народ, поддерживающий своего правителя, должен делить с ним ответственность за его поступки. Для классовых обществ, где народ угнетен, такое мнение нелепо, но монголы такого безобразия, как классовый гнет, не могли вообразить. Города, в которых были убиты парламентеры, монголы называли "злыми городами" и громили их, считая, что это справедливо. Так были разрушены Балх и Козельск. Позднее из-за убийства послов погибла империя Суй и была разорена Венгрия.

1. Процесс становления и консолидации казахской народности и образование ханств в ХV — ХVI вв.

2. Политико-экономические и этнические факторы, обусловившие образование Казахского ханства и трех казахских жузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: