Трудные случаи в системе глагольного управления
Важное значение для построения словосочетаний и предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления: обращать внимание на что-нибудь — уделять внимание чему-нибудь. Некоторые глаголы могут иметь зависимые слова в разных падежах или с разными предлогами, что определяется различными смысловыми или стилистическими оттенками: наблюдать что (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) — наблюдатьза чем (осуществлять надзор: наблюдать за порядком). Не следует смешивать глаголы в устойчивых словосочетаниях. |
Задание 20. Подберите глаголы, синонимичные данным словосочетаниям. Какие конструкции употребительны в научных текстах? Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Прийти в соприкосновение = …; Проводить испытание = …;
Производить вычисления = …; Делать прогноз = …;
Дать характеристику = …; Совершать движения = …;
Дать подтверждение = …;
Задание 21. Подберите словосочетания, синонимичные данным глаголам. Какие конструкции употребительны в научных текстах? Составьте с некоторыми из них предложения.
Содействовать; проектировать; изменять; затруднять; контролировать; анализировать; решать; изменяться; воздействовать; корректировать; заключать
Задание 22. Объясните смысловую разницу между данными ниже глаголами и глагольными словосочетаниями. Составьте с ними предложения, принимая во внимание их употребление в различных областях науки.
Привести доказательство — доказывать;
Вводить налог — налагать;
Сделать отступление — отступать;
Составлять отчет — отчитываться;
Давать оценку — оценивать;
Заключать соглашения — соглашаться;
Иметь отличие — отличаться;
Заявлять протест — протестовать;
Делать вывод — выводить;
Делать предложение — предлагать;
Давать заключение — заключать;
Вызывать затруднение — затруднять.
Задание 23. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор.
1. Загрязнение окружающей среды | а) от традиционных источников получения энергии; б) традиционными источниками получения энергии. |
2. Иметь опыт | а) в изучении; б) изучения. |
3. Оперировать | а) с фактами; б) проверенными данными. |
4. Тема | а) об исследованиях в области семейных отношений; б) исследования семейных отношений |
5. Варьирование | а) параметров производительности Web-сер-вера; б) параметрами производительности Web-сервера. |
6. Рассмотрена задача | а) о построении модели личности; б) построения модели личности. |
7. Говорить | а) за верность результатов; б) о правильности предложенной гипотезы. |
Сегментация— важный смысловой параметр текста. Она отражает представления автора не только о содержании исследования, но и о соотношении масштаба рассматриваемых проблем. Сегментация макротекста (все исследование), именуемая рубрикацией, и абзацная сегментация проводятся на разных основаниях. Основной принцип рубрикации — дедуктивный (от общих вопросов к более частным). Принципы абзацной сегментации определяются содержанием, размерами текста; принадлежностью текста к определенному научному подстилю, жанрам научной работы и др. Деление на абзацы в научном стиле подчинено достаточно строгим правилам: 1) как правило, абзац в научном тексте содержит относительно законченную развернутую мысль (например, отдельный признак рассматриваемого предмета, аргумент при рассуждении, этап определенного события); 2) в качестве абзацев выделяются также пронумерованные элементы текста (в таких случаях предложения начинаются с цифры); 3) в научном тексте абзацы должны быть соразмерны; в том случае, когда «разворачивание» одной из мыслей не совпадает по объему с другими, целесообразно (в зависимости от контекста) либо объединить более частные абзацы в один, либо разбить на фрагменты абзац большого объема. Таким образом, абзац в научном тексте можно определить как относительно самостоятельный, графически выделенный элемент текста, содержащий «развертку» одной частной мысли или ее фрагмента. |