double arrow
Сегментация текста

Трудные случаи в системе глагольного управления

  Важное значение для построения словосочетаний и предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления: обращать внимание на что-нибудь — уделять внимание чему-нибудь. Некоторые глаголы могут иметь зависимые слова в разных падежах или с разными предлогами, что определяется различными смысловыми или стилистическими оттенками: наблюдать что (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) — наблюдатьза чем (осуществлять надзор: наблюдать за порядком). Не следует смешивать глаголы в устойчивых словосочетаниях.  

Задание 20. Подберите глаголы, синонимичные данным словосочетаниям. Какие конструкции употребительны в научных текстах? Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Прийти в соприкосновение = …; Проводить испытание = …;

Производить вычисления = …; Делать прогноз = …;

Дать характеристику = …; Совершать движения = …;

Дать подтверждение = …;

Задание 21. Подберите словосочетания, синонимичные данным глаголам. Какие конструкции употребительны в научных текстах? Составьте с некоторыми из них предложения.

Содействовать; проектировать; изменять; затруднять; контролировать; анализировать; решать; изменяться; воздействовать; корректировать; заключать




Задание 22 . Объясните смысловую разницу между данными ниже глаголами и глагольными словосочетаниями. Составьте с ними предложения, принимая во внимание их употребление в различных областях науки.

Привести доказательство — доказывать;

Вводить налог — налагать;

Сделать отступление — отступать;

Составлять отчет — отчитываться;

Давать оценку — оценивать;

Заключать соглашения — соглашаться;

Иметь отличие — отличаться;

Заявлять протест — протестовать;

Делать вывод — выводить;

Делать предложение — предлагать;

Давать заключение — заключать;

Вызывать затруднение — затруднять.

Задание 23. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор.

1. Загрязнение окружающей среды а) от традиционных источников получения энергии; б) традиционными источниками получения энергии.  
2. Иметь опыт а) в изучении; б) изучения.  
3. Оперировать а) с фактами; б) проверенными данными.  
4. Тема а) об исследованиях в области семейных отношений; б) исследования семейных отношений  
5. Варьирование а) параметров производительности Web-сер-вера; б) параметрами производительности Web-сервера.  
   
6. Рассмотрена задача а) о построении модели личности; б) построения модели личности.  
7. Говорить а) за верность результатов; б) о правильности предложенной гипотезы.  
   
Сегментация— важный смысловой параметр текста. Она отражает представления автора не только о содержании исследования, но и о соотношении масштаба рассматриваемых проблем. Сегментация макротекста (все исследование), именуемая рубрикацией, и абзацная сегментация проводятся на разных основаниях. Основной принцип рубрикации — дедуктивный (от общих вопросов к более частным). Принципы абзацной сегментации определяются содержанием, размерами текста; принадлежностью текста к определенному научному подстилю, жанрам научной работы и др. Деление на абзацы в научном стиле подчинено достаточно строгим правилам: 1) как правило, абзац в научном тексте содержит относительно законченную развернутую мысль (например, отдельный признак рассматриваемого предмета, аргумент при рассуждении, этап определенного события); 2) в качестве абзацев выделяются также пронумерованные элементы текста (в таких случаях предложения начинаются с цифры); 3) в научном тексте абзацы должны быть соразмерны; в том случае, когда «разворачивание» одной из мыслей не совпадает по объему с другими, целесообразно (в зависимости от контекста) либо объединить более частные абзацы в один, либо разбить на фрагменты абзац большого объема. Таким образом, абзац в научном тексте можно определить как относительно самостоятельный, графически выделенный элемент текста, содержащий «развертку» одной частной мысли или ее фрагмента.







Сейчас читают про: