Понятия нормативного правового акта

Понятие и виды форм (источников права).

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий "форма права", "правовая форма", "источник права".

Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права - лишь специфические "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права. Если категория "правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

а) согласно первой - названные понятия тождественны;

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права

1) Нормативный акт.

2) Правовой обычай.

3) Юридический прецедент.

4) Нормативный договор.

нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

Для того чтобы более четко уяснить его суть, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой - от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Право – это система формально-определенных норм. То есть нормы права закреплены в формальных письменных источниках. Таковыми источниками, как известно, являются нормативные правовые акты, правовые прецеденты, санкционированные обычаи и нормативные договоры. Для российского права основным источником является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт – это акт правотворчества компетентных субъектов, содержащий нормы права.

Основные признаки нормативного акта:

это акт правовой. Правовой характер акта означает, что он:

а) издается компетентными органами государства (или с его санкционирования иными полномочными субъектами);

б) он письменно закреплен;

в) содержащиеся в нем предписания обязательны для исполнения;

г) реализация его предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Указанные признаки отличают нормативный акт от иных, неправовых актов, предписаний, велений (актов общественных объединений, религиозных организаций и т.д.).

Есть и другие признаки, отличающие нормативный правовой акт от иных правовых актов:

а) это акт - результат правотворчества, то есть возникает в результате специфической правотворческой деятельности - деятельности по изданию норм права;

б) это результат правотворческой деятельности компетентных субъектов. Полномочиями по изданию нормативных актов обладают только органы, законодательно уполномоченные для такой деятельности. Ранее в литературе при характеристике нормативных актов указывалось, что они результат деятельности только государственных органов. В современных условиях такого указания недостаточно, ибо правотворчеством занимаются и органы местного самоуправления, и работодатель - то есть субъекты, не входящие в структуру механизма государства, не являющиеся его органами;

в) нормативные акты содержат нормы права, то есть правила общего характера. Этим они отличаются от иных правовых актов, содержащих индивидуальные предписания, например, от правоприменительных или интерпретационных.

Особое качество нормативных актов – их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения. Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования. Только тогда он станет реально действующим актом.

2. Система нормативных актов по Конституции России

Нормативные акты весьма разнообразны. Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования. Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства.

Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов (систему законодательства). Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства.

Наиболее общее основание организации системы законодательства - юридическая сила нормативных правовых актов.

Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты.

Закон как нормативный акт

Закон – непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов:

а) закон - всегда только нормативный правовой акт. Если иные акты могут быть как нормативными, так и индивидуальными, то закон всегда нормативен;

б) закон – нормативный акт высшей юридической силы. Это значит, что все иные нормативные акты должны соответствовать ему, не могут вносить в него изменений и дополнений;

в) закон – первичный нормативный акт. Все иные подзаконные акты принимаются «в соответствие» с актами более высокой силы, развивая и конкретизируя их. Закон же выступает как первичный акт, непосредственно отражающий интересы общества;

г) закон как первичный акт принимается только представительными (законодательными) органами – парламентами. В Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание;

д) закон принимается в особом, усложненном, законодательно установленном порядке. В России этот порядок закреплен конституционно (ст.ст. 104-108 Конституции);

е) закон как акт высшей юридической силы регулирует не всякие, а лишь основные, наиболее важные общественные отношения. Более подробно эти отношения регламентируются подзаконными актами.

Виды законов

Законы можно классифицировать по различным основаниям.

Прежде всего, законы могут быть федеральными и законами субъектов Федерации.

Среди федеральных законов выделяется особая группа –конституционные законы. Это Конституция и примыкающие к ней основополагающие законы, посвященные главным вопросам общественного и государственного строя. Вопросы, регулируемые такими законами, закреплены конституционно.

Другую группу федеральных законов составляют законы обыкновенные (федеральные законы).

По времени действия они могут быть постоянные (действуют вплоть до отмены), временные (действуют определенное время) и чрезвычайные (действующие в условиях чрезвычайного положения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: