Социальное назначение государства

Социальное назначение и функции государства

1) Социальное назначение государства

2) Функции государства

Литература:

1) Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. – 800 с.

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей, Чем обусловлены его эф­фективность и долговечность или, говоря другими словами, в чем состоит его социальное назначение?

Во-первых, государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то, что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфорт­ной. Государство должно выявить общие интересы своих граж­дан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение сущест­вующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судо­производство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.).

Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделя­ется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее инте­ресы. Организация жизни общества строится на основе интере­сов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их коли­чество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем мире к числу таковых относились оборона страны, за­хват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятель­ность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят орга­низация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. По­жалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.

Во-вторых, государство является арбитром в разрешении со­циальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя соци­альных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, кото­рые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посред­ническая деятельность также не является нейтральной, а на­правлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена за­ставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты вследствие чего они могут обви­нить ее в «предательстве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становятся собственниками, и слой эко­номически и политически господствующей социальной груп­пы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государст­венную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применя­ются такие методы разрешения споров, как правящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегу­лирования внешних конфликтов. Дли этой цели требуются уме­лая организация обороны государства и осуществление дипло­матических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, например, с Николаем II. Но и уступки другим государ­ствам также могут стать причиной потери ее престижа и обви­нений в «предательстве национальных интересов».

И, наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к конфликтам между отдельными гражданами, организациями, госу­дарственными органами. Обязанность их разрешения возлагает­ся в основном на судебные органы.

В-третьих, государство применяет легализованное и легитим­ное насилие. Легализованность означает соответствие мер прину­ждения закону. Принуждение может выражаться в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством лега­лизации принуждения. Легитимность насилия — социологиче­ская категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением. Легитимность насилия прямо зависит и от ле­гитимности власти, т. е. признания ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, это означает, что население доверяет ей и применение мер при­нуждения. Легализованное и легитимное насилие осуществляет­ся, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, кото­рые нарушают правила поведения, установленные законода­тельством. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезен­тативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударст­венных и местных опросов. Для политической элиты принци­пиально важно установить, насколько государственное принуж­дение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не ис­ключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талейрана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким ост­рым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень эконом­но и осторожно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: