Фрагмент 3
«Мы вряд ли проясним смысл предиката «гражданское» в «гражданском обществе» до тех пор, пока не перейдем от юридической или сугубо моральной концепции2 гражданства к политико-философской. В юридической концепции гражданин предстает носителем прав, которыми его наделяет государство (даже если их моральным источником признается неизменная природа человека) и которые представляют собою возможности неких действий, никак не соотнесенные с реальными способностями их носителей такие действия осуществлять». (Там же)
Концепция (лат. Conceptio — понимание, единый замысел, ведущая мысль) — система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и представляющая ведущую идею.
1) В чем автор видит недостатки только юридического подхода к раскрытию понятия «гражданское общество»?
«В политико-философской концепции гражданин — это обладатель реальных способностей осуществлять некие действия, которые в данном обществе служат «общему благу». Именно поэтому в первой главе третьей книги своей «Политики» Аристотель столь тщательно разграничивает титул гражданства, который можно приобрести различными путями или которым можно воспользоваться, оставаясь частным, политически пассивным лицом, и практику гражданства, которая предполагает деятельное участие в обсуждении общих дел и «суде», т.е. в вынесении решений о частном с позиций общего (а также их претворении в жизнь). Собственно, гражданами — в отличие от «титульных» граждан — являются только и исключительно те, кто способны к такому участию в общем деле, и Аристотель с большим вниманием описывает те реальные условия, которые в рамках античного города-государства обеспечивали формирование и совершенствование таких способностей быть гражданином (от обладания досугом и собственностью до сложной системы нравственного воспитания в добродетели)». (Там же)
|
|
1) Поясните, в чем различие между смыслом понятия «гражданин» в юридической концепции и в политико-философской?
2) Как по-вашему, почему автор считает, что для того, чтобы раскрыть смысл понятия «гражданское общество» следует воспользоваться понятием «гражданин», представленном в политико-философской концепции?
2. Вставьте пропущенное слово.
«Гражданство — это устойчивая политическая правовая связь человека с ______ ».
«Быть гражданином — значит пользоваться определенными правами и нести необходимые _____________по отношению к своему государству».
3. Приведите не менее трех аргументов, доказывающих связь правового государства и гражданского общества; каждый из приведенных аргументов проиллюстрируйте примером.
|
|
Аргументы | Примеры |
4. Платон утверждал: «Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
1) Сформулируйте мысль, высказанную Платоном, своими словами.
2) Выразите свое отношение к утверждению Платона (согласен(а) — не согласен(а)).
3) Приведите аргументы, подтверждающие ваше согласие — несогласие с высказыванием Платона.
4) Сформулируйте вывод, подытоживающий ваши размышления.
5. Заполните таблицу. Вставьте пропущенную альтернативу в сравниваемых государствах. Основные отличия правового государства от неправового
№ сравниваемых пар | Неправовое государство | Правовое государство |
Государственная власть не ограничивается никакими законами | ||
Разделение властей носит реальный характер | ||
Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина | ||
Разрешено все, что не запрещено законом | ||
Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается | ||
Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первыми | ||
В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства» |