Структура государства

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Выделяют внутренние и внешние функции.

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИэто главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся:
экономическая функция;
политическая функция;
социальная функция;
организаторская функция;
правовая функция;
образовательная функция;
культурно-воспитательная функция;
экологическая функция.  
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИпроявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами:
оборонная функция;
дипломатическая функция;
внешнеэкономическая функция.  

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (парламент) - принимает законы страны и другие важные документы и решения, определяющие жизнь общества.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - обеспечивает реализацию принятых законов и решений.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - призвана быть арбитром в обществе, решать юридические споры, осуществлять правосудие.

Исходя из функций государства, можно представить себе следующую его структуру:

По разделению власти
• система законодательных (представительных) учреждений • исполнительно-распорядительные органы • судебные органы
По выполняемым функциям
а) органы, осуществляющие внутренние функции – • охрана правопорядка, безопасности (армия, полиция, суд, прокуратура); • социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта); • духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).
б) органы, осуществляющие внешние функции – • вооруженные силы; • разведка; органы межгосударственных отношений

Как все в нашем сложном мире государство противоречиво, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ
Управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и порядок в нем
НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ
• Подавляет свободу людей через: • порождает бюрократизм: • неоправданные запреты; • нарушение прав человека; • завышенные налоги; • формализм, пренебрежение к людям; • преследование инакомыслящих; • торможение реформ и прогресса; • втягивание народа в войны; •эгоизм и коррупция чиновников и др.

В науке выделяют три ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

Ø правотворческую,

Ø правоисполнительную

Ø правоохранительную.

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА  
Стремление к созданию подлинно демократического, правового государства.
Демократическая ограниченность суверенитета государства.
Децентрализация государственной власти.
Интеграция экономической и политической жизни
Тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.
Стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество.
Сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание.

Противоборство двух основных линий: сторонников государства (этатистов)сторонников усиления роли государства в обществе, и деэтатизма
Этатистская  
Вызывается Проявляется
• неизбежностью государственного регулирования экономики и социальной сферы; • в повышении роли государства в обществе; • в усилении госпатернализма*
• развитием госсектора экономики; • в росте бюрократических структур
• развитием международных взаимосвязей; * Патернализм (лат. patemus - отцовский) - “отеческая” опека (возможно, чрезмерная или даже показная) трудящихся со стороны государства или работодателя.
• необходимостью сглаживания соц.конфликтов
Деэтатистская  
• низкой эффективностью госсектора экономики и регулирующих мероприятий государства; • в ограничении власти государства и переходе этой власти к негосударственным организациям;
• растущей бюрократизацией госструктур; • в расширении зоны гражданского общества;
• стремлением людей к самостоятельности и самоуправлению • в разгосударствлении, приватизации экономики и других сфер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: