ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Выделяют внутренние и внешние функции.
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства.
К ним относятся:
|
♦ экономическая функция;
|
♦ политическая функция;
|
♦ социальная функция;
|
♦ организаторская функция;
|
♦ правовая функция;
|
♦ образовательная функция;
|
♦ культурно-воспитательная функция;
|
♦ экологическая функция.
|
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ – проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами:
|
♦ оборонная функция;
|
♦ дипломатическая функция;
|
♦ внешнеэкономическая функция.
|
♦ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (парламент) - принимает законы страны и другие важные документы и решения, определяющие жизнь общества.
|
♦ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - обеспечивает реализацию принятых законов и решений.
|
♦ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - призвана быть арбитром в обществе, решать юридические споры, осуществлять правосудие.
|
Исходя из функций государства, можно представить себе следующую его структуру:
По разделению власти
|
• система законодательных (представительных) учреждений
• исполнительно-распорядительные органы
• судебные органы
|
По выполняемым функциям
|
а) органы, осуществляющие внутренние функции –
• охрана правопорядка, безопасности (армия, полиция, суд, прокуратура);
• социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта);
• духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).
|
б) органы, осуществляющие внешние функции –
• вооруженные силы;
• разведка; органы межгосударственных отношений
|
Как все в нашем сложном мире государство противоречиво, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ
|
Управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и порядок в нем
|
НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ
|
• Подавляет свободу людей через:
• порождает бюрократизм:
• неоправданные запреты;
• нарушение прав человека;
• завышенные налоги;
• формализм, пренебрежение к людям;
• преследование инакомыслящих;
• торможение реформ и прогресса;
• втягивание народа в войны;
•эгоизм и коррупция чиновников и др.
|
В науке выделяют три ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:
Ø правотворческую,
Ø правоисполнительную
Ø правоохранительную.
ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
|
♦ Стремление к созданию подлинно демократического, правового государства.
|
♦ Демократическая ограниченность суверенитета государства.
|
♦ Децентрализация государственной власти.
|
♦ Интеграция экономической и политической жизни
|
♦ Тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.
|
♦ Стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество.
|
♦ Сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание.
|
♦ Противоборство двух основных линий: сторонников государства (этатистов) – сторонников усиления роли государства в обществе, и деэтатизма
|
Этатистская
|
Вызывается
| Проявляется
|
• неизбежностью государственного регулирования экономики и социальной сферы;
| • в повышении роли государства в обществе;
• в усилении госпатернализма*
|
• развитием госсектора экономики;
| • в росте бюрократических структур
|
• развитием международных взаимосвязей;
| * Патернализм (лат. patemus - отцовский) - “отеческая” опека (возможно, чрезмерная или даже показная) трудящихся со стороны государства или работодателя.
|
• необходимостью сглаживания соц.конфликтов
|
Деэтатистская
|
• низкой эффективностью госсектора экономики и регулирующих мероприятий государства;
| • в ограничении власти государства и переходе этой власти к негосударственным организациям;
|
• растущей бюрократизацией госструктур;
| • в расширении зоны гражданского общества;
|
• стремлением людей к самостоятельности и самоуправлению
| • в разгосударствлении, приватизации экономики и других сфер
|