ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Выделяют внутренние и внешние функции.
| ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ – это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним относятся: |
| ♦ экономическая функция; |
| ♦ политическая функция; |
| ♦ социальная функция; |
| ♦ организаторская функция; |
| ♦ правовая функция; |
| ♦ образовательная функция; |
| ♦ культурно-воспитательная функция; |
| ♦ экологическая функция. |
| ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ – проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами: |
| ♦ оборонная функция; |
| ♦ дипломатическая функция; |
| ♦ внешнеэкономическая функция. |
| ♦ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (парламент) - принимает законы страны и другие важные документы и решения, определяющие жизнь общества. |
| ♦ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - обеспечивает реализацию принятых законов и решений. |
| ♦ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - призвана быть арбитром в обществе, решать юридические споры, осуществлять правосудие. |
Исходя из функций государства, можно представить себе следующую его структуру:
| По разделению власти |
| • система законодательных (представительных) учреждений • исполнительно-распорядительные органы • судебные органы |
| По выполняемым функциям |
| а) органы, осуществляющие внутренние функции – • охрана правопорядка, безопасности (армия, полиция, суд, прокуратура); • социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта); • духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации). |
| б) органы, осуществляющие внешние функции – • вооруженные силы; • разведка; органы межгосударственных отношений |
Как все в нашем сложном мире государство противоречиво, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
| ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ |
| Управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и порядок в нем |
| НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ |
| • Подавляет свободу людей через: • порождает бюрократизм: • неоправданные запреты; • нарушение прав человека; • завышенные налоги; • формализм, пренебрежение к людям; • преследование инакомыслящих; • торможение реформ и прогресса; • втягивание народа в войны; •эгоизм и коррупция чиновников и др. |
В науке выделяют три ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:
Ø правотворческую,
Ø правоисполнительную
Ø правоохранительную.
| ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА |
| ♦ Стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. |
| ♦ Демократическая ограниченность суверенитета государства. |
| ♦ Децентрализация государственной власти. |
| ♦ Интеграция экономической и политической жизни |
| ♦ Тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. |
| ♦ Стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. |
| ♦ Сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание. |
| ♦ Противоборство двух основных линий: сторонников государства (этатистов) – сторонников усиления роли государства в обществе, и деэтатизма | |
| Этатистская | |
| Вызывается | Проявляется |
| • неизбежностью государственного регулирования экономики и социальной сферы; | • в повышении роли государства в обществе; • в усилении госпатернализма* |
| • развитием госсектора экономики; | • в росте бюрократических структур |
| • развитием международных взаимосвязей; | * Патернализм (лат. patemus - отцовский) - “отеческая” опека (возможно, чрезмерная или даже показная) трудящихся со стороны государства или работодателя. |
| • необходимостью сглаживания соц.конфликтов | |
| Деэтатистская | |
| • низкой эффективностью госсектора экономики и регулирующих мероприятий государства; | • в ограничении власти государства и переходе этой власти к негосударственным организациям; |
| • растущей бюрократизацией госструктур; | • в расширении зоны гражданского общества; |
| • стремлением людей к самостоятельности и самоуправлению | • в разгосударствлении, приватизации экономики и других сфер |






