ФОРМЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ
| Президентская | Парламентская |
| ♦ ведущую роль в политической жизни общества играет президент; | ♦ тон в политической жизни страны задает парламент; |
| ♦ президент (как и парламент) избирается народом либо коллегией выборщиков; | ♦ президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства; |
| ♦ президент является главой и государства и исполнительной власти; | ♦ реальной главой государства выступает руководитель правительства; |
| ♦ президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью; | ♦ выборный парламент формирует и контролирует правительство, которое ему и подотчетно; |
| ♦ президент наделяется правом отлагательного вето (лат. “ запрет ”) на решения законодательного органа; | ♦ парламент может путем голосования выразить вотум недоверия деятельности правительства в целом, его главы или отдельного министра; |
| ♦ власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать | ♦ власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие партийные группы |
| Боливия, Венесуэла, Мексика, США, Финляндия | Австрия, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Швейцария |
| СМЕШАННАЯ (ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ) |
| ♦ президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и фактически значительными полномочиями; |
| ♦ правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом; |
| ♦ президент осуществляет общее руководство правительством, возглавляемое премьер-министром; |
| ♦ президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству); |
| ♦ парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия |
| Франция, Португалия, Польша, Румыния, Украина, Литва, Россия и др. |
Следующий критерий классификации форм государства – их национально - территориальная организация – форма государственного устройства. В соответствии с этим критерием государства делятся на
Ø унитарные,
Ø федеративные
Ø конфедеративные.
| УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО |
| - форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. |
| ♦ единая конституция, действующая на всей территории страны; |
| ♦ единая система высших госорганов власти, юрисдикция которых распространяется на всю территорию; |
| ♦ единая правовая система; |
| ♦ подчинение муниципальных органов власти общегосударственным и пр. |
| децентрализованные | централизованные |
| государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации | государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра |
| Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия | Нидерланды, Казахстан, Узбекистан |
| ФЕДЕРАЦИЯ |
| - форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав административно-территориальные образования (субъекты федерации) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью. |
| ♦ наличие конституции союза и субъектов федерации; |
| ♦ право представительных органов субъектов федерации принимать законодательные акты в пределах установленных полномочий и компетенции и т.д. |
| ♦ верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства; |
| ♦ существование федеративного гражданства и гражданства субъектов федерации; |
| ♦ наличие законодательных, исполнит. и судебных органов власти на уровне субъектов федерации; |
| Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, ФРГ и др. |
ФЕДЕРАЦИИ делятся по правовому статусу субъектов на
Ø симметричные (Чехословакия до 1993 г.), в которых права и представительство субъектов федерации в высших органах власти одинаковы, и
Ø асимметричные, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве (большинство федераций, в т.ч. и Россия).
Особая государственная форма - КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio - объединение, союз).
| КОНФЕДЕРАЦИЯ |
| - форма государственного устройства, представляющая из себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих (военных, политических, внешнеполитических) целей. |
| ♦ каждый член конфедерации сохраняет государственную самостоятельность; |
| ♦ центру делегируется строго ограниченный круг полномочий; |
| ♦ для осуществления согласованной политики государств, входящих в конфедерацию, создается несколько специальных органов и/или постов; |
| ♦ решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств; |
| ♦ отсутствует единая налоговая и правовая системы; |
| ♦ конфедеративный договор может быть расторгнут по желанию одной из сторон. |
| Тип государства | Краткая характеристика | Примеры |
| Унитарное государство | • единое, составляющее одно целое государство; • единые конституция и гражданство; | Италия, Финляндия, Франция, |
| • единая система права, органов власти и управления; • делится на административно-территориальные единицы и пр. | Япония и др. | |
| Федеративное государство | объединяет относительно самостоятельные государственные, образования которые [наряду с наличием общих (федеративных) органов и структур] могут иметь: • собственную конституцию; • свои правовую и судебную системы; • свои органы власти; • свое гражданство и т.д. | Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, США, Россия и пр. |
| Конфедерация | объединение независимых государств для совместного решения общих задач (чаще политических); неустойчива, обычно ♦ либо распадается, ♦ либо развивается в федерацию |
| СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ |
| Европейский Союз - ЕС (англ. - European Union) |
| За время своего существования ЕС расширил не только состав участников, но и формы их активного сотрудничества. Это не только общие рынки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, но и общий Европарламент (с прямыми и всеобщими выборами его депутатов), общий суд и совместные финансовые учреждения, согласованная политика, свободное передвижение граждан по территориям большинства стран - членов ЕС, валютное, экологическое, культурное и другое сотрудничество. |
| Содружество Независимых Государств (СНГ) |
| Бывшие союзные республики рухнувшего в 1991 г. СССР. Большинство из них объединились в СНГ. Кроме того, эти страны во взаимоотношениях используют различные двух- и многосторонние альянсы (напр., Таможенный союз Белоруссия – Казахстан - Киргизия - Россия – Таджикистан, Союзное государство России и Белоруссии и т.д.). |
| Империи |
| государственные образования, отличительные особенности которых - обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи. |
| Протектораты |
| формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат. |