Имущественные правоотношения

Источники права.

ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ

IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания.

1) Происходит замена племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы.

По характеру источников права средневековая Франция распадалась на 2 большие области - север и юг приблизительной границей между которыми является река Луара.

На севере Франции преобладало неписаное обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII вв., так или иначе приспособляемые к феодальным отношениям.

2) На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, утверждалось видоизмененное римское право, приведенное в соответствие с местными условиями.

Соответственно с этим:

- юг называли страной писаного права,

- а север - страной обычного права.

3) В течении XII столетия во Франции появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и потому имели, главным образом, справочный характер.

4) Начиная с XIV в. все большее значение приобретают такие источники права, как

- закон,

- королевское распоряжение (ордонансы)

- решения высших судов,

- ассизы, решения, изданные собранием крупных феодалов.

5) Особое развитие и значение во Франции получило городское право.

6) Каноническое право регулировало брачно-семейные отношения, наследственное право, уголовное и процессуальное.

Особое развитие в феодальной Франции получили институты цивильного права: вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право.

7) В период формирования централизованного государства сословно представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов.

Людовик IХ предписал своих бальи создать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент.

В 1453 г. Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которых распространялось на большой территории.

В период абсолютной монархии при Людовике ХIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло иметь место только по указу короля. Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. Так, королевский бальи и сенешал Филипп де Бомануар составил «Кутюмы Бовези» (1282), охватывавшие обычаи сенешалов Франции. В 1389 г. бальи Жак Д’Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции».

Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер.

В более позднее время, в XVII столетии, во Франции издаются систематические собрания законов вроде Торгового или Морского кодексов, а также более известного Большого ордонанса 1670 г., кодифицировавшего процессуальное право.

ВЕЩНОЕ ПРАВО

Крупное землевладение выступало в форме аллода и бенефиция. В IХ веке бенефиций становится наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном. В Х-ХI веках распространяется инфеодация, т.е. передача аллодов их собственниками королю, крупным феодалам или обратно в виде феода.

Субинфеодация – передача части феода вассалом подвассалу.

Феод - благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, феод являлся наследственным владением независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов право владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал без наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода к наследнику последний должен был платить в пользу сеньора пошлину (рельеф), которая по данным кутюмов к XIII в. составляла годичный доход феода.

Наряду с крупным феодальным землевладением, существовало крестьянское землевладение:

- землевладение сервов

- и землевладение вилланов.

Крестьянин не имел права собственности на землю.

Крестьянский надел, предоставляемый серву, находился в его владении и пользовании. Этот участок находился в " мертвой руке " (в состоянии мэнморта), ибо серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господина.

По обычному праву вплоть до ХIII века все имущество серва после его смерти переходило его господину.

Затем надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имущества, а с развитием товарно-денежных отношений - определенных денежных взносов.

За право владения и пользования наделом серв должен был ежегодно вносить плату, размер которой устанавливался по усмотрению господина.

Наделы предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам) рассматривались как независимое держание земли от сеньора и именовались ЦЕНЗИВА.

Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам.

У цензивы было ряд общих черт с феодом:

- для ее отчуждения требовалось согласие сеньора

- и при переходе ее по наследству уплачивался определенный налог.

Цензивы отличались от феода тем, что крестьянское держание не завоевало прав, связанных с держанием феода, т.е. не включало крестьянина в феодальную иерархическую лестницу.

Если обладание феодом считалось привилегией дворянства, то обладание цензивой считалось привилегией крестьянства.

Разновидностью цензивы была издольщина (шампар), когда виллан был обязан вносить в пользу феодала часть урожая.

Запутанность земельных отношений, обусловленная иерархической структурой собственности, выдвинула на первое место при рассмотрении споров о правах на недвижимость такое понятие, как СЕЗИНА (владений).

Под сезиной понималось такое господство лица над вещью, которое, в случае его нарушения, должно защищаться в судебном порядке.

Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции и оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезины в судебный реестр.

Сезина могла приобретаться в результате давности владения. В ранних кутюмах срок приобретательной давности исчислялся 1 годом и 1 днем со дня приобретения.

В более поздних кутюмах под влиянием римского права срок приобретательской давности увеличивается до 10 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: