Место и роль государства в политической системе

Функции полит. системы общества

- это детерминированные социальными, экономическими, политическими и др. условиями существования полит. системы ее основные направления воздействия на общество.

1. Полит. руководства страной. Властные отношения предполагают установление определенных правил поведения, соответственно в рамках полит. системы происходит руководство обществом и государством.

2. Ориентирующая. В процессе полит руководства правящий класс полит партии и др субъекты властных отношений (в зависимости от полит режима) определяют дальнейшие пути общественного и гос развития, определяют цели, которые необходимо достичь, а соответственно ориентируют общество на тот или иной вариант поведения.

3. Политизации общества. Заключается в вовлечении как можно большего количества людей и их объединений в полит процессы страны. Участие в полит жизни государства, посредством повышения полит культуры общества, полит воспитания граждан, приобщение индивида к полит. ценностям, привитие гражданам чувства уважения гос власти.

4. Регулятивная. Состоит в выработке и установлении соц норм в полит сфере общества

5. Охранительная. Любое установленное правило поведения нуждается в закреплении, а если потребуется в немедленном применении и исполнении мер ответственности, поэтому чтобы установленные правила поведения не стали простым пожеланием необходим аппарат, способный осуществлять данные меры ответственности. Таким аппаратом в полит. системе выступают: органы государства (н-р принудительная ликвидация полит партии), полит партии (н-р, выражение недоверия правительству), общество (н-р, отзыв депутата, не оправдавшего доверия)

6. Ф. эволюционного отбора. Предполагает, что в процессе полит борьбы во властные структуры попадают лучшие и сильнейшие представители общества.

7. Стабилизирующая. В результате полит борьбы и осуществления власти сталкиваются интересы различных индивидов, классов и т.д., поэтому полит система выполняет роль стабилизирующего фактора, посредством установления правил поведения и ответственности за их нарушение.

8. Коммуникативная. Обеспечивает процесс коммуникации (общения) между различными субъектами полит системы.

9. Ф. соц. адаптации. Иногда в полит системе возникают резкие кардинальные изменения, которые вызывают у общества потрясение и неопределенность в полит системе. Эти негативные моменты сглаживает адаптивная ф. полит системы. Помогает приспособиться обществу к любым полит реалиям с помощью регулирующего охранительного коммуникативного и др воздействий на общество.

10. Мобилизационная. Заключается в концентрировании, распределении и максимальном использовании ресурсов общества для осуществления государством своих целей и задач.

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: - может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.; - регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; - может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

23. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий

Человек -высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ч. — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Вопрос о природе (сущности) Ч., его происхождении и назначении, месте Ч. в мире — одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии Ч. мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного "порядка" и "строя" бытия ("природы"), как "малый мир", микрокосм (Демокрит) — отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого антропоморфно — как живой одухотворённый организм). Ч. содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм).

ЛИЧНОСТЬ — понятие, означающее в праве человека как активного субъекта общественных отношений, члена общества. В этом смысле оно применимо равным образом в отношении гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. В контексте конституционных, гражданских и уголовных правовых норм о защите достоинства личности, личной неприкосновенности под Л. следует понимать не всякое физическое лицо, а лишь обладающее достаточно развитым самосознанием.

ГРАЖДАНИН — лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Г. имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Г. конкретного государства отличаются от иностранных Г. и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только Г. принадлежат политические права и свободы.

В гражданском законодательстве РФ термин "Г.", если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо.

24. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: