Правотворчество - это основанная на законе деятельность компетентных органов и организаций по созданию нормативных правовых актов

Правообразование и правотворчество, понятие и их соотношение.

Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, при­ведение их в определенную систему. Она необходима для обеспече­ния доступности законодательства, удобства пользования им, уст­ранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

• инкорпорация — систематизация путем объединения норма­тивных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридичес­кое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени принятия), тематический (по определенной те­матике) и др. Инкорпорация — самый простой вид система­тизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законо­дательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в
учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофи­циальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде;

• консолидация — систематизация путем объединения норма­тивных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридичес­кое значение. Они объединяются по признаку относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она яв­ляется «компромиссной», сочетающей в себе черты инкорпо­рации и кодификации. Консолидация используется зачас­тую как промежуточный этап, когда отсутствует возмож­ность кодификации;

• кодификация — систематизация путем объединения норма­тивных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются ус­таревший правовой материал, противоречия в нормах, созда­ются новые правила поведения, обеспечивается их согласо­ванность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому ко­дификация — наиболее сложный и трудоемкий вид система­тизации. Кодификация законодательства может быть всеоб­щей (когда переработке подвергается значительная часть за­конодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового ин­ститута). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обо­снованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).

Признаки кодификации:

-во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы;

-во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс;

-в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Следует отметить, что в некоторых случаях правоустановления сразу начинается с правотворчества, минуя стадию правообразования. Это происходит, в частности, в следующих случаях:

- новые правоотношения не могут возникнуть до закона, закон это запрещает (например, в уголовном праве);

- государство в силу каких-то условий не может ждать спонтанного возникновения этих отношений и инициативно их создает (изменяет).

Правотворчество — составная часть более широкого процесса — правообразования.

Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Правообразование - процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их закрепления в законе. В ходе развития общества возникают новые, не урегулированные правом отношения людей. Первоначально они принимают различную форму, но постепенно в поведении субъектов этих отношений закрепляются наиболее удобные и выгодные им формы. Эти варианты поведения становятся привычными, и постепенно формируются правила, которые получают общее признание. Именно эти правила и становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются им в нормативно-правовых актах как общеобязательные.

Можно отметить, что правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития. Возникающие таким образом правила поведения имманентно присущи данному обществу и мало зависят от государственной воли. Напротив, правотворчество, что и отражается самим термином, имеет творческий характер, и в нем заметное влияние оказывается субъективным фактором - волей законодателя.

Последовательную смену этих двух процессов, имеющих общий результат - появление уже официальных, юридических, охраняемых государством правил поведения (правовых норм) - можно назвать правоустановлением.

56. Правотворчество: понятие, виды, формы и стадии.

Правотворчество — это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества высту­пают государственные органы, негосударственные структуры (ор­ганы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворчество подразделяется:

1) в зависимости от субъектов на:

• правотворчество народа в процессе проведения референдума

• правотворчество государственных органов (например, Госу­дарственной Думы, Правительства РФ);

• правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

• правотворчество органов местного самоуправления.

2) в зависимости от значимости на:

• законотворчество

• делегированное правотворчество

• подзаконное правотворчество (здесь нормы права принима­ются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам

Стадии:

В целом законотворческий процесс состоит из следующих основных стадий: 1) принятие соответствующим компетентным органом (самим правоустановительным органом или субъектом правоустановительной инициативы) решения об издании определенного нормативно-правового акта; 2) разработка и предварительное обсуждение проекта этого акта; 3) рассмотрение данного проекта правоустановительным органом; 4) принятие нормативно-правового акта; 5) официальное опубликование принятого нормативно-правового акта.

Инициатива принятия соответствующего нормативного акта может исходить как от самого правоустановительного органа, так и от других субъектов, обладающих правом на такую инициативу.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Разработка законопроекта осуществляется субъектом законотворческой инициативы (соответствующими структурами, подчиненными данному субъекту) или по поручению Совета Государственной Думы – одним из ее комитетов.

В отношении внесенного в Государственную Думу законопроекта Совет Государственной Думы назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту (так называемый ответственный комитет) и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения Государственной Думы, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением субъекта права законодательной инициативы и может освещаться в средствах массовой информации.

На основе всех этих предварительных обсуждений в законопроект вносятся необходимые исправления и уточнения. Законопроект, подготовленный к рассмотрению, направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думой.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во втором чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона.

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. Подписанный Президентом закон подлежит обнародованию.

Официальное опубликование принятого нормативно-правового акта осуществляется в специальных печатных изданиях и газетах.

Порядок принятия подзаконных нормативно-правовых актов зависит от типа и характера соответствующего органа исполнительной власти. Нормативно-правовые акты коллегиальных органов исполнительной власти (например постановление Правительства РФ, постановление Правительства субъекта РФ и др.) принимаются простым большинством голосов членов соответствующей коллегии. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, действующих на началах единоличного руководства (указы Президента РФ, приказы министра, акты глав исполнительной власти в субъектах РФ и т.д.) принимаются в порядке единоличного решения соответствующего должностного лица.

57. Юридическая техника: понятие, виды, принципы. Правотворческая и правоприменительная техника.

+62 Юридическая техника: понятие и виды

Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

К основным принципам Ю.т. относятся: а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений: адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения,

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

-законодательная (правотворческая);

-систематизация нормативных актов;

-учет нормативных актов;

-правоприменительная.

Средства и приемы юридической техники

Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Среди технико-юридических приемов выражения и изложения законодательной воли следует назвать:

а) абстрактный, когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается обобщенными родовыми понятиями;

б) казуистический, при котором фактические обстоятельства даются перечислением или путем указания на конкретные, индивидуальные признаки. Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры. Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: