Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Раздел 1. Теория государства

Содержание разделов (тем) дисциплины

Содержание и тематическое планирование дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Брокилон

Нейтральные игроки

Северные войны существенно ослабили всех участников. Настоящими победителями стали государства, воздержавшиеся от участия в конфликте.

Ковир и Повисс

Страна на далеком севере континента, граничащая с Реданией. Основал ее принц Тройден, брат реданского короля Радовида I Великого. Впоследствии реданские монархи несколько раз пытались наложить лапу на богатые земли младших родичей, но всякий раз крепко получали по зубам. У истоков нынешнего правящего рода Ковира и Повисса стоял Эстерил Тиссен, а в эпоху северных войн престол занимал его потомок Эстерад.

Ковир и Повисс — самая северная из стран нордлингов, климат здесь суров. Поэтому в государстве две столицы: зимняя находится в Лан Эксетере, летняя — в Понт Ванисе. Страна очень богата, занимает на мировом рынке положение монополиста по поставкам стекла и соли. Развиты горное дело и металлургия — по этим статьям Ковир уступает только краснолюдскому Махакаму. Но главный источник богатств — золото, 80% мировых запасов которого находится в Ковире. Немудрено, что государство и народ процветают. К примеру, заработки ковирских ремесленников в четыре раза выше доходов их собратьев из Редании и Темерии.

Короли Тиссениды ведут активную династическую политику. Среди их родичей — правители Редании, Каэдвена, Аэдирна, Цидариса, Вердэна, Ривии. В Ковире производят отличное оружие. Обилие золота позволяет держать самую боеспособную на континенте армию наемников.

Хотя формально Ковир принадлежит к королевствам нордлингов, участия в войне против Нильфгаарда Эстерад не принимал. Тем не менее он обеспечивал северян оружием, финансами и наемниками, чем отчасти предопределил поражение Империи.

Еще один формальный нейтрал — государство дриад, огромный древний лес Брокилон. Столица Дуэн Каннелл находится в самом центре чащи, правительницу зовут Эитнэ. В Брокилоне запрещено жечь огонь и рубить лес: для дриад он служит не только обиталищем, но и святыней. Дриады напоминают амазонок: отлично стреляют из лука и живут только женскими общинами. Они также владеют способностью к особой лечебной магии. Доступ людей в Брокилон запрещен, нарушивших это правило смельчаков обычно убивают. Хотя наиболее крепких мужчин дриады могут использовать как «самцов-производителей». Раньше дриады более тесно общались с людьми, однако после нападений солдат из Бругге и Вердэна отношения с соседями разладились. На словах дриады не вмешиваются во внешние дела, но некоторые из них поддержали «белок», обеспечивая их укрытием, лечением, снабжая медикаментами и продовольствием. Иногда дриады даже оказывали эльфам военное содействие, хотя по крови как минимум наполовину, а то и полностью лесные амазонки принадлежат к человеческой рас

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория государства и права»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

профилизаций: «Правозащитная деятельность»,

«Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»,

«Административно-правовое регулирование в сфере образования»

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория государства и права ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 45 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: К.ю.н, доцент А.А. Воронина
  К.ю.н., доцент Е.Е. Столярова
  Старший преподаватель К.А. Игишев
  Старший преподаватель О.В. Шмурыгина
     
     
Рецензент: Д.ю.н, профессор С.Н. Сабанин

Одобрена на заседании кафедры права. Протокол от 26 апреля 2011 г. № 9.

Заведующая кафедрой права   А.А. Воронина

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от 23 мая 2011 г. № 9.

Председатель методической комиссии ИСП   А.Г. Кислов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИСП   С.Е. Вершинин

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Воронина А.А., Столярова Е.Е., Игишев К.А., Шмурыгина О.В., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – глубокое освоение студентами понятийного и категориального аппарата, выработанного теорией государства и права как общетеоретической юридической наукой, для получения возможности дальнейшего изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует расширению кругозора студента, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Формирует личность с высоким уровнем правосознания.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Теория государства и права» относится к вариативной части (44-б3) профессионального цикла и является одной из базовых в данном профиле.

Изучение курса рассчитано на два семестра (1 й и 2 й), поэтому входные знания могут быть разграничены на отдельные части и оцениваться по мере освоения базовых дисциплин в первом семестре, а также знаний, приобретенных при получении предшествующего уровня образования.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Обществознание» (для 1-го и 2-го семестров):

Знания: общих закономерностей возникновения, функционирования и развития общества и государства; исходных понятий об обществе и государстве; соотношения общества, государства и права; исторических типов и форм общества, государства и права; признаков, форм, типов, механизмов и функций государства.

Умение: анализировать общественные явления и процессы.

2.2. Из курса «Основы права» (для 1-го и 2-го семестров):

Знания: общих закономерностей возникновения, функционирования и развития права; исходных понятий о праве; исторических типов и форм права; концепции гражданского общества и правового государства; понятий норм и источников права, общей теории правоотношений; системы права и системы законодательства, механизмов и форм правового регулирования и реализации права; общих закономерностей правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности.

2.3. Из курса «Русский язык и культура речи» (для 2-го семестра):

Умение: строить ясно, аргументировано и верно устную и письменную речь.

2.4. Из курса «Иностранный язык» (для 2-го семестра):

Умение: обладать начальными навыками восприятия информации и профессионального общения на иностранном языке.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «Конституционное право»,

- «Гражданское право»,

- «Уголовное право»,

- «Трудовое право»,

- «Правоохранительные органы»,

- «Административное право»,

- «Земельное право»,

- «Экологическое право»,

- «Семейное право»,

- «Философия»,

- «История»,

- «Политология»,

- «Социология»,

- «Экономическая теория».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Теория государства и права» является базовой для изучения последующих правовых дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

- способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);

- владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

- владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29);

профессиональные компетенции:

- способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

- готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-37);

- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-38);

- готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-39);

- готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-40);

- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-41);

- готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-42);

- готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-43);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-44);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-45);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-46);

- готов участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПК-47);

В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» обучающийся должен

Знать:

- основной понятийный аппарат юриспруденции, юридическую терминологию, основные структуры институтов государства и права;

- роль и место теории государства и права в системе юридических наук;

- предмет и метод теории государства и права;

- общие и специальные закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и правовых явлений;

- методологические основы научного понимания права и государственно-правовых явлений;

- закономерности исторического движения и функционирования государства и права;

- систему знаний о государстве и его функциональной деятельности;

Уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

- находить взаимосвязи государства, права и иных сфер жизни общества и человека;

- пользоваться понятийным и категориальным аппаратом теории государства и права.

- четко представлять систему права, правотворчество и действие нормативных правовых актов;

- формулировать соответствующие теоретические положения (например, понятия государства и права, нормы права и т.д.) в виде развернутого определения;

- раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

- доказывать теоретические тезисы (положения);

- подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.

Владеть:

- аналитическими навыками работы с нормативными актами, предварительно изучив их структуру и типологию;

- навыками толкования нормативно-правовых актов;

- навыками юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства;

- навыками ориентироваться в действующем законодательстве.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц,
252 часа, из них 110 аудиторных часов.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

- аудиторная – 2 часа в неделю в 1-м семестре; 4 часа в неделю во 2-м семестре;

- самостоятельная работа студентов – 2,8 часа в неделю в 1-м семестре; 1,4 часа в неделю во 2-м семестре.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной нагрузки, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕТ) 252 (7) 252 (7) 252 (7)
1.2. Аудиторные занятия      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа:      
1.3.1. Курсовой проект (работа)      
1.3.2. Контрольная работа  
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (подготовка к экзамену или зачету, подготовка курсовой работы)      
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс      
2.2. Семестр изучения 1,2 1,2  
2.3. Экзамен (семестр)      
2.4. Зачет (семестр)    
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)      
2.6. Контрольная работа (семестр)  

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.   1,2     5,6 Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2. Происхождение государства и права   3,4     5,6 Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
3. Понятие, сущность и основные признаки государства   5,6     5,6 Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
4. Функции государства   7,8     5,6 Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
5. Формы государства   9,10,11     8,4 Еженед. Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10, 11.
6. Механизм (аппарат) государства   12,13     5,6 Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
7. Гражданское общество и правовое государство. Государство в политической системе общества   14,15     5,6 Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
Итого за 1 семестр         Зачет
 
8. Основные подходы к пониманию права. Сущность права         1,4 Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
9. Право в системе социального регулирования         1,4 Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
10. Нормы права   3,4     2,8 Еженед. Собесед. – 3,4; Участие в практ. занятии – 3;Участие в круглом столе – 4.
11. Система права   5,6     2,8 Еженед. Собесед. – 5,6; Участие в практ. занятии – 5; терминологический диктант – 6.
12. Источники (формы) права. Правотворчество   7,8     2,8 Еженед. Собесед. – 7,8; Участие в практ. занятии – 7,8.
13. Толкование права         1,4 Еженед. Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 9.
14. Реализация норм права         1,4 Еженед. Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 10.
№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
15. Правосознание и правовая культура         1,4 Еженед. Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 11.
16. Правовые отношения   12,     2,8 Еженед. Собесед. – 12,13; Участие в практ. занятии – 12; Терминологический диктант – 13; Тест – 13.
17. Правовое поведение. Правомерное поведение. Правонарушение. Юридическая ответственность   14,     2,8 Еженед. Собесед. – 14,15; Участие в практ. занятии – 14,15.
18. Правовое регулирование и его механизм         1,4 Еженед. Собесед. – 16; Участие в практ. занятии – 16.
19. Законность и правопорядок         1,4 Еженед. Собесед. – 17; Участие в практ. занятии – 17.
20. Правовая система общества         1,4 Еженед. Собесед. – 18; Участие в практ. занятии – 18.
21. Основные правовые системы современности   19,     2,8 Еженед. Собесед. – 19,20; Участие в практ. занятии – 19; Итоговая контрольная работа - 20.
22. Работа над курсовой работой              
23. Подготовка к экзамену              
Итого за 2 семестр         Экзамен, курсовая работа
 
Всего за курс          
 
                               

Государственно-правовая действительность как объект научного познания. Причины и следствия множественности теоретических воззрений и учений, существующих в области познания государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

Методология теоретического познания государственно-правовой действительности: понятие, значение. Методы юридической науки.

Теория государства и права как учебная дисциплина. Ее место и роль в процессе подготовки юриста. Цели, задачи, структура теории государства и права как учебной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: