Занятие 19. Реализация норм права
Занятие 18. Толкование права
Занятие 17. Источники (формы) права. Правотворчество
Занятие 16. Источники (формы) права. Правотворчество
Контрольные вопросы.
1. Каково соотношение понятий «форма права» и «источник права»?
2. Какие виды источников права утвердились в российской правовой системе?
3. Какова система нормативных актов в Российской Федерации?
4. Каково соотношение закона и подзаконного акта?
5. Какие виды законов в Российской Федерации существуют?
6. Существуют ли судебные прецеденты как источники права в современной России?
7. Каковы особенности соотношения нормативных актов в федеративном государстве?
8. Какие исключения существуют из правила о том, что закон обратной силы не имеет?
9. В чем состоит своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации?
Задание.
Подобрать примеры действующих в РФ нормативных правовых актов различных видов.
Контрольные вопросы.
1. Что такое правотворчество?
2. Основные принципы правотворческой деятельности?
3. Виды правотворчества в России?
4. Основные стадии законодательного процесса в РФ?
5. Что такое законодательная техника? Каково ее значение для качественной подготовки проектов нормативных актов?
6. Каково соотношение правотворческой компетенции государственных органов и общественных организаций?
Задание.
Отразить иерархию действующих в РФ нормативных правовых актов различных видов.
Контрольные вопросы.
1. Охарактеризуйте понятие и значение толкования норм права.
2. Раскройте способы толкования норм права.
3. Определите виды толкования по субъектам.
4. Определите виды толкования по объему (результаты толкования)
5. Что такое интерпретационные акты и их юридическая природа.
Задание.
Австралийский юрист Т. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает». Объясните смысл его высказывания.
Контрольные вопросы.
1. Основные черты применения права и его формы.
2. Каковы основные стадии процесса применения права?
3. Как соотносятся понятия «аналогия закона» и «аналогия права»?
4. В чем отличие акта применения права от нормативного правового акта?
5. Как следует разрешать коллизии в праве?
6. Что такое «акт применения права», и каковы его виды?
7. Что понимается под пробелом в праве?
8. Кто является правоприменителем по закону?
Задание.
1. Письменно привести не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права.
2. Опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.
Контрольные вопросы.
1. Какова структура правосознания?
2. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?
3. Как правовая идеология и правовая психология соотносятся с индивидуальным правосознанием?
4. Какова роль правосознания в сфере практической реализации правовых норм?
5. Каковы основные функции правосознания?
6. Как соотносятся правосознание и правовая культура?
7. Какова структура правовой культуры общества и отдельной личности?
8. Каковы истоки правового нигилизма российского общества?
9. В какой степени уровень развития правосознания общества зависит от культурно-исторических особенностей развития государства?
10. Какова взаимосвязь обыденного, профессионального и научно-теоретического уровней правовой культуры?
11. Чем профессиональное сознание юриста отличается от обыденного правосознания?
Задание.
Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»? Аргументируйте свой ответ.