Занятие 20. Правосознание и правовая культура

Занятие 19. Реализация норм права

Занятие 18. Толкование права

Занятие 17. Источники (формы) права. Правотворчество

Занятие 16. Источники (формы) права. Правотворчество

Контрольные вопросы.

1. Каково соотношение понятий «форма права» и «источник права»?

2. Какие виды источников права утвердились в российской правовой системе?

3. Какова система нормативных актов в Российской Федерации?

4. Каково соотношение закона и подзаконного акта?

5. Какие виды законов в Российской Федерации существуют?

6. Существуют ли судебные прецеденты как источники права в современной России?

7. Каковы особенности соотношения нормативных актов в федеративном государстве?

8. Какие исключения существуют из правила о том, что закон обратной силы не имеет?

9. В чем состоит своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации?

Задание.

Подобрать примеры действующих в РФ нормативных правовых актов различных видов.

Контрольные вопросы.

1. Что такое правотворчество?

2. Основные принципы правотворческой деятельности?

3. Виды правотворчества в России?

4. Основные стадии законодательного процесса в РФ?

5. Что такое законодательная техника? Каково ее значение для качественной подготовки проектов нормативных актов?

6. Каково соотношение правотворческой компетенции государственных органов и общественных организаций?

Задание.

Отразить иерархию действующих в РФ нормативных правовых актов различных видов.

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте понятие и значение толкования норм права.

2. Раскройте способы толкования норм права.

3. Определите виды толкования по субъектам.

4. Определите виды толкования по объему (результаты толкования)

5. Что такое интерпретационные акты и их юридическая природа.

Задание.

Австралийский юрист Т. Дэвис писал: «Правовой текст значит больше для того, кто больше знает». Объясните смысл его высказывания.

Контрольные вопросы.

1. Основные черты применения права и его формы.

2. Каковы основные стадии процесса применения права?

3. Как соотносятся понятия «аналогия закона» и «аналогия права»?

4. В чем отличие акта применения права от нормативного правового акта?

5. Как следует разрешать коллизии в праве?

6. Что такое «акт применения права», и каковы его виды?

7. Что понимается под пробелом в праве?

8. Кто является правоприменителем по закону?

Задание.

1. Письменно привести не менее трех примеров конкретных жизненных ситуаций, в которых может возникнуть необходимость применения норм права.

2. Опираясь на нормы соответствующего законодательства, указать круг фактических обстоятельств, которые необходимо будет установить на первой стадии правоприменительной деятельности в каждой из этих ситуаций.

Контрольные вопросы.

1. Какова структура правосознания?

2. Каковы особенности правосознания как формы общественного сознания?

3. Как правовая идеология и правовая психология соотносятся с индивидуальным правосознанием?

4. Какова роль правосознания в сфере практической реализации правовых норм?

5. Каковы основные функции правосознания?

6. Как соотносятся правосознание и правовая культура?

7. Какова структура правовой культуры общества и отдельной личности?

8. Каковы истоки правового нигилизма российского общества?

9. В какой степени уровень развития правосознания общества зависит от культурно-исторических особенностей развития государства?

10. Какова взаимосвязь обыденного, профессионального и научно-теоретического уровней правовой культуры?

11. Чем профессиональное сознание юриста отличается от обыденного правосознания?

Задание.

Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»? Аргументируйте свой ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: