Участие вятчан в войнах России

Распространение православия на Вятке

о середины ХVIв Вятская земля в религиозном отноше­нии подчинялась московскому патриарху. В 1555г. в г.Казани была создана православная епархия во главе с архиепископом. Именно в эту епархию и вошла Вятская земля. Но непосредственно на месте вятские священнослужители возглавлялись настоятелем главного собора, который находился в г.Хлынове, Никольского. Вятские мона­хи управлялись главой Трифонова монастыря.

Именно Успенский Трифонов монастырь стал первым монас­тырём Вятской земли. Он был основан монахом Трифоном в 1580 г. в г. Хлынове. Монах Трифон, в миру Трофим Дмитриевич Подвизаев, ро­дился в крестьянской семье в селе Малонемнюжском Архангельской земли. В 1568 г. он принял монашеский сан и начал проповедовать христианство среди нерусских народов Пермской земли. В 1580 г. мо­нах Трифон приходит на Вятскую землю, где в сане архимандрита становится настоятелем Успенского мужского монастыря, который после его смерти стал называться Трифонов. Именно здесь он и умер в 1612 г. После смерти мощи Трифона были помещены в Успен­ский собор монастыря, а сам он стал почитаться как Святой Вятской земли.

Другим известным вятским Святым стал Прокопий. Он ро­дился в 1578 г. в деревне Корякинской недалеко от г. Хлынова в крестьянской семье Плишковых. В 12 лет, находясь в поле, он был поражён молнией и заболел. Исцелил его монах Трифон. После этого Прокопий ушёл жить в Слободской к священнику Екатерининской церкви Иллариону. Через три года родители вернули его домой, но он стал юродивым. Прокопий начал странствовать по Вятской земле, обрекая себя на многие лишения. В это время у Прокопия появился дар предвидения. Умер он в г. Хлынове 21 декабря 1628 г. и был по­хоронен в Успенском соборе.

Другой монастырь, Преображенский Екатерининский, был ос­нован в 1582 г. иеромонахом Павлом и старцем Гурием. В 1592 г. старец Гурий основывает Холуницкий Троицкий монастырь, а в 1599 г. иеромонах Иосаф Казанец основывает в г. Слободском Богоявленский мо­настырь. Монастыри сыграли большую роль в вятской истории. Они несли Слово Божие, распространяли христианство среди нерусского населения, развивали культуру. В монастырях велось местное лето­писание.

ХVI в непосредственная угроза пределам Вятской зем­ли значительно уменьшилась. С Вяткой граничило только враждебное Казанское ханство. Однако в это время оно стало значительно слабее, а кроме того практически непрерывно воевало с Русским госу­дарством. В середине века Русское государство решило окончатель­но разгромить врага и начало собирать воедино воинские отряды всех своих земель. В 1545 г. из Москвы на Вятскую землю прибыл князь Василий Серебряный. Собрав вятских воинов, он по реке Вятке двинулся на соединение с русской ратью. По дороге вятчанам приш­лось вступать в схватки с отдельными казанскими отрядами, уничто­жая их. Добравшись до Казани, вятчане приняли участие в её осаде. В 1551 г. большой отряд казанских татар во главе с ханом Улан-Кащаком вступил на Вятскую землю. Однако вятское войско во главе с воеводой Бахтеяром Зюзиным внезапно атаковало врага и нанесло ему поражение. В плен попал сам хан с сорока пятью воинами.

В 1552 г. русская рать снова подступила к Казани. Нача­лась осада. Особую роль в боевых действиях играл сторожевой полк под командованием князя Василия Серебряного. В состав это­го полка входили и вятские воины, которых возглавлял Григорий Сукин. Именно сторожевой полк взорвал стену Казани, сыграв важную роль во взятии города.

В 1553–1557 гг. вятчане участвовали в покорении наро­дов, проживающих на территории бывшего Казанского ханства: баш­кир, удмуртов, татар, мордвы, марийцев. Вятские воины во главе с военоначальником из Москвы Данило Фёдоровичем Адашевым в 1553 г. подавили сопротивление марийцев и удмуртов в районе реки Камы и Вятки. В 1554–1556 гг. они вместе с московским войском воева­ли с марийцами на юге Вятской земли. Сопротивление нерусского населения было сломлено, его обложили налогом — ясаком. Чтобы предупредить новые восстания на покорённых землях были остав­лены небольшие русские крепости, которые позже превратились в города.

Участвовали вятчане и в войне против Астраханского ханства. В 1554 г. вятский полк под командованием князя Александ­ра Ивановича Вяземского сыграл решающую роль в разгроме астраханцев. В 1556 г. началась новая война. Вятский полк во главе с Фё­дором Писемским и вятская флотилия, возглавляемая Иваном Шеломом подступили к г. Астрахани. В ночном сражении они разгромили основ­ные войска астраханского хана Дербыш-Али, что позволило русскому войску взять город.

Немаловажную роль сыграла Вятская земля и в освоении Сибири. Вятчане входили в состав войск, которые захватывали Си­бирь. Только в отряде князя Семёна Фёдоровича Курбского, который в 1499 г. отправился в Сибирь, было около тысячи вятчан. О том, что вятчане участвовали в этом путешествии не впервые, говорит и то, что проводниками, в этом войске тоже были вятчане. История донесла до нас имена некоторых из них: Лёва Иванов сын Алексеев, Петруша Конов, Костя Яковлев сын Пугвин. Кроме того, именно через Вятку проходила самая короткая дорога в Сибирь. Сама Вятская земля снабжала русское население Сибири различными припасами и, прежде всего, хлебом.

Вопросы:

1. Как изменилось управление Вятской землёй после при­соединения к Московскому государству?

2. Какие налоги платили вятчане в ХVI в.?

3. Перечислите основные категории населения Вятской земли.

4. Назовите основные типы населённых пунктов на Вятской земле в это время?

5. Назовите основные черты сельского хозяйства, ремес­ла и торговли на Вятской земле.

6. Какие факты говорят о распространении христианства на Вятской земле в ХVI в.?

7. В каких войнах Русского государства участвовали вятчане? Какой вклад они внесли в победу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: