Новая власть на Вятке

Вятская земля в ХVI веке

осле присоединения к Московскому государству на Вятской земле сменилось управление. В города Хлынов, Слободс­кой и Котельнич из Москвы приехали наместники. Эти люди име­ли полную власть в городе и его окрестностях. Они собирали налоги, судили, командовали войсками, находящимися здесь.

Всё это они делали не одни. Им помогали многочис­ленные помощники: тиуны, доводчики, приставы, дьяки и многие другие. Все эти чиновники жалованье не получали, а жили за счёт местного населения, собирая с него определённый налог - «корм». Этот «корм» был очень большой и его собирали со все­го населения, даже с духовенства. Первый раз «корм» наместник собирал сразу после приезда, а потом два-три раза в год. Кроме этого людям приходилось платить, если они обращались в суд. И сам наместник, и его помощники постоянно брали взятки. Кроме такой своеобразной «зарплаты» наместник получал доход и с земельных владений, которые отходили к нему сразу же по­сле приезда. На Вятской земле это были земли, отобранные у бо­яр, выселенных после присоединения к Москве. Через несколько лет наместника переводили на новое место, а иногда отправля­ли в Москву, где он жил без жалованья на средства, накоплен­ные за время наместничества. Поэтому каждый наместник ста­рался собрать «корма» как можно больше, беспощадно обирая население. Жаловаться на него было бесполезно, потому что такая система бытовала во всей Русской земле.

Однако многочисленные жалобы на притеснения на­местников и восстания против них заставили правительство в Москве провести реформу местного управления. Эта реформа называлась губная. Слово «губа» означало определённый адми­нистративный округ с главным городом. Здесь население выби­рало губные органы власти: губного старосту из дворян или детей боярских. Затем он утверждался в Разбойном приказе в Москве. У губного старосты была группа помощников: губные целовальники и полицейские чины: сотские и десятские. Цело­вальниками этих людей называли потому, что они давали клят­ву, что будут честно выполнять свои обязанности и целовали крест. Целовальников выбирали из наиболее богатых и уважае­мых крестьян и посадских людей. Работали эти люди в губной избе. Первоначально губные избы занимались борьбой с прес­тупниками, заведовали тюрьмами, а потом стали заниматься и другими обязанностями.

Первая губная изба на Вятской земле была создана в г. Слободском в соответствии с губной грамотой от 8 февраля 1540 г. В 1542 г. губные избы появились и в других вятских городах, а также в станах и волостях.

В 1557 г. на Вятской земле была проведена земская ре­форма. По ней население волости или города выбирало земских старост и земских целовальников, в помощь им земских сотских и десятских. Всех этих должностных лиц выбирали первоначально на неопределённый срок, а потом перевыборы проводили каждый год. Земские органы собирали подати и пошлины, судили. Главным земским старостой считался хлыновский. Наместник же больше не присылался. Но наместника заменил приказной, который позже стал называться воевода. Он представлял центральную власть и ведал всеми гражданскими и военными делами. Воеводы постоянно прожи­вали в вятских городах Хлынове, Царевосанчурске, Яранске, Малмыже и Уржуме. Управлять этим людям помогали городовые приказчи­ки, проживающие в уездных городах и слободчики в слободах. Для того, чтобы их приказы выполнялись, они имели вооружённые отря­ды стрельцов.

В годы опричнины Вятская земля входила в состав зем­щины. Так как здесь, практически, не было крупной феодальной зна­ти, то репрессии Ивана Грозного вятчан не коснулись.

После присоединения к Москве на Вятке изменились и налоги. Основной налог платился за землю. На Вятке земля в боль­шинстве принадлежала государству. Владели ею крестьяне и часть городского населения. За пользование земельными участками пла­тили оброк. Дополнительный оброк платился за пользование раз­личными сельскохозяйственными угодьями, в том числе покосами и местами рыбной ловли. Кроме этого население платило государ­ственные натуральные повинности. Их было очень много. Ямская по­винность заключалась в том, что население бесплатно предостав­ляло для нужд государства подводы, лошадей и возчиков. Воинская повинность требовала, чтобы в случае необходимости мужчины вы­ступали на войну в составе народного ополчения со своим воору­жением. Все эти и другие налоги и повинности тяжело сказывались на положении простых людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: