Вятская земля в ХVI веке
осле присоединения к Московскому государству на Вятской земле сменилось управление. В города Хлынов, Слободской и Котельнич из Москвы приехали наместники. Эти люди имели полную власть в городе и его окрестностях. Они собирали налоги, судили, командовали войсками, находящимися здесь.
Всё это они делали не одни. Им помогали многочисленные помощники: тиуны, доводчики, приставы, дьяки и многие другие. Все эти чиновники жалованье не получали, а жили за счёт местного населения, собирая с него определённый налог - «корм». Этот «корм» был очень большой и его собирали со всего населения, даже с духовенства. Первый раз «корм» наместник собирал сразу после приезда, а потом два-три раза в год. Кроме этого людям приходилось платить, если они обращались в суд. И сам наместник, и его помощники постоянно брали взятки. Кроме такой своеобразной «зарплаты» наместник получал доход и с земельных владений, которые отходили к нему сразу же после приезда. На Вятской земле это были земли, отобранные у бояр, выселенных после присоединения к Москве. Через несколько лет наместника переводили на новое место, а иногда отправляли в Москву, где он жил без жалованья на средства, накопленные за время наместничества. Поэтому каждый наместник старался собрать «корма» как можно больше, беспощадно обирая население. Жаловаться на него было бесполезно, потому что такая система бытовала во всей Русской земле.
|
|
Однако многочисленные жалобы на притеснения наместников и восстания против них заставили правительство в Москве провести реформу местного управления. Эта реформа называлась губная. Слово «губа» означало определённый административный округ с главным городом. Здесь население выбирало губные органы власти: губного старосту из дворян или детей боярских. Затем он утверждался в Разбойном приказе в Москве. У губного старосты была группа помощников: губные целовальники и полицейские чины: сотские и десятские. Целовальниками этих людей называли потому, что они давали клятву, что будут честно выполнять свои обязанности и целовали крест. Целовальников выбирали из наиболее богатых и уважаемых крестьян и посадских людей. Работали эти люди в губной избе. Первоначально губные избы занимались борьбой с преступниками, заведовали тюрьмами, а потом стали заниматься и другими обязанностями.
Первая губная изба на Вятской земле была создана в г. Слободском в соответствии с губной грамотой от 8 февраля 1540 г. В 1542 г. губные избы появились и в других вятских городах, а также в станах и волостях.
В 1557 г. на Вятской земле была проведена земская реформа. По ней население волости или города выбирало земских старост и земских целовальников, в помощь им земских сотских и десятских. Всех этих должностных лиц выбирали первоначально на неопределённый срок, а потом перевыборы проводили каждый год. Земские органы собирали подати и пошлины, судили. Главным земским старостой считался хлыновский. Наместник же больше не присылался. Но наместника заменил приказной, который позже стал называться воевода. Он представлял центральную власть и ведал всеми гражданскими и военными делами. Воеводы постоянно проживали в вятских городах Хлынове, Царевосанчурске, Яранске, Малмыже и Уржуме. Управлять этим людям помогали городовые приказчики, проживающие в уездных городах и слободчики в слободах. Для того, чтобы их приказы выполнялись, они имели вооружённые отряды стрельцов.
|
|
В годы опричнины Вятская земля входила в состав земщины. Так как здесь, практически, не было крупной феодальной знати, то репрессии Ивана Грозного вятчан не коснулись.
После присоединения к Москве на Вятке изменились и налоги. Основной налог платился за землю. На Вятке земля в большинстве принадлежала государству. Владели ею крестьяне и часть городского населения. За пользование земельными участками платили оброк. Дополнительный оброк платился за пользование различными сельскохозяйственными угодьями, в том числе покосами и местами рыбной ловли. Кроме этого население платило государственные натуральные повинности. Их было очень много. Ямская повинность заключалась в том, что население бесплатно предоставляло для нужд государства подводы, лошадей и возчиков. Воинская повинность требовала, чтобы в случае необходимости мужчины выступали на войну в составе народного ополчения со своим вооружением. Все эти и другие налоги и повинности тяжело сказывались на положении простых людей.