Ремесло

Литература, устное народное творчество

Письменность. Просвещение.

Top

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способст­вовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действи­тельно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими бук­вами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческо­го письма – так появилась нынешняя азбука, “кириллица”, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения сви­детельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица – глиняные коль­ца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: “Благодатнейшая полна корчага сия”.

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами “Господи помози” и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. “Якиме стоя успе”, – написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: “Кузьма-порося”. Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот – в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хо­зяйственное письмо (“Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова”, – сообщал некий Михаил своему господину), и завещание (“Во имя отца и сына и свято­го духа… се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем живо­те”), и письмо, сообщающее о семейной трагедии (“Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых. – Авт.) нет…”), и любовное письмо (“От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель. – Авт.) Игнат Моисе­ев”) и т.д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались более трехсот детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Top

Top

От домонгольского вре­мени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них – “Остроми­рово Евангелие”. Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовлялся, как правило, из специально выделанной теля­чьей’ кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы-заставки (до сих пор сохранилось выражение “писать с красной строки”). Книги часто украшались рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые лис­ты книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтя­гивали кожей (отсюда выражение “прочесть от доски до доски”). Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть на­следства.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая “Александрия”, рассказывавшая о подвигах и жизни Алек­сандра Македонского, а также “Повесть о разорении Иерусалима” Ио­сифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригиналь­ные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран,где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном язы­ке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает ле­топись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси – “Повести временных лет”, составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

В летописании периода раздробленности ведущей была идея преем­ственности и единения русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с “Повести временных лет” и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается “Псковская летопись”; описанием княжеских усобиц наполнена лето­пись Галицко-Волынской земли (“Ипатьевская летопись”); летопись Новгорода – это своеобразная городская хроника. Идея единой и силь­ной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро- Суздальской земли (“Лаврентьевская летопись”). ^

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружив­шего. Например, “Ипатьевская летопись” названа так потому, что обна­ружена в одноименном монастыре под Костромой. “Лаврентьевская ле­топись” названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали “жития” князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г. Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает “Слово о законе и благодати” киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими хри­стианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать “Поучение детям” Владимира Мономаха, “Слово” и “Моление” Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые вол­новали писателей того времени: призыв к единению против общих вра­гов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раз­дробленности – бессмертное “Слово о полку Игореве”, гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получило уст­ное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повест­вующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созида­тельном труде.

Top

Top

Выдающееся развитие в те далекие времена получило ре­месло. По подсчетам академика Б.А. Рыбакова, в древнерусских горо­дах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, на­пример, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью. Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем ко­локолов, ювелиры, стеклоделы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия – кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Top


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: