Начало объединения русских земель

Город.

Сельское хозяйство.

Top

Восстановление производительных сип и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйст­венного производства: увеличивались площади пахотных земель, совер­шенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали при­меняться металлические орудия труда – соха с железными наконечни­ками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расшири­лось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его фор­мой была вотчина, т.е., как уже говорилось выше, земля, принадлежав­шая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а так­же иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение полу­чило название условного, служилого или поместного. Дворяне, состав­лявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова “поместье” дво­рян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался дого­вором.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего гос­подства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви – десятина – выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладе­ние и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от зе­мель светских феодалов земли монастырей не делились между наслед­никами, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий мона­стырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 кило­метрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Располо­женный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Уче­ники и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владе­ния хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала “помощь” “новоприходцам”. Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет ос­воена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрис­дикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельче­ское население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости (“смерды”, “закупы”, “изгои”, “люди” и т.п.). В XIV в. появился новый термин – “крестьяне”, ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин – “черных” земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.

Top

Top

Подъем сельскохозяйственного производства создал благо­приятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суз- Даль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых свя­зей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Боль- пшх успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное Дело> металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контро­лировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраня­ли зависимость от феодального государства. В городах преобладала тор­говля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практиче­ски исчезло вечевое право. Население города, имея личную свобо­ду, делилось на “черных ремесленников”, несших “тягло” – комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремес­ленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобож­денных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли “белыми”).

Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западно­европейскими городами из-за монголо-татарского разорения и золотоор- дынского ига, русские города играли значительную роль в объедини­тельном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями стра­ны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловли­вали заинтересованность горожан в объединении страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы.

Политическая централизация Руси в XIII-XV вв. происходила значи­тельно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной не­зависимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

Top

Top

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос – вокруг какого центра объединятся русские земли.

На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247 г., когда его по­лучил младший брат Александра Невского – Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263-1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему сужде­но было возглавить объединительный процесс. В конце XIII – начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.

Top


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: