Форма государственного устройства
Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):
§ Централизованное;
§ Децентрализованное;
§ Сложное;
§ Простое;
§ Национальное.
Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):
§ Территориальная (административная);
§ Национальная;
§ Национально-территориальная;
§ Централизованная;
§ Симметричная;
§ Конституционная;
§ Договорная;
§ Дуалистическая;
§ Кооперативная.
Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение):
Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства.
Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство.
Унитарное государство - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности.
Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления государственной власти и в области государственного управления.
К признакам унитарного государства относятся:
1. единая конституция и единая правовая система;
2. единая система высших органов государственной власти и управления;
3. единое гражданство;
4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права;
5. деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;
подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.
Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, такие государства, как США, Канада, Швейцария, Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т. д. Для большинства федеративных государств мира характерно то, что федерацию составляют государственные образования, как то штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями.
Большинство федеративных государств не обладают суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конституции федерации. Федеративные государства, в отличие от унитарных государств, обладают следующими характерными для них признаками:
1. В отличие от унитарного государства, территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле, т. к. не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях.
2. Как правило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Как правило, союзные конституции предписывают субъектам принимать конституции, не противоречащие положениям союзной.
3. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта.
4. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы.
5. Субъекты имеют, как правило, двойное гражданство, т. е. каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином союза.
6. Федеративному государству, как правило, присуща двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата союзного парламента представляет собой общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации.
Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы.
Среди федеративных государств выделяется Российская Федерация, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию, гражданство, а край или область - нет.