Тема 7. Государство и право России в годы первой русской революции 1905-1907 гг

1. Государственный строй: статус органов власти

23 апреля 1906 года были утверждены основные государственные законы. Состояли из 2х разделов, 17 глав, насчитывали 223 статьи. В них подробно регламентировался статус главы государства, взаимоотношения монарха с другими государственными органами, а также в общих чертах права и обязанности русских подданных. Это было выборочное переиздание Свода законов Российской империи. Органы власти:

1. Император – согласно статье 4 ОЗ «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». По ст.5 ОЗ «Особа Его Величества священная и неприкосновенна». Законодательные полномочия царя были отчасти ограничены существованием Государственной Думы и Государственного Совета. Так, согласно ст. 7 ОЗ «Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой».

Царю в полном объеме принадлежала исполнительная власть: царь руководил внешними сношениями, назначал и смещал высших должностных лиц в государственном аппарате, являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Согласно статье 22 ОЗ судебная власть в стране осуществлялась от имени Государя, установленными законом судами.

Формами осуществления полномочий царя было издание указов (манифестов). Согласно статье 87 ОЗ различалось 2 вида указов:

А) Чрезвычайные указы – имели силу закона и издавались в основном в период прекращения работы Государственной Думы;

Б) Обычные указы.

Никакие царские указы не могли вносить изменений в основные государственные законы и положения о выборах в Государственную Думу и Государственный Совет.

2. Государственная Дума – в июле 1905 года Министерство внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина был разработан проект о выборах. Этот проект обсуждался в сложной обстановке, т.к. нагнеталась революционная обстановка, и уже 6 августа 1905 года государь подписал Манифест об учреждении Государственной Думы и утверждено положение «О выборах в Государственную Думу».

Предусматривалось, что Дума будет наделена законосовещательными полномочиями. Однако Дума не была создана по причине нарастания революционного движения.

Важные изменения произошли с изданием Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка»: разрешено было создавать политические партии, провозглашены были права и свободы, но главное, что в соответствии с положением Манифеста Государственная Дума становится законодательным органом.

Выборы в Думу проводились по весьма сложной и запутанной системе. Сперва на уровне уездов образовывались 3 избирательных куриев:

1) Съезд уездных землевладельцев – его образовывали лица, владевшие на праве собственности землей в размере от 125 до 800 десятин (примерно гектар). От съезда избиралось 34% выборщиков;

2) Съезд городских избирателей – в него входили лица, владевшие в городе имуществом, с которого в год удерживался налог не менее 1500 рублей, а также квартиронанематели, уплачивавшие квартирный налог не менее 1350 рублей. От этого съезда избиралось 24% выборщиков;

3) Съезд уполномоченных от волостей – крестьянская курия, его образовывали делегаты от волостных сходов по 2 от каждого. Система выборов для крестьян была 4х степенная (2х ступенная для остальных). Избиралось 42% выборщиков.

Выборы членов в Государственную Думу осуществлялись губернским избирательным собранием, в состав которого входили выборщики от курий. Голосование было тайным. Избирательного права лишались вовсе:

- женщины;

- мужчины до 25 лет;

- военнослужащие;

- рабочие;

- учащиеся (средние образования + студенты);

- иностранцы;

- бродячие инородцы.

11 октября 1905 года царь издал указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу»:

1) По земледельческой курии к выборам были допущены управляющие дворянскими имениями, купцы, кулаки – зажиточные, имевшие в размере не менее 1\10 от установленного ценза;

2) По городской курии – к выборам допускались все владельцы недвижимости и плательщики государственного квартирного налога;

3) Была создана рабочая курия – была создана 3х-ступенчатая система выборов: сначала избирались уполномоченные по расчету один от предприятия с числом работающих мужчин от 50 до 1000 человек, а на крупных предприятиях – 1 от каждой полной 1000 человек.

2 ступень – уполномоченные на съезде избирали выборщиков.
3 ступень – выборщики в составе губернского избирательного собрания избирали выборщиков в Думу.

Лишались избирательного права: безработные и трудящиеся мелких предприятий с числом работающих мужчин до 50 человек. Вводился ценз оседлости: для рабочих – 6 месяцев, а для крестьян – 1 год.

Члены (депутаты) Государственной Думу избирались сроком на 5 лет. Ежегодно члены Думы собирались на занятия (сессии), продолжительность которых определялась царем. В компетенцию Государственной Думы входило разрешение следующих вопросов:

1. Принятие законов, внесение в них изменений и дополнений.

2. Рассмотрение государственного бюджета.

3. Заслушивание отчета об исполнении бюджета.

4. Утверждение уставов акционерных обществ.

5. Рассмотрение вопросов о финансировании из казны строительства путей сообщения.

6. Рассмотрение вопросов о местном налогообложении в тех районах, где не были созданы земские учреждения.

Структура:

1) Общее собрание депутатов – оно избирало Председателя, формировало отделы и комиссии;

2) Канцелярия Государственной Думы – делопроизводство.

Император обладал правом роспуска Государственной Думы в любое время по поводу и без такового.

Первая Дума открылась 27 апреля 1906 года и распущена была 8 июля 1906 года. Второй созыв начала 20 февраля 1907 года и была распущена 3 июня 1907 года. 3 июня 1907 года наряду с Манифестом «О роспуске Государственной Думы» царь утвердил новое положение о выборах в Думу, хотя не имел на это право согласно ст. 87 Основных Законов.

Новое положение предусматривало следующие изменения:

1) Было существенно сокращено представительство крестьян в Думе за счет сокращения числа выборщиков по крестьянской курии до 22%;

2) Было сведено к минимуму представительство национальных окраин в Думе: считалось, что Дума должна быть русской по духу;

3) По городской курии – список избирателей был разделен на 2 разряда: в первый вошли владельцы крупной недвижимости и крупных торгово-промышленных заведений, во второй – все остальные избиратели. При этом количество избирателей по 2-му разряду было в шесть раз меньше, чем по 1-му разряду;

4) Уменьшилось общее число членов Думу: было 524, а стало 442.

Сформированные по новому положению Третья Государственная Дума просуществовала с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года.

3. Государственный Совет – 20 февраля 1906 года был издан Манифест «О переустройстве учреждения Государственного Совета». В соответствии с ним Государственный Совет наделялся законодательными полномочиями: «Всякий закон не мог иметь силы без одобрения его Государственным Советом». Появляется 2-ая законодательная палата, которая была верхней по отношению к Государственной Думы.

Реорганизация Государственного Совета с одной стороны ограничивала власть царя в сфере законодательства, с другой стороны существенно урезала права Думы. Состоявший в основном из представителей дворянства Государственный Совет препятствовал любому решению Думы, нежелательному для правящего режима. В состав Государственного Совета входили:

1) Лица, назначенные царем;

2) Выборные члены: избирались сроком на 9 лет, притом каждые 3 года 1\3 выборных переизбиралась.

Избрание осуществлялось по 5-ти куриям:

1. Духовенство.

2. Губернские земские собрания.

3. Дворянские общества.

4. Академия наук и университеты.

5. Совет торговли и промышленности, биржевые комитеты и купеческие управы.

Ежегодно императором назначался председатель и вице-председатель Государственного Совета. При Государственном Совете действовала Государственная Канцелярия во главе с государственным секретарем.

4. Совет министров. 19 октября 1905 года был издан Манифест «О мерах по укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним на совет министров возлагалось руководство и координация деятельности всех министерств и ведомств. Таким образом, Совет министров из органа совещательного становится органом правительственным.

Совет министров был создан в 1861 году Александром II. С 1887 года заседания не собирались при Александре III. Потребность возникла после экономического кризиса. С 1906 года по 1911 год Столыпин возглавлял Совет министров. Вплоть до 1997 года «О правительстве РФ» правительство называлось Советом министров.

Возглавлялся Совет министров председателем, назначаемым царем из числа министров и других лиц. В состав входили наряду с председателем министры, руководители ведомств, государственный контролер и обер-прокурор Сенода. В ведение Совета министров перешли многие вопросы, относившиеся к компетенции комитета министров, а последний в 1906 году был упразднен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: