Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 17. Региональное управление в XVII веке, присоединение новых территорий




Вопрос 16. Государственная служба в XVII веке

На материалах Посольского приказа – одного из важнейших в системе управления – можно восстановить иерархию служебных должностей на государственной службе в XVII веке.

Думные чины:

1. Бояре – высший государственный чин, имел право голоса по всем вопросам государственного значения, мог быть послом, руководить войском, возглавлять боярскую комиссию. Обычно чин боярина имели пять-десять человек. Средний возраст – 50-60 лет. Жалование боярам было 700 рублей. Бояре имели право не снимать шапки в присутствии государя.

2. Окольничий – имел право голоса в Думе, разбирал судебные дела, в том числе присутствовал на судебных поединках, ведал пограничной службой. Число окольничих составляло от 2 до 10 человек.

3. Думный дьяк – секретарь, делопроизводитель; не имел право голоса, а только фиксировал решения Думы, составлял документы.

4. Думные дворяне – появились в Думе в 1572 году, могли быть представителями нетитулованной знати, не имели права голоса, но участвовали в государственном управлении, исполняя поручения царя. Одним из думных дворян был хранитель государственной печати. Жалование их было 250 рублей.

Кроме думных чинов существовали приказные чины для чиновников, работавших в приказах.

· Дьяки – основные сотрудники приказов, помощники бояр и окольничих, исполняли вспомогательные функции, но и могли действовать самостоятельно, например, управлять приказами.

· Подьячие – исполняли обязанности секретарей, нотариусов, поверенных.

В состав государева двора входили придворные чины:

1. Стольник. Первоначально прислуживали у стола государя. В 17 веке это было почетное звание, обладатель которого мог быть назначен воеводой, начальником второстепенного приказа, производить розыск по делу.

2. Стряпчий. Состояли в разных службах при особе государя. Стряпчие могли служить на мелких воеводствах, быть секретарями в посольствах и приказах.

3. Жилец – низший придворный чин. Жильцы охраняли государевы покои, из них набиралась царская гвардия. Жильцы были обязаны жить в Москве и быть постоянно готовыми к воинской службе.

Должности до 1682 года распределялись по принципу местничества. Ежегодно все люди, находящиеся на госслужбе, заносились в государственный разряд, на основе этого распределялись обязанности, должности в последующих поколениях. Местничество – это обезличенная система кадровых назначений, оно позволило выделить класс служащих людей. Местничество стало основой для олигархии, тормозило мотивацию неродовитых служащих, не имевших перспектив карьеры.

В Сибири создавалась новая администрация: в крупные города из Москвы назначались воеводы. Освоение Сибири началось в конце 16 века после разгрома Ермаком войска Сибирского ханства в районе Тюмени. В глубь Сибири по водным путям продвигались отряды частных предпринимателей, занимающихся торговлей с народами Сибири и Китая. В крупных торговых точках строились крепости, куда направлялись правительственные гарнизоны. Территория осваивалась казаками, служившими на границе в обмен на право обрабатывать землю. Кроме татарского Сибирского ханства, осколка Золотой Орды, сибирские народы не имели в 16-17 вв. своей государственности, поэтому они относительно легко входили в состав Российского государства, принимали православие, ассимилировались с русскими. Потомки татарских ханов получили в России титул царевичей сибирских и поступили на госслужбу.




Религиозный экстремизм польских католиков заставил украинских руководителей искать союза с русским царем, который считался опорой православной веры. Украинцы неоднократно с конца 16 века обращались к московским царям с просьбой о покровительстве. Однако России было невыгодно ссориться с Польшей ради анархически настроенных украинских казаков и выхода на татарско-турецкую границу. Российские послы в Польше пытались действовать дипломатическими методами и уговорить поляков уважать православную веру на восточных территориях своего государства. Но польские короли сильно зависели от Папы Римского, в том числе материально, и были обязаны насаждать католическую веру. На очередном сейме в 1652 г. было принято решение об искоренении «христиан греческого закону». После этого обстановка на Украине еще более обострилась, положение православных жителей Украины стало невыносимым, и русский царь как защитник православия был обязан вмешаться.



Решение о воссоединении Украины и России было принято Земским собором 1 октября 1653 г. Собор объявил войну Польше, чтобы поддержать Богдана Хмельницкого. Также Земский собор вынес приговор: «А гетмана Б.Хмельницкого для православные христианские веры и святых Божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и великий Алексей Михайлович всеа Русии по их челобитью, велел их приняти под свою государскую высокую руку».

На Украине первоначально сохранялась прежняя администрация. Во главе Украины стоял избиравшийся местными жителями гетман, который был обязан выполнять решения московского царя. По договору России и Украины, который был одобрен на раде в Переяславле в 1654 г., вся Украина присоединялась под именем Малой России к Московскому государству с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань государю должна платится без вмешательства московских сборщиков.

В 1666 г. с разрешения царя гетман получил право создать собственное правительство, в которое входили «малые воеводы», или помощники гетмана. В том же году на Украине впервые состоялась перепись населения, необходимая для обложения российскими налогами. Перепись, сбор налогов, установление дисциплины в армии и уступка полякам по Андрусовскому перемирию в 1667 г. Заднепровской Украины в обмен на отказ Польши от Смоленска – все это вызвало недовольство у части украинцев, непривыкших подчиняться централизованному государственному управлению. На Украине началась междоусобная война, закончившаяся только при Петре I, который ликвидировал украинскую автономию.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 869; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9935 - | 7457 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  2. I. Вопросы для проверки исходного, базового уровня знаний
  3. I. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
  4. I. ФИЛОСОВСКИЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ
  5. II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  6. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 2 страница. Большой остроты в 1819—1820 гг. достиг конфликт по вопросу о раб- стве. Он возник в связи с петицией территории Миссури в конгресс о предоставлении ей прав
  7. II. Целевые задачи.. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  8. III Учебные вопросы
  9. III Учебные вопросы. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и военное время
  10. IV. Построение вопросов в целях преодоления неспособности или нежелания респондента отвечать
  11. S: Решение по конкретному делу /судебному или административному/ ставшее образцом для рассмотрения аналогичных вопросов, есть
  12. S: Решение по конкретному делу /судебному или административному/ ставшее образцом для рассмотрения аналогичных вопросов, есть


 

18.208.159.25 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.