Государство и право- продукты общественного развития.
Коренные перемены в родоплеменной организации общества произошли в с связи с серьезными изменениями в общественном строе. Эти изменения были вызваны дальнейшим развитием производительных сил, ростом производительности общественного труда вследствие приручения и одомашнивания животных, развития земледелия, совершенствования орудий труда, а главное- овладением навыками плавки металлов. Сейчас известно много теорий трактующих причины появления государства. В нашей стране семь десятилетий господствовала марксистская теория происхождения государства, согласно которой на определенном этапе развития общества в результате развития его производительных сил появляются излишки необходимого для личного потребления, и они накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность. Это приводит к расколу общества на классы с противоречивыми интересами. В результате экономически господствующему классу понадобилось государство как специальный аппарат, с помощью которого можно удерживать в повиновении и угнетенный класс. Причины происхождения государства: -развитие производительных сил (неолитическая революция-переход от присваивающего хозяйства к производящему) -рост производительности труда -появление прибавочного продукта: -возможность эксплуатации чужого труда -использование чужого труда родовой верхушкой -появление частной собственности -имущественная дифференциация -раскол общества на классы -классовая борьба -образование государства В современной теории не отрицается, что в марксистском учении нашли отражение процессы, в действительности происходившие на европейском континенте в I тысячелетии до н. э. (Древняя Греция, Древний Рим), где классовое разделение общества было основным фактором, приведшим к возникновению государства. Однако изучение исторических процессов в других регионах земного шара (например, на Древнем Востоке в IV—III тысячелетии до н. э.) показывает, что в марксистской теории преувеличена роль классов в образовании государства. Далеко не везде оно возникало подобным образом.
В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние. Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. 1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют
его внутреннюю политику. Внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные. Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля. Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д. Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д. Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет. 2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения
извне. В свою очередь международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д. Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником. Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом. 3. Понятие и признаки государства Государство — это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны. Любое государство характеризуется рядом признаков. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся: 1. наличие политической публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним; 2.осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения; 3.территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровно-родственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности, т. е. распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи; 3.налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций. Отличает государство от иных политических организаций общества наличие таких признаков, как суверенитет и монополия на правотворчество. Суверенитет — верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Монополия на правотворчество подразумевает исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны. При определении сущности государства выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Основоположники марксизма полагали, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства 4.. Форма государства Вопрос о форме государства рассматривается в трех аспектах: 1) форма правления; 2) форма государственного устройства; 3) государственно-правовой режим, характеризующийся методами государственного руководства обществом. Форма правления — это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношения с населением. По форме правления государства делятся на монархии и республики. Монархия — форма правления, при которой глава государства управляет государством пожизненно, приобретая власть в порядке наследования. Монархия является преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Ограниченные — на дуалистические и парламентские. В абсолютной монархии отсутствуют органы или законы, которые ограничивали бы власть монарха. Он контролирует все ветви власти и иногда является руководителем церкви (теократическая монархия). В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная — осуществляется парламентом. Полномочия парламента достаточно узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Примерами современных дуалистических монархий служат Иордания и Марокко. В парламентской монархии монарх «царствует», но не «правит», его роль номинальна. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Республика. Слово «республика» происходит от лат. res publica (общественное дело). К признакам республики можно отнести следующие:
1. Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным.
2. Глава государства осуществляет свои полномочия в течение определенного срока.
3. Власть главы государства не передается по наследству, а носит выборный характер.
4. Глава государства несет ответственность за принимаемые решения.
Различаются следующие разновидности республик.
1. Монократические. Здесь власть главы государства фактически не ограничена, выборы носят скорее ритуальный, нежели реальный характер. Поэтому глава государства в таких республиках сменяется либо в результате смерти предыдущего, либо в результате государственного переворота.
2. Президентские республики. Их особенностями являются:
■ внепарламентское избрание президента;
■ формирование правительства президентом;
■ отсутствие у президента права роспуска парламента или его нижней палаты. Примерами президентских республик в современном мире являются США, Сирия и др.
3. Парламентские республики. В них:
■ глава государства избирается парламентом;
■ правительство формируется парламентом из числа лидеров партий парламентского большинства и ответственно перед парламентом;
■ президент может распускать парламент или его нижнюю палату. Парламентскими республиками являются Италия, Германия, Индия, Греция, Чехия, Словакия и др.
4. Смешанная республика. В данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик, как это имеет место, например, в России и Франции. Глава государства обычно не относится ни к одной ветви власти.
Форма территориального устройства — это элемент формы государства, который отражает взаимоотношения государства в целом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме территориального устройства различают унитарные и федеративные государства.
Унитарное (от лат. — единство) государство характеризуется следующими признаками: административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности; единое гражданство; единая структура государственного аппарата; единая система законодательства; единая система налогов и сборов.
Парламенты унитарных государств, как правило, однопалатные. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований. В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа, Украина).
Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация — сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.Федерации могут быть административно-территориального (образованного на основе территориального принципа) и национально-государственного (образованного по национальному принципу) вида. Последний вид формы государственного устройства — империя, представляющая объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции. Политический режим — это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти. Политические режимы делятся на две основные группы: демократические и недемократические. К важнейшим признакам демократического режима относятся следующие:
1. Подотчетность и подконтроль органов власти народу.
2. Правление большинства с учетом интересов меньшинства.
3. Свобода слова и критики, наличие легальной оппозиции.
4. В государственной деятельности доминирует убеждение, а не принуждение.
5. Идеологический плюрализм. Он означает, что никакая идеология не может быть признана в качестве обязательной или государственной.
6. Политический плюрализм. Он означает, что любой дееспособный гражданин может быть организатором или участником политической партии, деятельность которой не противоречит конституции, либо может быть беспартийным.
7. Выборность и сменяемость органов государственной власти, гласность их деятельности.
8. Провозглашение, реализация, охрана и защита прав и свобод гражданина.
9. Провозглашение и функционирование принципа разделения властей.
В науке различаются прямая и представительная формы демократии.
В рамках представительной демократии народ реализует свою власть через выбираемые ими представительные органы.
Институтами прямой демократии являются референдумы, всенародные обсуждения, сходы граждан и т. д.
К недемократическим режимам следует отнести деспотический, тиранический, тоталитарный, военный, чрезвычайный, либеральный.
Деспотический режим был характерен для стран Древнего Востока. В деспотии правитель обладает практически неограниченной властью, считается Богом на земле или божественным ставленником. Тиранический режим отличается от деспотического легитимным характером власти. При тираническом режиме существует широкая оппозиция, которая жестоко подавляется.
Тоталитарный режим возник в XX веке как реакция некоторых государств на необходимость быстрого экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного вида режима характерны господство одной идеологии, наличие харизматического лидера, развитая карательная система, милитаризация общественной жизни и агрессивная внешняя политика, тотальное вмешательство государства в регулирование общественных процессов, широкое использование принудительного труда, сращивание государственных и партийных органов.
Военный режим встречается в странах Латинской Америки, в конституциях которых провозглашается особая роль армии в политической жизни страны. При военном режиме верховная власть принадлежит единоличному диктатору либо группе диктаторов. Действие конституции отменяется либо приостанавливается, могут распускаться политические партии, ограничиваются политические права и свободы. Как правило, военные режимы недолговечны, так как военные, предъявив претензии предыдущему правительству, после стабилизации ситуации назначают новые выборы.
Чрезвычайный режим устанавливается при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. При чрезвычайном режиме ограничивается ряд прав и свобод, причем характер ограничиваемых прав зависит от причин установления чрезвычайного режима.
Либеральный режим является переходным от недемократических к демократическим. При данном режиме демократические права и свободы провозглашаются, но реально не осуществляются в силу слабости демократических традиций, культурной и экономической отсталости населения.
4.Гражданское общество и правовое государство Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства государственной власти. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок — экономических, социальных, политических и др. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. Гражданское общество — открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Наиболее близко к пониманию сущности гражданского общества в настоящее время следующее определение: <■ Гражданское общество — это совокупность неполитических (негосударственных) отношений в обществе, т. е. экономических, моральных, культурно-духовных, религиозных, национальных; сфера спонтанного проявления свободных индивидов, ассоциаций и организаций граждан, которые добровольно сформировались и защищены законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти» (Сло- нарь общественных наук / Е.А. Подольская, Д.Е. Погорелый, В.Д. Лихвар. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 37). 6.Правовое государство Идея правового государства нашла свое отражение в Конституции Российской Федерации. Однако нужно иметь в виду, что идея эта не новая и родилась она не в России. Современная концепция правового государства вобрала в себя ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени — немецким философом И. Кантом (1724-1804) и французским просветителем и правоведом Ш. Монтескье (1689-1755). Правовое государство — это такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек для государства, а государство для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. В правовом государстве в отношении человека необходимы условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено». Государство должно вмешиваться в жизнь граждан лишь в той мере, в какой этого требует гарантирование их законных интересов и только в законодательно закрепленных правовых рамках. Для этого оно должно обладать следующими признаками: 1.Верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми.2.Соблюдение и охрана прав и свобод человека— государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
3.Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти
.4..Взаимная ответственность государства и гражданина за нарушение закона; должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
5.Наличие гражданского общества как института защиты прав и свобод граждан, сдерживания инициативы государственных органов в рамках закона.
6.Высокий уровень правовой и политической культуры в обществе.
7.Создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.
8.Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти. Таким образом, деятельность правового государства направлена на создание условий для свободной реализации прав и законных интересов граждан, защиту этих прав, обеспечение возможности полноценного развития индивида, беспрепятственного участия граждан в общественно- политической и экономической деятельности.
5. Источники и нормы права Наиболее известные формы существования государственно признанных норм (источников права) следующие: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт. Исторически первым источником права был обычай — правило поведения, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Обычай связан с традицией и способен передаваться от поколения к поколению. источником права становится не всякий обычай. Правовым обычай становится после того, как получит официальное одобрение государства. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отмечают его интересам. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает. Судебный прецедент — это акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному долу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. Нормативный правовой договор — юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства Правовая доктрина — один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правопо- ложений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. Священные книги — различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных. Принципы международного права — это наиболее значимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством. Нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Право — это система установленных или санкционированных государством общеобязательных правил, выражающих волю определенной части общества, на основании которых обеспечиваются и защищаются права и свободы человека, осуществляется государственная власть, обеспечивается нормальная жизнедеятельность личности. Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы Латинский язык лучше всего иллюстрирует связь пра- ма и справедливости. Право — по латыни jus — корень слова justitia — справедливость, законность. Нормы права. Общество состоит из людей (физических лиц), а также из организаций, общественных объединений, политических партий, государства и его органов (юридических лиц). Все члены общества находятся между собой в самых разнообразных связях, которые называются общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Каким же образом согласовать эти противоречивые интересы? Такой способ человечество разработало и успешно применяет давно — это нормативное регулирование общественных отношений. Общество разрабатывает правила поведения, т. е. особого рода стандарты, предписания, каким обратим следует действовать человеку в той или иной ситуации. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: -обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов); -религиозные нормы (закрепленные в священных книгах различных религий); -нормы общественных объединений (корпоративные нормы);
- нормы морали (правила, складывающиеся естественным путем в обществе и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести). Право — один из регуляторов общественных отношений. Оно может включать любые из перечисленных норм. 1.Нормы права исходят непосредственно от государства, его органов. Нормы права принимаются высшими представительными органами государства или органами местного самоуправления, президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти и закрепляются (фиксируются) в конкретных источниках права — нормативных актах. Тал, нормы права содержатся в Конституции, Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, указах президента, постановлениях правительства и т. п.
2.Нормы права являются обязательными для исполнения всеми, кого эти нормы касаются, — гражданами, юридическими лицами, государственными органами и др. 3.Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечиваются принудительной силой государства в лице органов внутренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда. Эти органы обязаны принять меры к тому, чтобы нарушенная норма была исполнена, а потерпевший смог бы беспрепятственно реализовать свое право.
4. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. Это могут быть предупреждение, штраф, административный арест или лишение свободы.
норма права — это установленное государством и охраняемое им обязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественных отношений юридические права и налагает на них юридические обязанности.
Нормативно-правовой акт— это «кирпичик» действующей в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 г. установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.
Нормативно-правовые акты следует отличать от инди- иидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т. д.). Среди ин- мпшдуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой вла- ■ гиые решения но конкретному юридическому делу, имени однократное применение, адресуются конкретным ли- п.и м и обязательны для исполнения только ими (приговор п || и решение суда, указ о назначении на должность и т. д.).
Пределы действия нормативных правовых актов. В по- III <■ дневной жизни часто встречается термин «действующее законодательство». Он означает совокупность таких законов, предписания которых, с одной стороны, являются общеобязательными, а с другой, обязательными именно в настоящее время. Таким образом, речь идет о пределах действия законов во времени. Одни нормативные акты принимаются на неопределенное время (например, Конституция РФ), другие — на строго определенное время (например, Правила приема в вузы в 2009 году).
Действие законов в пространстве всегда ограничено определенными территориальными пределами. При этом пространственное действие законов и иных нормативных актов может распространяться: на территорию всего государства; на определенную часть государства; за пределами государственной территории.
Действие закона по кругу лиц также связано с определенными пределами. Иначе говоря, круг лиц, охватываемый действием нормативного акта, бывает различным. Он зависит от правового статуса, социального положения, профессии и т. п. (пенсионер, студент, военнослужащий, инвалид, лицо без гражданства).
9.Система права В переводе с греческого термин «система» означает «целое, состоящее из частей». Причем это не простая сумма частей. Систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование всей системы. Система права — нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений. Норма права, как элемент системы права, выступает в качестве регулятора конкретных видов общественных отношений. Правовой институт — совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Примером могут служить институт собственности и институт наследования в гражданском праве, институты брака и развода в семейном праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве. Тесно взаимосвязанные правовые институты образуют отрасли права. Отрасль права — главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве подотраслями являются авторское и наследственное право. Если обратиться к российской системе права, то на отраслевом уровне она может быть представлена следующим образом:
■ Базовая, фундаментальная, ведущая отрасль — конституционное (государственное) право РФ. Эта отрасль закладывает основы правового регулирования в России.
■ Группа профилирующих отраслей права, состоящая из трех материальных отраслей: административное, гражданское и уголовное право и трех процедурных отраслей: административно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное.
■ Группа специальных отраслей — кодифицированных: семейное, трудовое, налоговое и т. д.
■ Группа комплексных отраслей, не имеющих единого кодифицированного акта, таких как экологическое, муниципальное, морское и т. д.
Следует отметить, что различные отрасли права находятся на разных ступенях развития: объем регулируемых ими отношений расширяется либо сужается. По мере становления молодых отраслей права сокращается объем материальных отраслей. Из них выделяются новые отрасли. Постепенно формируются предпринимательское, банковское, жилищное право, конституционно-процессуальное и другие отрасли, которые ранее существовали в качестве правовых институтов.
10. Юридические факты Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридическими такие факты называют потому, что они влекут за собой конкретные правовые последствия (например, смерть гражданина влечет за собой возникновение гражданских правоотношений, связанных с открытием наследства). Все юридические факты по волевому критерию подразделяются на события и действия. События — это такие фактические жизненные обстоятельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений (например, достижение какого-либо возраста, стихийное бедствие и т. п.). События бывают: 1.по длительности — моментальные (происшествия) длящиеся (процессы); 2.по повторяемости — разовые и периодические; 3.по характеру последствий — обратимые и необратимые. Действия — это такие жизненные обстоятельства, которые признаются юридическими фактами и являются результатом сознательно-волевого поведения субъектов правоотношений (например, заключение договора). В свою очередь действия разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерными называют действия, которые соответствуют предписаниям норм права, неправомерными — действия, которые нарушают требования правовых норм.
11.Значение законности и правопорядка в современном обществе Законность — атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, построения и рациональной деятельности государственного аппарата.Законность — строгое, неуклонное соблюдение и исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.Основу законности составляет стабильное разветвленное действующее законодательство, а сущность ее заключается в реальности права, в таком режиме общественной и государственной жизни, при котором право наиболее полно воплощается в реальность. К основным требованиям законности относятся:
1. Верховенство закона. Сущность его состоит в признании верховенства закона по отношению к другим нор- мативно-правовым актам государства.
2. Единство законности. Содержание этого принципа заключается в том, что требования соблюдения и исполнения законов являются едиными для всей страны.
3. Всеобщность законности. Сущность этого принципа состоит в том, что независимо от служебного положения должностные лица должны беспрекословно подчиняться закону, а неисполнение и несоблюдение закона должны повлечь соответствующие меры государственного принуждения.
4. Взаимосвязь законности и целесообразности.
Закон должен неукоснительно соблюдаться и исполняться. Наряду с этим целесообразность означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. 5. Реальность законности, состоящая в достижении фактического исполнения и соблюдения правовых предписаний, т. е. мало провозгласить закон, нужно, чтобы он воплощался в действительной жизни, а в случае нарушения закона неотвратимо наступала ответственность (ч. 2 ст. 92; ст. 93 Конституции). 6. Неразрывная связь законности и правовой культуры населения, которая проявляется в том, что, с одной стороны, внедрение законности означает повышение культурного уровня населения, а с другой — само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения законности. 7. При любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью. Только вместе они достигают целей правового регулирования. Отсутствие справедливости перечеркивает и законность. 8. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Непосредственным итогом правового регулирования является правопорядок — состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований права и режима законности. Правопорядок — результат законности характеризующий степень осуществления ее требований. Правопорядок — это та правовая цель и результат, к которым стремится законность и достигается благодаря законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообуславливают и дополняют друг друга.