Функции государства. Государство и право- продукты общественного развития

Государство и право- продукты общественного развития.

Коренные перемены в родоплеменной организации общества произошли в с связи с серьезными изменениями в общественном строе. Эти изменения были вызваны дальнейшим развитием производительных сил, ростом производительности общественного труда вследствие приручения и одомашнивания животных, развития земледелия, совершенствования орудий труда, а главное- овладением навыками плавки металлов. Сейчас известно много теорий трактующих причины появления государства. В нашей стране семь десятилетий господствовала марксистская теория происхождения государства, согласно которой на определенном этапе развития общества в результате развития его производительных сил появляются излишки необходимого для личного потребления, и они накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность. Это приводит к расколу общества на классы с противоречивыми интересами. В результате экономически господствующему классу понадобилось государство как специальный аппарат, с помощью которого можно удерживать в повиновении и угнетенный класс. Причины происхождения государства: -развитие производительных сил (неолитическая революция-переход от присваивающего хозяйства к производящему) -рост производительности труда -появление прибавочного продукта: -возможность эксплуатации чужого труда -использование чужого труда родовой верхушкой -появление частной собственности -имущественная дифференциация -раскол общества на классы -классовая борьба -образование государства В современной теории не отрицается, что в марксистском учении нашли отражение процессы, в действительности происходившие на европейском континенте в I тысячелетии до н. э. (Древняя Греция, Древний Рим), где классовое раз­деление общества было основным фактором, приведшим к возникновению государства. Однако изучение историчес­ких процессов в других регионах земного шара (например, на Древнем Востоке в IV—III тысячелетии до н. э.) показы­вает, что в марксистской теории преувеличена роль клас­сов в образовании государства. Далеко не везде оно возни­кало подобным образом.

В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики обществен­ных отношений государственные функции подразделяются на внут­ренние и внешние. Функции государства — это основные направления его дея­тельности, выражающие сущность и социальное назначение го­сударственного управления обществом. 1. Внутренние функции представляют собой основные на­правления деятельности государства, которые характеризуют
его внутреннюю политику.
Внутренние функции делятся на ох­ранительные и регулятивные. Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установ­ленных и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достой­ных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести эконо­мическую, социальную, функцию финансового контроля. Экономическая функция может быть сведена к выработке эко­номической политики, установлению правовых основ предприни­мательской деятельности и ценовой политики, управлению государ­ственными органами и предприятиями и т.д. Социальная функция государства выражается в оказании со­циальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д. Функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в госу­дарственный бюджет. 2. Внешние функции государства заключаются в его дея­тельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде меж­дународного сотрудничества и обороны страны от нападения
извне.
В свою очередь международное сотрудничество осуществляет­ся по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Внешнеполитическая деятельность современных цивили­зованных государств основана на признании и уважении су­веренного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости ус­тановленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д. Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осу­ществляется экономическими, дипломатическими и военными сред­ствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное вре­мя — это прямая вооруженная борьба с противником. Таким образом, функции государства представляют собой цель­ную, взаимосвязанную деятельность системы государственных ор­ганов, которая должна быть направлена на создание условий для гар­моничного развития отдельной личности и всего общества в целом. 3. Понятие и признаки государства Государство — это особая орга­низация власти и управления, располагающая специаль­ным аппаратом принуждения и способная придавать сво­им велениям обязательную силу для населения всей страны. Любое государство характеризуется рядом признаков. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся: 1. наличие политической публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним; 2.осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения; 3.территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровно-род­ственными связями и общественная власть осуществ­лялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности, т. е. распространя­ется на любых лиц, находящихся в пределах террито­рии государства, независимо от их кровнородственной связи; 3.налоги (займы). Ни одно государство не может суще­ствовать без сбора общеобязательных платежей (нало­гов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государ­ства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных фун­кций. Отличает государство от иных политических организаций общества наличие таких признаков, как суве­ренитет и монополия на правотворчество. Суверенитет — верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри обще­ства и одновременно ее независимость во взаимоотношени­ях с другими государствами. Монополия на правотворчество подразумевает исключи­тельное право государства издавать законы и иные норма­тивные акты, общеобязательные для населения всей страны. При определении сущности государства выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируе­мых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества. Основоположники марксизма полагали, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства 4.. Форма государства Вопрос о форме государства рассмат­ривается в трех аспектах: 1) форма правления; 2) форма государственного устройства; 3) государственно-правовой режим, характеризующийся методами государственного ру­ководства обществом. Форма правления — это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоот­ношения высших органов государственной власти, а так­же их отношения с населением. По форме правления госу­дарства делятся на монархии и республики. Монархия — форма правления, при которой глава го­сударства управляет государством пожизненно, приобре­тая власть в порядке наследования. Монархия является преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Монархии подразделяются на абсолютные и ограничен­ные. Ограниченные — на дуалистические и парламентские. В абсолютной монархии отсутствуют органы или зако­ны, которые ограничивали бы власть монарха. Он контро­лирует все ветви власти и иногда является руководителем церкви (теократическая монархия). В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная — осуществляет­ся парламентом. Полномочия парламента достаточно узки, правительство формируется монархом и ответственно пе­ред ним. Примерами современных дуалистических монар­хий служат Иордания и Марокко. В парламентской монархии монарх «царствует», но не «правит», его роль номинальна. Правительство формиру­ется парламентом из лидеров партий большинства и ответ­ственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Республика. Слово «республика» происходит от лат. res publica (общественное дело). К признакам республики можно отнести следующие:

1. Глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным.

2. Глава государства осуществляет свои полномочия в те­чение определенного срока.

3. Власть главы государства не передается по наследству, а носит выборный характер.

4. Глава государства несет ответственность за принимае­мые решения.

Различаются следующие разновидности республик.

1. Монократические. Здесь власть главы государства фактически не ограничена, выборы носят скорее ритуаль­ный, нежели реальный характер. Поэтому глава государ­ства в таких республиках сменяется либо в результате смер­ти предыдущего, либо в результате государственного пере­ворота.

2. Президентские республики. Их особенностями яв­ляются:

■ внепарламентское избрание президента;

■ формирование правительства президентом;

■ отсутствие у президента права роспуска парламента или его нижней палаты. Примерами президентских респуб­лик в современном мире являются США, Сирия и др.

3. Парламентские республики. В них:

■ глава государства избирается парламентом;

■ правительство формируется парламентом из числа ли­деров партий парламентского большинства и ответствен­но перед парламентом;

■ президент может распускать парламент или его нижнюю палату. Парламентскими республиками являются Ита­лия, Германия, Индия, Греция, Чехия, Словакия и др.

4. Смешанная республика. В данном типе смешаны при­знаки президентской и парламентской республик, как это имеет место, например, в России и Франции. Глава госу­дарства обычно не относится ни к одной ветви власти.

Форма территориального устройства — это элемент формы государства, который отражает взаимоотношения государства в целом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме территориального уст­ройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарное (от лат. — единство) государство характе­ризуется следующими признаками: административно-тер­риториальные единицы не имеют политической самостоя­тельности; единое гражданство; единая структура государ­ственного аппарата; единая система законодательства; единая система налогов и сборов.

Парламенты унитарных государств, как правило, одно­палатные. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований. В зависимости от нали­чия автономий различают простые и сложные унитарные го­сударства. Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таи­ланд). Сложные унитарные государства имеют в своем соста­ве те или иные формы автономии (Никарагуа, Украина).

Второй основной вид формы государственного устрой­ства — федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уни­кальными специфическими особенностями. Федерация — сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридичес­ки определенной самостоятельностью.Федерации могут быть административно-территориаль­ного (образованного на основе территориального принци­па) и национально-государственного (образованного по на­циональному принципу) вида. Последний вид формы государственного устройства — империя, представляющая объединение под началом жес­ткой централизованной власти этнических и администра­тивно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции. Политический режим — это элемент формы государ­ства, который характеризует совокупность методов осуще­ствления государственной власти. Политические режимы делятся на две основные группы: демократические и неде­мократические. К важнейшим признакам демократического режима относятся следующие:

1. Подотчетность и подконтроль органов власти народу.

2. Правление большинства с учетом интересов меньшинства.

3. Свобода слова и критики, наличие легальной оппозиции.

4. В государственной деятельности доминирует убежде­ние, а не принуждение.

5. Идеологический плюрализм. Он означает, что никакая идеология не может быть признана в качестве обяза­тельной или государственной.

6. Политический плюрализм. Он означает, что любой де­еспособный гражданин может быть организатором или участником политической партии, деятельность кото­рой не противоречит конституции, либо может быть беспартийным.

7. Выборность и сменяемость органов государственной власти, гласность их деятельности.

8. Провозглашение, реализация, охрана и защита прав и свобод гражданина.

9. Провозглашение и функционирование принципа раз­деления властей.

В науке различаются прямая и представительная фор­мы демократии.

В рамках представительной демократии народ реализу­ет свою власть через выбираемые ими представительные органы.

Институтами прямой демократии являются референду­мы, всенародные обсуждения, сходы граждан и т. д.

К недемократическим режимам следует отнести деспо­тический, тиранический, тоталитарный, военный, чрезвы­чайный, либеральный.

Деспотический режим был характерен для стран Древ­него Востока. В деспотии правитель обладает практически неограниченной властью, считается Богом на земле или божественным ставленником. Тиранический режим отли­чается от деспотического легитимным характером власти. При тираническом режиме существует широкая оппози­ция, которая жестоко подавляется.

Тоталитарный режим возник в XX веке как реакция некоторых государств на необходимость быстрого эконо­мического роста в условиях враждебного окружения. Для данного вида режима характерны господство одной идео­логии, наличие харизматического лидера, развитая кара­тельная система, милитаризация общественной жизни и агрессивная внешняя политика, тотальное вмешательство государства в регулирование общественных процессов, широкое использование принудительного труда, сращива­ние государственных и партийных органов.

Военный режим встречается в странах Латинской Аме­рики, в конституциях которых провозглашается особая роль армии в политической жизни страны. При военном режиме верховная власть принадлежит единоличному диктатору либо группе диктаторов. Действие конституции отменяется либо приостанавливается, могут распускаться политические партии, ограничиваются политические права и свободы. Как правило, военные режимы недолговечны, так как военные, предъявив претензии предыдущему правительству, после ста­билизации ситуации назначают новые выборы.

Чрезвычайный режим устанавливается при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, сти­хийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. При чрезвычайном режиме ограничивается ряд прав и свобод, причем характер ограничиваемых прав зависит от причин установления чрезвычайного режима.

Либеральный режим является переходным от недемок­ратических к демократическим. При данном режиме де­мократические права и свободы провозглашаются, но ре­ально не осуществляются в силу слабости демократичес­ких традиций, культурной и экономической отсталости населения.

4.Гражданское общество и правовое государство Граж­данское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства государственной власти. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок — экономических, соци­альных, политических и др. В экономическом плане сказанное означает, что каж­дый индивид является собственником. Он свободен в выбо­ре форм собственности, определении профессии и вида тру­да, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социаль­ной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсо­лютной. Он может существовать самостоятельно, имеет пра­во на достаточно автономную самоорганизацию для удов­летворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, напри­мер, быть членом политической партии. Обеспеченной сво­бода считается тогда, когда индивид через определенные ме­ханизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие госу­дарственных или иных структур в отношении себя. Гражданское общество — открытое социальное образо­вание. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свобо­ду критики, гласность, доступ к различного рода информа­ции, право свободного въезда и выезда, широкий и постоян­ный обмен информационными, образовательными техноло­гиями с другими странами, культурное и научное сотрудни­чество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Наиболее близко к пониманию сущности гражданского общества в настоящее время следующее определение: <■ Гражданское общество — это совокупность неполитичес­ких (негосударственных) отношений в обществе, т. е. эко­номических, моральных, культурно-духовных, религиоз­ных, национальных; сфера спонтанного проявления сво­бодных индивидов, ассоциаций и организаций граждан, которые добровольно сформировались и защищены зако­ном от прямого вмешательства и произвольной регламен­тации со стороны органов государственной власти» (Сло- нарь общественных наук / Е.А. Подольская, Д.Е. Погоре­лый, В.Д. Лихвар. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 37). 6.Правовое государство Идея правового государства на­шла свое отражение в Конституции Российской Федера­ции. Однако нужно иметь в виду, что идея эта не новая и родилась она не в России. Современная концепция право­вого государства вобрала в себя ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени — не­мецким философом И. Кантом (1724-1804) и французским просветителем и правоведом Ш. Монтескье (1689-1755). Правовое государство — это такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобо­да. Не человек для государства, а государство для челове­ка. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому граж­данину возможность всестороннего развития личности. В пра­вовом государстве в отношении человека необходимы условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит прин­цип «не запрещенное законом дозволено». Государство долж­но вмешиваться в жизнь граждан лишь в той мере, в какой этого требует гарантирование их законных интересов и толь­ко в законодательно закрепленных правовых рамках. Для этого оно должно обладать следующими признаками: 1.Верховенство закона, «связанность» государства зако­ном — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятель­ности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть пра­вовыми.2.Соблюдение и охрана прав и свобод человека— госу­дарство должно не только провозгласить привержен­ность этому принципу, но и закрепить фундаменталь­ные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

3.Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти

.4..Взаимная ответственность государства и гражданина за нарушение закона; должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзи­рая при этом на личность правонарушителя. Гаранти­ей этого принципа выступает независимый суд.

5.Наличие гражданского общества как института защи­ты прав и свобод граждан, сдерживания инициативы государственных органов в рамках закона.

6.Высокий уровень правовой и политической культуры в обществе.

7.Создание институтов политической демократии, препят­ствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.

8.Установление в законе и проведение на деле суверен­ности государственной власти. Таким образом, деятельность правового государства направлена на создание условий для свободной реализа­ции прав и законных интересов граждан, защиту этих прав, обеспечение возможности полноценного развития индиви­да, беспрепятственного участия граждан в общественно- политической и экономической деятельности.

5. Источники и нормы права Наиболее известные формы существова­ния государственно признанных норм (источников права) следующие: правовой обычай, судебный прецедент, норма­тивный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт. Исторически первым источником права был обычай — правило поведения, ставшее юридической нормой вслед­ствие его общего значения и длительного фактического применения. Обычай связан с традицией и способен пере­даваться от поколения к поколению. источником права становит­ся не всякий обычай. Правовым обычай становится после того, как получит официальное одобрение государства. Го­сударство санкционирует только такие обычаи, которые от­мечают его интересам. Нередко обычай отражает обыватель­ские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обы­чаи в целях социальной безопасности и личного благополу­чия граждан государство вполне оправданно запрещает. Судебный прецедент — это акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному долу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. Нормативный правовой договор — юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой до­кумент, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства Правовая доктрина — один из древнейших источни­ков права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правопо- ложений, правил поведения, правовых принципов, принад­лежащее наиболее авторитетным представителям юриди­ческой науки и практики, которым придается общеобяза­тельное значение. Священные книги — различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признава­емые государством в качестве общеобязательных. Принципы международного права — это наиболее зна­чимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают тако­вое в случае признания их государством. Нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного пра­вотворческого органа, содержащий нормы права. Норма­тивно-правовые акты являются основной и наиболее совер­шенной формой современного права. Право — это система установленных или санкциониро­ванных государством общеобязательных правил, выража­ющих волю определенной части общества, на основании которых обеспечиваются и защищаются права и свободы человека, осуществляется государственная власть, обеспе­чивается нормальная жизнедеятельность личности. Понимание права как равенства (как общего масшта­ба и равной меры свободы Латинский язык лучше всего иллюстрирует связь пра- ма и справедливости. Право — по латыни jus — корень слова justitia — справедливость, законность. Нормы права. Общество состоит из людей (физических лиц), а также из организаций, общественных объединений, политических партий, государства и его органов (юриди­ческих лиц). Все члены общества находятся между собой в самых разнообразных связях, которые называются обще­ственными отношениями. Значительная часть общественных отношений харак­теризуется противоречивыми интересами их участников. Каким же образом согласовать эти противоречивые ин­тересы? Такой способ человечество разработало и успешно при­меняет давно — это нормативное регулирование обществен­ных отношений. Общество разрабатывает правила поведе­ния, т. е. особого рода стандарты, предписания, каким обра­тим следует действовать человеку в той или иной ситуации. В систему нормативного регулирования общественных от­ношений входят следующие виды норм: -обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов); -религиозные нормы (закрепленные в священных кни­гах различных религий); -нормы общественных объединений (корпоративные нор­мы);

- нормы морали (правила, складывающиеся естественным путем в обществе и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести). Право — один из регуляторов общественных отношений. Оно может включать любые из перечисленных норм. 1.Нормы права исходят непосредственно от государства, его органов. Нормы права принимаются высшими предста­вительными органами государства или органами местного самоуправления, президентом, правительством, министер­ствами, иными органами исполнительной власти и закреп­ляются (фиксируются) в конкретных источниках права — нормативных актах. Тал, нормы права содержатся в Кон­ституции, Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Се­мейном кодексе, указах президента, постановлениях пра­вительства и т. п.

2.Нормы права являются обязательными для испол­нения всеми, кого эти нормы касаются, — гражданами, юридическими лицами, государственными органами и др. 3.Неукоснительное исполнение и соблюдение норм пра­ва обеспечиваются принудительной силой государства в лице органов внутренних дел (милиции, полиции), прокурату­ры и суда. Эти органы обязаны принять меры к тому, что­бы нарушенная норма была исполнена, а потерпевший смог бы беспрепятственно реализовать свое право.

4. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответствен­ность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы пра­ва. Это могут быть предупреждение, штраф, администра­тивный арест или лишение свободы.

норма права — это установленное государством и охраняемое им обязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественных отношений юридические права и налагает на них юридические обязанности.

Нормативно-правовой акт— это «кирпичик» действу­ющей в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 г. установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный кон­ституционный закон», «федеральный закон», «закон», «пра­вовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «по­становления», «распоряжения», «решения», «акт», «меж­дународные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически здесь перечислены все виды нормативно-пра­вовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако это не механическая со­вокупность актов, а некоторая их система, поскольку мас­сив нормативно-правовых актов время от времени специ­ально упорядочивается.

Нормативно-правовые акты следует отличать от инди- иидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударствен­ных организаций, должностных и частных лиц, вызываю­щие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-прода­жи, постановление о наложении штрафа и т. д.). Среди ин- мпшдуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой вла- ■ гиые решения но конкретному юридическому делу, име­ни однократное применение, адресуются конкретным ли- п.и м и обязательны для исполнения только ими (приговор п || и решение суда, указ о назначении на должность и т. д.).

Пределы действия нормативных правовых актов. В по- III <■ дневной жизни часто встречается термин «действующее законодательство». Он означает совокупность таких зако­нов, предписания которых, с одной стороны, являются об­щеобязательными, а с другой, обязательными именно в настоящее время. Таким образом, речь идет о пределах действия законов во времени. Одни нормативные акты при­нимаются на неопределенное время (например, Конститу­ция РФ), другие — на строго определенное время (напри­мер, Правила приема в вузы в 2009 году).

Действие законов в пространстве всегда ограничено оп­ределенными территориальными пределами. При этом про­странственное действие законов и иных нормативных ак­тов может распространяться: на территорию всего государ­ства; на определенную часть государства; за пределами государственной территории.

Действие закона по кругу лиц также связано с опреде­ленными пределами. Иначе говоря, круг лиц, охватывае­мый действием нормативного акта, бывает различным. Он зависит от правового статуса, социального положения, про­фессии и т. п. (пенсионер, студент, военнослужащий, ин­валид, лицо без гражданства).

9.Система права В переводе с греческого термин «систе­ма» означает «целое, состоящее из частей». Причем это не простая сумма частей. Систему отличает непротиворечи­вость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование всей системы. Система права — нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты, подо­трасли и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений. Норма права, как элемент системы права, выступает в качестве регулятора конкретных видов общественных отно­шений. Правовой институт — совокупность взаимосвязан­ных норм, регулирующих качественно однородные обще­ственные отношения. Примером могут служить институт собственности и институт наследования в гражданском пра­ве, институты брака и развода в семейном праве, институт наказания и освобождения от наказания в уголовном праве. Тесно взаимосвязанные правовые институты образуют отрасли права. Отрасль права — главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые ком­плексы однородных общественных отношений. В крупных и сложных по составу отраслях права име­ется еще один компонент — подотрасль права — целост­ное образование, которым регламентируется специфичес­кий вид отношений в пределах сферы правового регули­рования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве подотраслями являются авторское и наследственное право. Если обратиться к российской системе права, то на отраслевом уровне она может быть представлена следую­щим образом:

■ Базовая, фундаментальная, ведущая отрасль — консти­туционное (государственное) право РФ. Эта отрасль зак­ладывает основы правового регулирования в России.

■ Группа профилирующих отраслей права, состоящая из трех материальных отраслей: административное, гражданское и уголовное право и трех процедурных отраслей: административно-процессуальное, граждан­ско-процессуальное, уголовно-процессуальное.

■ Группа специальных отраслей — кодифицированных: семейное, трудовое, налоговое и т. д.

■ Группа комплексных отраслей, не имеющих единого кодифицированного акта, таких как экологическое, муниципальное, морское и т. д.

Следует отметить, что различные отрасли права нахо­дятся на разных ступенях развития: объем регулируемых ими отношений расширяется либо сужается. По мере ста­новления молодых отраслей права сокращается объем ма­териальных отраслей. Из них выделяются новые отрасли. Постепенно формируются предпринимательское, банковс­кое, жилищное право, конституционно-процессуальное и другие отрасли, которые ранее существовали в качестве правовых институтов.

10. Юридические факты Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ния. Юридическими такие факты называют потому, что они влекут за собой конкретные правовые последствия (например, смерть гражданина влечет за собой возникнове­ние гражданских правоотношений, связанных с открытием наследства). Все юридические факты по волевому критерию подраз­деляются на события и действия. События — это такие фактические жизненные обстоя­тельства, наступление которых в качестве юридических фактов не зависит от воли субъектов правоотношений (на­пример, достижение какого-либо возраста, стихийное бед­ствие и т. п.). События бывают: 1.по длительности — моментальные (происшествия) длящиеся (процессы); 2.по повторяемости — разовые и периодические; 3.по характеру последствий — обратимые и необратимые. Действия — это такие жизненные обстоятельства, ко­торые признаются юридическими фактами и являются ре­зультатом сознательно-волевого поведения субъектов пра­воотношений (например, заключение договора). В свою очередь действия разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерными называют действия, ко­торые соответствуют предписаниям норм права, неправо­мерными — действия, которые нарушают требования пра­вовых норм.

11.Значение законности и правопорядка в современном обществе Законность — атрибут су­ществования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реа­лизации прав граждан, осуществления демократии, обра­зования и функционирования гражданского общества, по­строения и рациональной деятельности государственного аппарата.Законность — строгое, неуклонное соблюдение и исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов всеми го­сударственными органами, должностными лицами, обще­ственными объединениями и гражданами.Основу законно­сти составляет стабильное разветвленное действующее за­конодательство, а сущность ее заключается в реальности права, в таком режиме общественной и государственной жизни, при котором право наиболее полно воплощается в реальность. К основным требованиям законности относятся:

1. Верховенство закона. Сущность его состоит в при­знании верховенства закона по отношению к другим нор- мативно-правовым актам государства.

2. Единство законности. Содержание этого принципа заключается в том, что требования соблюдения и исполне­ния законов являются едиными для всей страны.

3. Всеобщность законности. Сущность этого принципа состоит в том, что независимо от служебного положения должностные лица должны беспрекословно подчиняться закону, а неисполнение и несоблюдение закона должны повлечь соответствующие меры государственного принуж­дения.

4. Взаимосвязь законности и целесообразности.

Закон дол­жен неукоснительно соблюдаться и исполняться. Наряду с этим целесообразность означает необходимость выбора стро­го в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих це­лям и задачам общества вариантов осуществления правотвор­ческой и правореализующей деятельности. 5. Реальность законности, состоящая в достижении фак­тического исполнения и соблюдения правовых предписа­ний, т. е. мало провозгласить закон, нужно, чтобы он воп­лощался в действительной жизни, а в случае нарушения закона неотвратимо наступала ответственность (ч. 2 ст. 92; ст. 93 Конституции). 6. Неразрывная связь законности и правовой культуры населения, которая проявляется в том, что, с одной сторо­ны, внедрение законности означает повышение культурно­го уровня населения, а с другой — само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпо­сылку соблюдения законности. 7. При любом управленческом решении законность дол­жна быть рядом со справедливостью. Только вместе они достигают целей правового регулирования. Отсутствие справедливости перечеркивает и законность. 8. Равная возможность всех граждан пользоваться за­щитой закона и их равная обязанность следовать предписа­ниям (равенство всех перед законом и судом). Непосредственным итогом правового регулирования является правопорядок — состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований права и ре­жима законности. Правопорядок — результат законности характеризующий степень осуществления ее требований. Правопорядок — это та правовая цель и результат, к которым стремится законность и достигается благодаря законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообуславливают и дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: