ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (функции иные, нежели в Афинах) –АПÉЛЛА.
В нем принимали участие все мужчины старше 30 лет.
Это пассивный политический орган, т.е. Народное Собрание само законы не издавало, а только могло принять или отвергнуть то, что предлагали Герусия или цари («да» или «нет»).
Примитивный способ голосования (за какое из решений громче кричали, то и проходило. Тем временем «независимых экспертов» запирали в амбаре, чтобы они сказали потом за какой из пунктов (1, 2, 3…) громче шумели).
3. Примерно с VII в. до н.э. – новый государственный орган – КОЛЛЕГИЯ ЭФОРОВ.
Всего было 5 эфóров.
1-й – ЭФОР ЭПОНИМ – председательствовал в общих собраниях Апеллы и Герусии.
ФУНКЦИИ ЭФОРОВ:
1) Эфоры могли собирать народные собрания и предлагать законопроекты,
2) Эфоры объявляли военную мобилизацию,
3) Эфоры принимали и отправляли послов,
4) Решали вопросы войны и мира (???),
5) Только эфоры могли возбудить дело против царей.
Каждые 8 лет эфоры должны были обращаться к оракулу по вопросу о соответствии царей занимаемой должности. Если оракул говорил, что царь (цари) не соответствовал, эфоры начинали уголовное преследование царей (!!!) Т.о. цари не являлись высшими должностными лицами.
|
|
6) Эфоры обладали широкими судебными полномочиями:
- гражданские иски,
- уголовные дела (кроме умышленных убийств → Герусия),
- все дела, касающиеся илотов и периэков.
7) Эфорам принадлежала и полицейская власть.
8) Эфоры контролировали государственные финансы.
4. ЦАРИ (их было 2).
Вначале они избирались. С VI в. до н.э. власть стала наследственной.
ФУНКЦИИ ЦАРЕЙ:
1) Цари – военные вожди (основная функция, как базилевс).
2) Возглавляли армию во время военных походов (иногда по очереди). В поход они брали 10 геронтов
3) Цари также выполняли сакральные функции (отправление религии).
4) Решали вопросы о приданом дочерей-наследниц.
5) Некоторые судебные полномочия
СПАРТИАТЫ. Законы Спарты тщательно заботились о сохранении солидарности и предотвращении резкой имущественной дифференциации среди «равных» - так именовали себя спартиаты. Эту же цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запретившие спартиатам:
- занятие торговлей,
- владение золотом и серебром в личном пользовании. (Были изготовлены неудобные для обращения монеты огромной величины (напр., чтобы перевезти несколько таких монет, требовалась повозка). Т.о. пресекалось стремление к накопительству, а, заодно, можно было контролировать возникновение излишков).
По достижении 30-летнего возраста – полноправный гражданин.
Политическими правами пользовались только спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами – илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но впоследствии возникло имущественное неравенство спартанцев. Несмотря на это, они продолжали именоваться «равными».
|
|
Юридически спартанцы считались равными друг, другу. "Равенство" спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сисситии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому обществу. Те, кто не мог делать взносы для организации общественных трапез[1], переходили в разряд «ГИПОМЕЙОНОВ» (опустившихся) и исключались из числа полноправных граждан.
Сохранение сисситий имело целью поддержание военной дисциплины. Надеялись, что «воин не покинет своего товарища по столу».
Основными занятиями спартиата были:
- военное дело,
- в свободное время он предавался хороводам,
- пирам,
- празднествам,
- охоте,
- гимнастике.
ПЕРИЭКИ. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны:
- могли приобретать собственность,
- могли совершать сделки,
- нести воинскую повинность.
Со стороны государства за периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.
ИЛОТЫ. Илотами являлись представители побежденных племен, почти превращенные в рабов. Они не имели своей земли и работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйства и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около половины илоты платили господину в виде оброка. Кроме того, илоты несли военную службу.
Свое господство над илотами спартиаты поддерживали способами жестокого террора. Периодически (ежегодно) совершались массовые убийства наиболее сильных и смышленых илотов (так называемые КРИПТИИ – охота на илотов), санкционированные государством. Это были, своего рода, боевые упражнения в мирное время. Т.о. уничтожались потенциальные лидеры илотов, способные возглавить возможные восстания.
Илоты, впрочем, могли быть отпущены на волю государством.
Хотя положение илотов приравнивается к положению государственных рабов, однако, рабами они не являлись (скорее, крепостными крестьянами).
Основные отличия от рабов:
- илоты имели свое хозяйство и орудия производства,
- отдавали хозяину земли, к которой были прикреплены не весь урожай, а только половину,
- им не запрещалось заключать браки и иметь семью,
- илоты несли военную службу.