Древние Афины.
СУД И ПРОЦЕСС.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА.
Основным источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах.
Как уже указывалось, общинная земля была разделена на наделы, которые нельзя было отчуждать. Только в IV в. до н.э. был издан закон, по которому разрешалось дарить и завещать земельные участки и дома. Продажа недвижимости была по-прежнему запрещена. Торговлей и ремеслом могли заниматься только неполноправные периэки[2], поэтому договорное право не получило большого развития.
Семья и брак в Спарте носили черты архаичности.
Браки заключались:
- традиционным способом,
- уводом жены («умыкали»)
Невест все еще брали уводом, но этот увод был фактически узаконен. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. "парный брак". Несколько братьев могли иметь общую жену. Можно было иметь 2 жены. Человек, которому нравилась жена друга, мог делить ее с ним.
В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Главная задача – рождение здорового ребенка. Больного ребенка умерщвляли сразу.
Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Женщины в Спарте занимали сравнительно высокое положение и нередко оказывали влияние на государственные дела. В период развития товарно-денежных отношений многие женщины приобрели значительные состояния. Подобное уважительное отношение к женщине, оказание ей почета, в спартанском обществе представляет собой своеобразный пережиток матриархата.
3. УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
Определение размера наказания было целиком на усмотрении судьи, что открывало широкий простор для произвола.
В качестве наказаний практиковались:
- денежные штрафы,
- изгнание,
- лишение прав (атимия),
- смертная казнь (низвержение в пропасть, удушение).
Атимия применялась, преимущественно к тем, кто проявлял трусость на войне.
Илотов убивали без всякого суда и следствия. К периэкам тоже часто применяли внесудебную расправу.
Судебными полномочиями обладали:
- Герусия,
- эфоры,
- отчасти, цари,
- и даже народное собрание.
Компетенция судебных органов:
Герусия разбирала уголовные дела,
Эфоры – гражданские,
Цари – дела о наследстве, споры о выдаче замуж девиц-наследниц и о пользовании дорогами; они же председательствовали в военных судах во время военных походов.
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопонесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело, наконец, к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие полисы, Спарта в середине II в. до н.э. оказалась под властью Рима.
Начало становления афинской государственности принято связывать с деятельностью мифического героя - царя Тезея (около 12-11 вв. до н.э.), который провел ряд реформ, направленных на создание более централизованного государства:
а) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);
б) разделение населения на 3 группы по профессиональному признаку:
- на эвпатридов ("благородных", владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере),
- демиургов (ремесленников, торговцев)
- и геоморов - крестьян;
в) административно-территориальное разделение на 48 округов - навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) значение.
Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам - по преданию именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ -граждан (демос).
После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей - басилевсов, сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н.э. пал в битве с дорийцами). В Афинах устанавливается олигархия.
Высшая власть:
- Ареопаг (совет Аресова холма)
- и коллегия 9-ти архонтов:
- архонт - жрец,
- архонт - военачальник,
- архонт - глава гражданских дел,
- 6 архонтов-хранителей судебных правил.
Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.
Период афинской истории с 11 по 7 вв. до н.э. – принято именовать «темными веками», так как данные об этом этапе истории весьма скудны и противоречивы.
Следующим важным этапом укрепления афинской государственности стали реформы, проведенные архонтом Солоном (около 594 г. до н.э.). Причинами реформ стало массовое закабаление свободного населения, угрожавшее государству бунтом, а также усиления противоречий между богатыми, но и политически бесправными, купцами, судовладельцами, владельцами ремесленных мастерских (афинская "буржуазия") и эвпатридами - землевладельцами, часто обедневшими, но обладающими монополией на управление государством.
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.
1) Прежде всего, Солон провел СИСАХФИЮ - долговую реформу (которая означала прямое вмешательство в отношения собственности):
- Задолженность бедняков была аннулирована.
- Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались.
- Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
2) С именем Солона связана также ЦЕНЗОВАЯ РЕФОРМА, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права:
- общественные должности могли занимать только граждане первых 3-ех разрядов,
- а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда.
Бедняки, входившие в низший, 4-тый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается.
Собрание стало:
- вырабатывать законы,
- избирать должностных лиц
- и принимать от них отчеты.
Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - ГЕЛИЭИ, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых (эвпатридов) был учрежден новый орган управления – СОВЕТ ЧЕТЫРЕХСОТ, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем - его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть ТИРАНА. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим.
Писистрат:
- облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит.
- Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев.
- Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте.
- Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.
Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э.:
1. ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.
2. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.
3. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала 3 находящиеся в разных местах территории (ТРИТТИИ):
1) городскую,
2) прибрежную
3) земледельческую.
Они делились в свою очередь на ДЕМЫ.
Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.
4. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил СОВЕТ ПЯТИСОТ, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.
5. Был создан еще один орган – КОЛЛЕГИЯ 10-ти СТРАТЕГОВ, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
6. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки, при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название ОСТРАКИЗМ. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.
Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. В 5 в. до н.э. реформами Перикла и Эфиальта вводилась плата государственным должностным лицам, а ареопаг (последняя опора аристократии) был лишен политических функций, превратившись в орган судебный. В 5-4 вв. до н.э. Афины достигают своего наивысшего расцвета - военного, экономического, культурного.